Методы оценки эффективности.

В зависимости от характера, содержания и меры выражения изменений в деятельности предприятия подбирается тот или иной метод оценки эффективности управленческого решения.

С точки зрения роли методов в процессе оценки они подразделяются на:

o методы учета связи социальных и политических факторов с оценкой экономической эффективности;

o методы выбора критериев оценки эффективности управленческих решений;

o методы выбора эффектов реализации управленческих решений;

o методы определения значений критериев;

o методы расчета эффектов.

По характеру выполняемых работ методы оценки можно разделить на:

o методы выбора и идентификации в процессе выработки оценки эффективности;

o методы расчета в процессе выполнения оценки;

o методы описаний в процессе оценки.

С точки зрения роли человека в процессе оценки методы подразделяются на формальные и неформальные.

По точности достигаемых в процессе оценки результатов различают точные и приближенные методы.

Сточки зрения затрат выделяют методы требующие значительных затрат времени специалистов, сложной вычислительной техники и финансовых ресурсов, и методы, не требующие значительных затрат.

По возможности реализации методы можно разделить на сложные и простые.

Многообразие методов требует включения в группу оценки различных специалистов и согласования методов, применяемых на различных этапах оценки.

Специалисты, входящие в состав группы оценки должны быть профессионалами в своей области, иметь соответствующее образование и опыт работы в данной области. При постоянной работе в составе группы специалисты не только оттачивают имеющиеся знания и навыки, пополняют свой практический опыт, но и овладевают новыми методиками оценки эффективности. По функциональному характеру этапов процесса оценки эффективности и по содержанию применяемых на этих этапах методов можно сделать вывод, что группа специалистов по оценкам должна быть комплексной. Это соответствует комплексной природе объекта оценки.

Представляется целесообразным следующий состав группы специалистов по оценкам: экономисты, знакомые с экономико-математическими методами, правоведы, психологи, социологи, специалисты по общей теории организации и управления производством, специалисты по методологии системного анализа и математики, программисты.

Определение процедуры и организации оценки экономической эффективности управленческих решений требует ответа на такие вопросы:

· где производится оценка

· когда производится оценка, каков ее процесс

· с помощью каких технических и программных средств производится оценка эффективности.

36 Структура командных коммуникаций: сущность и содержание.

Коммуникация – процесс передачи информации и средства для этой передачи. Одновременно под коммуникацией понимают связь между объектами, а также сам процесс взаимодействия в организации и между организациями.

Коммуникации играют в менеджменте огромную роль, являются важнейшим средством для достижения целей организации. Цели коммуникаций:

· обеспечение эффективного обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента;

· совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

· создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, для координации их задач и действий;

· регулирование и рационализация информационных потоков.

В зависимости от способа обмена информацией различают:

· Межличностные, или организационные, коммуникации на основе устного общения;

· Коммуникации на основе письменного обмена информацией.

В зависимости от объектов коммуникационной деятельности и решаемых ими при этом задач межличностные коммуникации подразделяются на: коммуникации по горизонтали, коммуникации по вертикали, командные коммуникации, коммуникации «состояния», коммуникации с внешней средой, неформальные коммуникации.

Коммуникации по горизонтали – это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации.

Коммуникации по вертикали связывают органы и объекты управления, находящиеся на различных уровнях иерархической лестницы. Эти коммуникации используются прежде всего для передачи командной информации и информации «состояния».

Командные коммуникации служат для передачи приказов и распоряжений «сверху - вниз», от начальников к подчинённым. С помощью этих коммуникаций до исполнителей доводятся решения, принятые руководителями.

Коммуникации «состояния» представляют собой линии обратной связи, идущие от подчинённых к руководителям. По ним передаются доклады о выполнении решений, данные об обстановке на местах, возникающих проблемах и т. п.

Коммуникации с внешней средой связывают организацию с источниками внешних ресурсов, потребителями, партнёрами, другими субъектами рынка, организациями, составляющими инфраструктуру менеджмента (банками, биржами, аукционами, рынками), органами государственного управления, общественностью, средствами массовой информации и т. д.

Неформальные коммуникации представляют собой пути распространения неофициальной информации, так называемых утечек, а также всевозможных слухов.

Коммуникационные задачи решаются в ходе коммуникационных процессов, т. е. процессов обмена информацией

Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”:

Взаимодополнение членами команды друг друга по функциям, распределение ролей. В любой момент каждый член команды может заменить любого из своих коллег, так как все члены команды ответственны за целый бизнес-процесс или за выполнение его определенного сегмента.

^ Присущее членам команды “понимание друг друга с полуслова”. Этот эффект достигается как за счет совместной работы, так и за счет тщательного комплектования и тренировки команды.

^ Связанность и способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий. Связанность (целостность) команды, по мнению некоторых исследователей2, является критической характеристикой команды. Она отражает чувства принадлежности к команде и командный дух. Эмпирические работы подтверждают взаимосвязь производительности команды и ее связанности. Команда дает возможность ее членам учиться друг у друга.

^ Способность быстро реагировать на изменения3. Командное поведение отличается от всех других форм группового поведения наибольшей гибкостью, адаптивностью и стремлением к инновациям. Более того, эта “жизнеспособная структура” приводит в действие механизм, который концентрирует энергию и дает возможность организационному таланту быть использованным наиболее свободным и продуктивным образом.

^ Степень власти, которую имеет настоящая команда и ее полномочия. По мнению Toffler4, команда, которая наделена властью самоуправления и принятия решений является наиболее продуктивной и лучше способна справляться с изменениями.

Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды.

Исследования управленческих консультантов показывают, что к таким факторам относятся:

1. Отсутствие открытых коммуникаций, общение "за масками", с позиций ролевого стереотипа.

2. "Спрятанность" конфликтов, скрытость реальных чувств, мыслей. "Взрыв" агрессивного поедения в любой стрессовой ситуации.

3. Принятие решений только первым лицом, призывающим всех идти к декларируемой цели. Скептицизм работников, отсутствие идентификации себя с провозглашаемыми целями.

4. Отсутствие ясного представления у членов команды о способах достижения целей. Несогласованность действий каждого.

5. При совершении явных ошибок или просчетов - поиск виноватых, вместо исправления положения дел.

6. После окончания какого-либо этапа работы или намеченной программы действий отсутствие времени для оценки сделанного. Отсутствие обучения на опыте, игнорирование полезной информации, неизменность ситуации.

Наши рекомендации