Определение двойственных оценок однородной задачи линейного программирования симплекс-методом.

31) Транспортная задача линейного программирования, ее математическая модель.

Под названием транспортная задача объединяется широкий круг задач ЛП с единой математической моделью, т.к. это задача ЛП, то для ее решения может применятся один из уже известных методов( симплексный, двойственный, искусственный базис) Однако, в силу специфики мат. модели для их решения был разработан специальный метод- метод потенциала. Данный метод, как и симплексный, начинается с поиска начального решения, затем найденное решение проверяется на оптимальность и при необходимости осуществляется построение более оптимального плана.

Постановка задачи:

Однородный груз сосредоточен у m поставщиков А1, А2…..Am в объемах а1, а2…аm.

Данный груз необходимо доставлять n потребителям В1, В2…Вn, которые формируют заявки на груз в объемах в1, в2…вn.

Известны затраты (тарифы) на перевозку единицы груза от i-го поставщика J-му потребителю.

Сij( i=1,m , j=1,n)- затраты на перевозку.

Требуется составить такой план перевозки, при котором запасы всех поставщиков будут вывезены, заявки всех потребителей удовлетворены, а суммарные затраты на перевозку всех грузов будут минимальны.

Занесем все условия задачи в специальную транспортную таблицу

Потребит поставщ B1 B2 Bn Запасы ai
A1 c11 x11 c12 x12 c1n x1n a1
A2 c21 x21 c22 x22 c2n x2n a2
Am cm1 xm1 cm2 xm2 cmn xmn am
Спрос bj b1 b2 bn ∑ai(i=1,m) ∑bj(j=1,n)

Определение двойственных оценок однородной задачи линейного программирования симплекс-методом. - student2.ru Определение двойственных оценок однородной задачи линейного программирования симплекс-методом. - student2.ru Математическая модель транспортной задачи:

Пусть Х= х11 х12… х1n

х21 х22… х2n

………………………

xm1 xm2…xmn

- это план перевозки грузов

от каждого поставщика к каждому потребителю хij≥0 (i=1,m; j=1,n)

Суммарные затраты на перевозку грузов будут составлять ∑∑сij xij.

Поскольку эти затраты нужно минимизировать, то имеем целевую функцию

F(X)= ∑∑cij xij->min

Груз, выводимый от одного поставщика, определяется суммой всех переменных по строке

∑ xij( j=1,n).

И так как весь груз должен быть выведен, то эта сумма должна равняться запасам поставщика

∑xij=ai( j=1,n) i=1,m.

Груз, направляемый одному потребителю, т.е. сумма переменных по столбцу должен полностью удовлетворять его потребностям

∑xij= bj (i=1,n)

J=1,n

Т.о. математическая модель задачи принимает вид: найти оптимальный план перевозки грузов от поставщиков к потребителям, минимизирующие затраты на перевозку

Определение двойственных оценок однородной задачи линейного программирования симплекс-методом. - student2.ru F(x)= ∑∑cij xij->min при ограничениях:

∑хij=ai(j=1,n)

∑xij=bj(i=1,m)

xij≥0

32)Открытая и закрытая модели транспортной задачи. Приведение открытой модели к закрытой.

Модель ТЗ называется закрытой(задача с правильным балансом), если суммарные запасы поставщиков совпадают с суммарным спросом потребителей.

Если данное условие не выполняется, т.е. ∑ai≠∑bj (i=1,m, j=1,n) , то модель открытая, а задача с неправильным балансом.

Открытую модель необходимо привести к закрытому виду, при этом возможно 2 случая:

1) ∑ai>∑bj (i=1,m. j=1,n) запасов больше, чем заявок. В этом случае вводят фиктивного потребителя Вn+1, который формирует спрос на груз в объеме bn+1=∑ai-∑bj( i=1,m j=1,n).

Тарифы данного потребителя считаем равными нулю.

2) ∑ai< ∑ bj( i=1, m j=1,n) спрос превышает имеющиеся запасы, в этом случае вводят фиктивного поставщика Am+1,запасы которого составляют am+1= ∑bj- ∑bi( j=1,n i=1,m).

Тарифы для данного поставщика равны нулю.

После того, как задача приведена к закрытому виду можно приступать к поиску начального опорного решения.

Наши рекомендации