Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо …

Лоб …

Нос …

Волосы …

Взгляд …

Улыбка …

72.Запиши глагол, родственный глаголу петь,который в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным.

Запевала.

73.Разбери по составу.

Слепить глаза – слепить игрушку.

Скупить книги – скупой на ласку.

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

С л е п и т ь г л а з а – с л е п и т ь и г р у ш к у

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

С к у п и т ь к н и г и – с к у п на л а с к у

74.Укажи части речи в отрывке из сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес».

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в гуще рымит исполин –

Злопастный Брандышмыг!

75.Отгадай слова, запиши отгадки.

Корень мой в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем с «дорогой» роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс, как в слове «родник»,

Целым же в космос проник.

Мой корень – родственник «сраженью».

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

Оценка

Спутник – (дорога – путь)

(Сражение – бой) – забойщик

76.Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.

Береза, руки, человека.

77.К словам левого столбика подбери и запиши объяснение из правого столбика.

вежливый, учтивый не только вежливый, но и приветливый.

любезный соблюдающий правила приличия.

деликатный не только вежливый, но и мягкий в обращении.

обходительный очень вежливый, предупредительный.

вежливый, учтивый – соблюдающий правила приличия.

обходительный – очень вежливый, предупредительный.

деликатный – не только вежливый, но и мягкий в обращении.

любезный – не только вежливый, но и приветливый.

78.Прочитай предложения, найди ошибки. Запиши предложения правильно.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котенок.

Повар посолил суп.

У Юры жил котёнок.

79.Прочитай и запиши слова путем перестановки букв и слогов. Подчеркни «лишнее», объясни, почему оно «лишнее».

н ы с т а ч й

л о д е в о й

м у ч е з а н н ы й

г о р а з в о р

Частный, деловой, замученный, разговор.

Лишнее – разговор – сущ.

80.Замени русскими пословицами, выражающими такой же смысл, пословицы разных народов.

Тот не заблудится, кто спрашивает.

Тот, кто не учится, ходит в потемках.

Язык до Киева доведёт.

Ученье свет, неученье – тьма.

81. К словам левого столбика подбери и запиши объяснение из правого столбика.

Свирепыйчересчур суровый, причиняющий боль другим.

Жестокий подчеркивает бездушное отношение к людям,

Бессердечный их страданиям.

Безжалостный не знающий жалость, снисхождения.

Беспощадный говорит о большой жестокости,

соединенной со злостью.

Свирепый – говорит о большой жестокости, соединенной со злостью.

Бессердечный – подчёркивает бездушное отношение к людям, их страданиям.

Беспощадный – не знающий жалости, снисхождения.

Безжалостный – не знающий жалости, снисхождения.

Жестокий – чересчур суровый, причиняющий боль другим.

82.Прочитай предложения, определи, правильно ли употреблены местоимения. Запиши предложения правильно.

На березах сидят снегири. Они занесены снегом.

Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.

Катя встала на скамейку. Она покачнулась.

83.Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

84.Назови слова, у которых корень совпадает с основой.

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъем, скала, орел.

Хлеб, радуга, ромашка, страна, скала, орёл.

85.Найди слова с приставками.

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

Принести, спрятать, обрадоваться, рассмеяться, научиться, отбежать.

86.Найди «лишнее» слово по типу склонения.

Речь, весть, просека, власть. (просека)

Поляна, рука, черемуха, рот. (рот)

Костя, Петербург, поезд, вокзал. (Костя)

Отвага, капель, жимолость, гордость. (отвага)

Детство, приключение, достояние, техника. (техника)

Народ, остров, корзина, дар. (корзина)

Тепло, наследие, гора, богатство. (гора)

Ягода, чаша, огонь, дружина. (огонь)

87.Укажи одушевленные существительные мужского рода в творительном падеже.

Мечтать о лете.

Спрятаться за дубом.

Сидеть на берегу.

Стоять перед отцом.

Наблюдать за домом.

Рисовать карандашом.

Отдыхать под деревом.

Искать под столом.

Играть с другом.

Перед отцом, с другом.

88.Найди существительные женского рода в дательном падеже.

Приехать к бабушке.

Рассказать папе.

Книга о природе.

Играть во дворе.

Идти по улице.

Стихи о весне.

Подойти к сестре.

Подарок ко дню рождения.

Мечтать о прогулке.

Помочь маме.

к бабушке; по улице; к сестре; маме.

89.Выбери предложения по схеме: определение, подлежащее, сказуемое.

Мы ждем поезда.

Вырос младший брат.

Птицы громко поют.

Желтые листья опадают.

Воскресный день закончился.

Птичьи голоса звенят.

