Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования

Если игра т х п не имеет оптимального решения непосредственно в чистых стратегиях, то оптимальное решение необходимо искать в области смешанных стратегий. Игрок А обладает стратегиями А1, А2,…, Аm, а игрок В – стратегиями B1, B2,…, Bn. Необходимо определить оптимальные стратегии Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru и Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru , где Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru - вероятности применения соответствующих чистых стратегий Аi, Bj. При этом Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru и Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru .

Если игрок А применяет смешанную стратегию Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru против любой чистой стратегии Вj игрока В, то он получает средний выигрыш (математическое ожидание выигрыша):

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

Для оптимальной стратегии Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru все средние выигрыши не меньше выигрыша игры v, поэтому получаем систему неравенств:

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru a11p1+ a21p2+…+ am1pm ≥ v

a12p1+ a22p2+…+ am2pm ≥ v

………………………………

a1np1+ a2np2+…+ amnpm ≥ v

Если каждое неравенство разделить на число v>0 (v>0 можно добиться, сделав все элементы aij ≥ 0) и введя новые переменные:

x1=p1/v, x2=p2/v, …., xm=pm/v

предыдущая система примет вид:

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru a11x1+ a21x2+…+ am1xm ≥ 1

a12x1+ a22x2+…+ am2xm ≥ 1

………………………………

a1nx1+ a2nx2+…+ amnxm ≥ 1

Если нормировочное условие, выраженное равенством p1+ p2+…+ pm =1 разделить также на v, тополучим, что переменные x1+x2+…+xm=1/v. В силу того, что цель игрока А максимизировать свой выигрыш, т.е. максимизировать цену игры v, максимизация цены игры v эквивалентна минимизации величины 1/v. Поэтому задача в терминах линейного программирования может быть сформулирована следующим образом:

Найти минимум целевой функции Z = x1+x2+…+ xm при ограничениях. Тем самым получаем задачу линейного программирования, решая которую получим оптимальную стратегию Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru и цену игры v=1/Z.

Для определения оптимальной стратегии Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru игрока В следует учесть, что игрок стремится минимизировать гарантированный выигрыш, т.е. найти max 1/v. Переменные q1, q2,…, qn удовлетворяют неравенствам

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru a11q1+ a12q2+…+ a1nqn ≤ v

a21q1+ a22q2+…+ a2nqn ≤ v

………………………………

am1q1+ am2q2+…+ amnqn ≤ v

Если также как и в предыдущем случае ввести новые переменные:

y1=q1/v, y2=q2/v, …., yn=qn/v,

то предыдущая система примет вид:

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru a11y1+ a12y2+…+ a1nyn ≤ 1

a21y1+ a22y2+…+ a2nyn ≤ 1

……………………………

am1y1+ am2y2+…+ amnyn ≤ 1,

а задача сводится к задаче линейного программирования, в которой надо найти максимум целевой функции Z’ = y1+y2+…+ yn при заданных системой ограничениях.

Решение задачи линейного программирования определяет оптимальную стратегию Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru . При этом цена игры

v = 1/max Z' = 1/min Z.

Пример . Найти решение игры со следующей платежной матрицей:

С= Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

Так как матрица не имеет седловой точки, то ее решение будем искать в смешанных стратегиях. Математические модели будут состоять из пары двойственных задач линейного программирования. Первая задача на нахождение минимума функции F(x) = x1+ x2+ x3

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru При следующих ограничениях:

2x1+4x2+ x3 ≥ 1

3x1+2x2+3x3 ≥ 1

x1+2x2+4x3 ≥ 1

xi ≥ 0, i=1,3

где Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru , i=1,3

Вторая задача будет на нахождение максимума функции Z(y)=y1+y2+y3

При следующих ограничениях:

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru 2y1+3y2+ y3 ≤ 1

4y1+2y2+ 2y3 ≤ 1

y1+3y2+ 4y3 ≤ 1

yi ≥ 0, i=1,3

где Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru , i=1,3

Решение задач может быть выполнено симплекс-методом.

Задачи для самостоятельного решения.

Составив прямую и двойственную задачи линейного программирования решить задачи:

1. 2. 3.

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

4. 5. 6.

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

7. 8. 9.

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

10. 11. 12.

Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru Решение игры в общем виде. Сведение задачи по теории игр к паре взаимодвойственных задач линейного программирования - student2.ru

Наши рекомендации