Принципы построения статистических показателей.

Эк-ко-статист-ие показ-ли сод-ат колич-ую хар-ку св-в эк-их явл-й. Каждый пок-ль с возможной точностью д. соотв-ать сущности изменяемых явл-й.=>необх-ть рассмотрения исслед-го объекта во всех его связях приводят к необх-ти примен-я с-мы показателей. При формир-ии с-мы пок-лей д. б. четко сформулированы знач-я и область их прим-ия, определены выполняемые ими ф-ции. Статист-кие показатели – вел-ны, характер-ие обществ. явл-я в конкретных усл-ях места, вр-ни => пок-ли выполняют учетную ф-цию. Изучая отчетные данные, рук-ли разного ур. получают объективную инф-цию о реал. сост-и дел в орг-ции, отрасли и эк-ке в целом. Плановые пок-ли выполняют директивную ф-цию, ориентируют рук-лей и всех раб-ков на вып-ние поставленных задач. Составы плановых и учетно-статистич. показат. различ-ся м/у собой. Анализ отчетных показ. д. выявлять неисп-ные резервы. Однако, отчетные показ. д. б. сопоставимы с плановыми по методологии их опр-ия. Пок-ли д. выполнять стимулирующую ф-цию, т.е. напр-ять деят-ть СО на конечный рез-т.

Абсолютные величины.

Обобщающие показ. быв. экстенсивные (объемные) и интенсивные(качеств.). Объемные показ. – обычные абсолютные величины. Интенсивные показ. подразд-ся на относительные и средние. Абсол-ми вел-ми наз-ся показ., выр-щие размеры, объем и ур. обществ-х явл-й и пр-сов. Напр. V-м СМР СО, числ-ть студентов группы. Они широко исп-ся в план-ии, учете и при анализе. По сп-бу выражения абсол. величины подраз-ся на индивид-ые, групповые и общие. Индивид-ные выражают размеры колич-ых признаков у отд-ых ед. (з/п раб.), а групп-ые и суммарные у отдельных групп или у всех ед. сов-ти(з/п бригады). Абсол-ые вел-ны всегда имеют ед. измер-я. Бывают натуральные ед. измерения (Напр. тонны, м2, м3, штуки); условно-натуральные (кирпич); сложные (т/км); трудовые (отработан. чел/часы, чел/дни). Для обобщения данных исп-т стоимостные или ден-ые ед. измер-я (тыс., млн., руб.). Абс-ые показ. м. б. измерены с различной степенью точности.

Сущность относительных величин.

Абс-ые вел-ны играют важную роль в познавательной деят-ти чел. Для проведения А их недостаточно, т.к. треб-ся сопоставление пок-лей. Относительная величина в С. – мера соотношения показателя с принятой базой сравнения. Они выраж-ся в различной ф-ме в зав-ти от базы сравнения. Если база сравнения принята за ед., то относительная велич. измер-ся в коэф.; в %, если база принята за 100; в промилле(0/00), если – за 1000 и продецимиллях(0/000) –за 10000. В 0/00 измеряется рождаемость, смертность. В 0/000 число врачей, больничных коек на 10000 чел. населения. Относительные велич. м.б. числами именованными (Напр. пл-ть насел.). Выбор ед. зависит от задач исслед-ия. Базу срав-ия необх-мо выбирать обоснов-но.

Виды относительных величин.

В практике с. прим-ся разл. виды относ-ых величин. Относ-ная вел-на планового задания – отнош-ие планового задания к фактически достигнутому ур. за прошедший п-д (изм-ся в коэф. или %). Относ-ая вел-на динамики хар-ует измен-е одноименных пок-лей во времени и получается путем сопоставления пок-лей каждого п-да с предш-щим или к первонач-му=> они наз. цепными или базисными (Изм. в коэф. или %) Относ. вел-на выполнения плана – отношение факта к плановому заданию. у0 – фактически достигнутый ур. в предш-щий п-д. упл – плановое задание на отчетный п-д. у1 – фактически за отчетный п-д. (упл/ уо) – относ. вел-на планового задания. (у1/ упл) – относ-ая вел-на выполнения плана. (у1/ уо) – относ. вел-на динамики ((у1/ уо)= (у1/ упл)*(упл/ уо) ). Относ. вел-на структуры характеризует удельный вес части в общем итоге. Изм. в %, коэф. Она связана всегда с группировкой и исчисляется на ее основе. Напр. в гр. 25 чел., 8 – юношей => (8/25)*100=32% - юношей и 68% - дев. Относ-ые вел-ны координации хар-уют соотн-ие частей целого, одна из кот. принята за базу срав-ия. Напр. На одного мужчину в гр. приходится 2,125 дев.(17/8=2,125). Эти вел-ны явл. дополнением к хар-ке стр-ры. Относ. вел-на сравнения или наглядности хар-ет отношение одноименных пок-лей, относящихся к различным объектам или тер-рии, но за один и тот же п-д или момент времени. напр., соотн-ие ср. з/п в гос. и частной СО. Относ. вел-ны интенс-ти хар-уют степень распространенности данного явления в определенной среде. Напр. Все демографические коэф. рождаемости, ест. прироста нас., брачности.

Многообразие изучаемых общественных явлений требует дифференцируемого использования абсолютных и относительных величин. Кроме того, относительные величины не следует отрывать от базы. Напр. В 2-х близких по своим возможностям СО V СМР увел. в 1) на 15%; 2) на 7%.Но V СМР 1) СО 100 млн. руб.; 2) 300 млн. руб.

Только комплексное применение абсолютных и относительных показ. дает всестороннюю характеристику изучаемого явления.

Наши рекомендации