Жёлтые листья опадают.

Воскресный день закончился.

Птичьи голоса звенят.

90.Спиши предложение, обозначь падежи и склонение имен существительных, выдели главные и второстепенные члены предложения, составь схему предложения и выпиши словосочетания.

На поляне девочка набрала полную корзину грибов.

91.Найди слова с приставками.

(за)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.

Забрать, улетать, доехать, справиться, направлять.

92.Выпиши слова, соответствующие схеме: приставка, корень, нулевое окончание.

Выход, посадка, прилив, друг, заплыв, вылет, проход, записка.

Выход, вылет, проход.

93.Выбери существительные в родительном падеже.

Ехать по степи.

Аромат сирени.

Письмо к дочери.

Петь в тиши.

Петь песни.

Писать о честности.

Тьма ночи.

Заряд бодрости.

Достать из печи.

Сирени, ночи, бодрости, печи.

94.Спиши имена существительные. Образуй от них имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.

Ярость – …, прелесть – …, радость – …, известие – ….

(яростный, прелестный, радостный, известный)

95.Составь сочетания «прилагательное + существительное» со словами: кофе, сирень, шампунь, такси.

Вкусный кофе, душистая сирень, новый шампунь, быстрое такси.

96.Перепиши и укажи родственные слова.

Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.

Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

Бегемот, бегемотик, бегемотиха.

Крокодил, крокодильи, крокодильчик.

97.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых словосочетаниях отличаются друг от друга. Объясните, что означают выражения птичий рыноки птичий базар.

Птичий рынок – место, где продают различных животных.

Птичий базар – место, где селится большое количество птиц.

98.Разбери слова по составу.

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Хворостинка, соломинка, прекрасный, растаять.

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

Х в о р о с т и н к , с о л о м и н к , п р е к р а с н , р а с т а я т ь

99.Перепиши предложения, заменив подчеркнутые словосочетания на близкие по смыслу.

Золотые нивы, гладь и блеск озер,

Светлые заливы, без конца простор.

Золотой работник наш мастер Иванов!

Пролетела золотая пора каникул.

Бабушка, золотая моя!

Жёлтые нивы…

Прекрасный, очень хороший, ценный работник.

Счастливая, радостная пора каникул.

Дорогая, любимая бабушка!

100.К данным существительным подбери и запиши одно из двух прилагательных.

Мастер: искусный или искусственный?

Клен: высокий или высотный?

Мастер искусный.

Клён высокий.

101.Перепиши и подчеркни в этих пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Любишь брать, люби отдавать.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Неверный друг – опасный враг.

Брать – отдавать (глаг.)

Маленькая – большую (прил.)

Друг – враг (сущ.)

102.Выпиши слова, в которых есть звук [й].

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

Змея, своя, я-то, извиваясь,

103.Образуй от прилагательных глаголы.

Ясный – про…,

грязный – за…,

густой – с…,

чистый – о….

Ясный – прояснить

Грязный - загрязнить

Густой – сгустить

Чистый - очистить

104.Запиши слова в два столбика: в первый – с мягким знаком, во второй без мягкого знака.

Вещ _ , помощ _ , наш _ , камыш_ , доч _ , идеш _ , чуш _ .

вещь наш

помощь камыш

дочь

идёшь

чушь

105.Разбери слова по составу.

Приозерный, голосистый, седоватый, подпол, вялость, настольный.

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

П р и о з ё р н , г о л о с и с т , с е д о в а т ,

п о д п о л , в я л о с т ь , н а с т о л ь н

106.Выпиши из каждой группы слов «лишнее» слово.

Лес, леска, лесник, лесной.

Зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

Леска, зелье

107.Определи падеж имен существительных в предложении.

Берег увидел командир.

берег – В.п.

командир – И.п.

108.Вставь пропущенные буквы в словах и разбери их по составу.

Фло…кий, де…кий, ленингра…кий.

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

Ф л о т с к , д е т с к , л е н и н г р а д с к

109.Вставь пропущенные окончания имен прилагательных и укажи их падеж.

На ручей ряб… и пестр…

За листком летит листок,

И струей сух… и остр…

Набегает холодок.

рябой – В.п., пёстрый – В.п.

сухой – Т.п., острой Т.п.

110.Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

Сапоги, земли, апельсины, носки.

Сапог, земель, апельсинов, носков.

111.Какое слово является проверочным для слова прим_рение: примерка или мирный?

мирный.

112.Из каждого слова каждой строчки возьми один слог (подчеркни его), образуй и запиши новое слово.

Пластинка, картина, павлин.

Сапоги, парашют, фантазия.

Косари, заморозки, летчик.

