Тема 3. основы дифференциального исчисления

Пусть на интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru задана функция тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Возьмем некоторое число тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и придадим аргументу тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru приращение тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Тогда значение функции получит приращение тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Рассмотрим отношение тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Если при тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru существует конечный предел дро­би тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то этот предел называют произвoдной функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и обозначают симво­лом тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru (или тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ):

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Нахождение производной называют дифференцированием функции.

Функцию тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называют дифференцируемой в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , если в окрестности этой точки ее приращение может быть представлено в виде:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Можно доказать, что для дифференцируемости функции необходимо и достаточно, чтобы существовала и была конечной ее производная, при этом тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Выражение тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называют дифферен-циалом функции и обозначают тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Приращение аргумента тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называют дифференциалом независимой переменной и обозначают тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Таким образом, тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Геометрически дифференциал тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru есть приращение касательной, проведенной к графику функции в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , и может быть как меньше, так и больше приращения функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Для линейной функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Если производная существует для всех тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru из интервала тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то тем самым производная определена как функция тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru в этом интервале, и можно говорить о производной от этой функции, называемой второй производной функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru : тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru Аналогично вводится понятие высших производных (третья производная и т.д.) тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Для освоения техники дифференцирования, то есть нахождения производных, необходимо использовать правила дифференцирования и таблицу производных наиболее часто встречающихся функций.

Основные правила дифференцирования

1. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

2. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru – постоянная) тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

4. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

5. Производная сложной функции: если тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , где производные функций в правой части равенства берутся по аргументам тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru соответственно.

Приведем таблицу производных наиболее часто используемых функций:

1. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru – постоянная) тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

2. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

3. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

4. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru – постоянная) тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

5. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

6. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

7. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

8. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

9. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

10. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

11. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

12. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

13. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

14. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

15. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Логарифмической производной функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называется производная от логарифма этой функции: тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , при y > 0. Нахождение производных от многих функций значительно упрощается, если эти функции предварительно прологарифмировать, а затем воспользоваться логарифмической производной. При этом логарифмическую производную применяют формально, не учитывая, что формула имеет смысл лишь при y > 0.

Функция y(x) называется неявной, если зависимость между х и у выражена уравнением F(x,y)=0, неразрешенным относительно у.

Чтобы найти производную от неявной функции, надо данное уравнение продифференцировать, считая у функцией от х, а затем полученное уравнение решить относительно производной тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Рассмотрим примеры вычисления производных.

Пример1. Найти производную функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение. Применяя правила 4,1 и таблицу производных, получим:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Пример2. Найти тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , если тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение. Последовательно применяя правило дифференцирования сложной функции, получим:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Пример3. Найти производную функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение. Применим логарифмическую производную:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Пример4. Найти производную функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение. В случае произведения нескольких сомножителей применение логарифмической производной также эффективно:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Пример5. Найти производную функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , если тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение. Применим правило дифференцирования неявной функции:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Функция тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называется возрастающей (убывающей) на интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , полностью входящем в область ее определения, если для любых тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru из этого интервала из неравенства тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru следует выполнение неравенства тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ). Если неравенства выполняются как строгие, то говорят о строгом возрастании (убывании) функции. Интервалы, на которых функция возрастает или убывает, называются интервалами монотонности функции.

Внутренняя точка тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru интервала тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru называется точкой максимума (минимума) функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , если существует такое тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , что для всех тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru из интервала тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , содержащегося внутри интервала тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , выполняется неравенство тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ). Точки максимума и минимума называют точками экстремума функции.

Приведем формулировки теорем, используемых при исследовании функций.

Достаточное условие строгого возрастания (убывания) функции.

Если тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ( тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ) в интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru строго возрастает (убывает) в этом интервале.

Необходимое условие экстремума функции.

Если функция тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru дифференцируема в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и достигает в этой точке максимума (минимума), то тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Точками экстремума могут быть только точки, в которых производная равна нулю, либо производная не существует. Точки, в которых производная равна нулю или не существует, на­зывают точками, подозрительными на экстремум, или критическими точками.

Достаточное условие экстремума функции.

Если при переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , подозрительную на экстремум, производная меняет знак, то точка тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru является точкой экстремума. При этом если в некоторой окрестности точки тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru для тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru для тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru является точкой максимума. Если же в этой окрестности тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru для тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru для тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru – точка минимума.

При исследовании функции на экст­ремум рекомендуется придерживаться следующего плана.

1. Найти область определения функции.

2. Найти производную функции.

3. Найти корни производной тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и точки ее разрыва, принадлежащие области определения функции (то есть точки, подозри­тельные на экстремум).

4. Определить интервалы знакопостоянства производной, границами которых служат точки, подозрительные на экстремум.

5. Определить знак производной на каждом из образовавшихся интервалов. Если при переходе через точку, подозрительную на экстремум, производная меняет знак с плюса на минус (с минуса на плюс), то эта точка – точка максимума (минимума). Если же при переходе через точку, подозрительную на экстремум, производная знака не меняет, то экстремума в этой точке нет.

Пример 6. Найти область определения и экстремумы функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение.

1. Областью определения функции является вся действи­тельная ось, т.е. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

2. Найдем производную функции.

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

3. Корнями производной являются точки: тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Точек разрыва у производной нет.

4. Область определения разбивается найденными точками на промежутки:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

5. Определим знак производной в каждом из промежутков. Так как производная непрерывна при всех тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то в каждом интервале она сохраняет знак, и для определения ее знака достаточно найти ее знак в любой точ­ке интервала.

Рассмотрим интервал тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Возь­мем точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Так как тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , то на интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производ­ная тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru будет положительной. Аналогично определяем знак производной на остальных интервалах. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная положительна. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная отрицательна. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная положительна. Так как при переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная знака не меняет, в этой точке экстремума нет.

При переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с плюса на минус, следовательно, тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru является точкой максимума и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . При переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с минуса на плюс, следовательно, в этой точке у функции минимум и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru ;

Результат удобно представить в виде схемы (рис.1).

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Рис. 1

Пример 7. Найти экстремумы функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение.

1. Областью определения функции – вся действи­тельная ось, кроме точки тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , т.е. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

2. Найдем производную функции:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3. Производная обращается в ноль при тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и не существует в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , которая не при­надлежит области определения функции.

4. Область определения разбивается на следующие интервалы: тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

5. На промежутке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . На промежутке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .На промежутке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . На промежутке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Таким образом, при переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с плюса на минус, а это означает, что, в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru функция имеет максимум и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Точка тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru не входит в об­ласть определения функции и не может быть точкой экстремума. При переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с минуса на плюс, поэтому в точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru функция име­ет минимум и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . Иллюстрация полученного решения представлена на рис. 2.

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Рис. 2

Пример 8. Найти область определения и экстремумы функции тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Решение.

1. Областью определения функции является вся действи­тельная ось, т.е. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

2. Найдем производную функции.

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

3. Корнями производной являются точки тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , при тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная терпит разрыв.

4. Область определения разбивается найденными точками на 4 промежутка:

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru , тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

5. Определим знак производной в каждом из промежутков.

Рассмотрим интервал тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . В нем тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru отрицательна. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная положительна. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная отрицательна. На интервале тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная положительна. При переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с плюса на минус, следовательно, эта точка является точкой максимума и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . При переходе через точку тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная меняет знак с минуса на плюс, следовательно, эта точка является точкой минимума и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru . В точке тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная не существует, однако эта точка входит в область определения функции. Поскольку слева от точки тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru производная тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru отрицательна, а справа положительна, то эта точка является точкой минимума и тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru (см. рис.3).

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru

Рис.3

Контрольные задания

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru Найти производную функций;

тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru Найти область определения функции и точки экстремума.

3.1. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.2. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.3. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.4. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.5. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.6 тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.7. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.8. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.9. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.10. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.11. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.12. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.13. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.14. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.15. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.16. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.17. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.18. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.19. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

3.20. тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru тема 3. основы дифференциального исчисления - student2.ru .

Наши рекомендации