Пластилин, сарафан, самолет.

113.Образуй от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопросы, указанные в скобах.

Ружье(кто?) (какой?) – …

Оружейник, оружейный.

114.Вставь пропущенные слова.

Не все … масленица.

Взял … за рога.

… лазить по лианам не учат.

Не всё коту масленица.

Взял быка за рога.

Обезьян лазить по лианам не учат.

115.Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.

Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофер, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

116.Допиши слова в предложениях.

Зазелене…молод…озимь. Появил…горьк…полынь. Клонил…под ветром степн…ковыль. Сломал…садов…инвентарь. Образовал… болезнен…мозоль. Отломил…виноградн…гроздь. Сиял…красотой голуб…эмаль. На поверхности моря появил…мертв…зыбь.

Зазеленела молодая озимь. Появилась горькая полынь. Клонился под ветром степной ковыль. Сломался садовый инвентарь. Образовалась болезненная мозоль. Отломилась виноградная гроздь. Сияла красотой голубая эмаль. На поверхности моря появилась мёртвая зыбь.

117.Определи части речи.

Десяток, двойной, удесятерить, десять, пятерка.

Десяток – сущ.

двойной – прилаг.

удесятерить – глаг.

десять – числит.

пятерка – сущ.

118.Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его.

Оп_здать (опаздывать, поздно); разбр_сать (бросить, разбрасывать).

Опоздать – поздно

разбросать – бросить

119.Выпиши существительные в три столбика. В первый – существительные, которые бывают только в единственном числе. Во второй – те, которые бывают только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

ед. ч. мн. ч ед. и мн. число.

железо сани обед

трусость ножницы полотенце

кашель кудри пожар

темнота дрова варежка

смех ворота воз

капуста чернила валенок

120.От данных существительных образуй по образцу словосочетания с прилагательными.

О б р а з е ц:

Осень, холод – осенний холод, холодная осень.

Город, шум; дорога, пыль.

Городской шум, шумный город; дорожная пыль, пыльная дорога.

121.В один столбик выпиши словосочетания, в которых есть слова с непроизносимой согласной в корне слова, в другой – словосочетания, в которых таких слов нет.

Ужас…ное зрелище, корыс…ные цели, вкус…ный обед, опас…ная дорога, редкос…ная коллекция, соглас…ный звук.

ужасное зрелище корыстные цели

вкусный обед редкостная коллекция

опасная дорога

согласный звук

122.Подбери проверочные слова к каждой пропущенной безударной гласной.

Г…л…ва – …,

М…л…дой – …,

Д…р…вцо – ….

Головы, головка; молод, молоденький; дерево, деревья.

123.Вставь пропущенную безударную гласную

Зап…вать в хоре, зап…вать молоком

Ув…дать издали, ув…дать без влаги.

Запевать в хоре, запивать молоком, увидать издали, увядать без влаги.

124.Найди неудачно использованные слова и замени их более уместными словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В поселке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

Наши хоккеисты победили всех и получили высшую награду. В поселке год назад построили несколько одноэтажных домов. Он опять опоздал на урок.

125.Почему в каждом ряду предложенных слов четвертое (последнее) слово «лишнее»?

Газета, брошюра, книга, журнал.

Каша, роза, звезда, коза.

Приходить, прибегать, приплывать, прилететь.

Журнал – м. р., остальные ж. р.

Прилететь – отвечают на вопрос «что сделать»? Остальные отвечают на вопрос «что делать»?

Коза – одушевлённое существительное.

126.Некоторые предлоги имеют две формы, например о и об. Перепиши данные слова с предлогами в два столбика: в первый – с предлогом о, во второй – об.

(о/об) Иване, (о/об) диване, (о/об) Юре, (о/об) Ольге, (о/об) арбузе, (о/об) дыне, (о/об) ягодах.

о диване об Иване

о дыне об Ольге

о ягодах об арбузе

о Юре

127.Данные слова запиши в родительном падеже.

Сон, шов, щегол, день, отец.

Сна, шва, щегла, дня, отца.

128.К данной схеме подберислово.

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

129.Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда, ….

Скоро сказка сказывается, ….

Это все присказка, ….

Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка впереди.

130.Перепиши слова, поставь ъ и ь на свои места.

С…езд, счаст…е, об…явление, л…ется, обез…яна, в…ется, с…экономить.

Съезд, счастье, объявление, льётся, обезьяна, вьётся, сэкономить.

131.Почему иногда после шставитсяь и что он обозначает? Приведи примеры.

Съешь, бежишь и т.д. – глаголы 2 лица ед. числа наст. врем.

Будешь играть – глагол 2 лица ед. числа буд. врем.

Тишь – имя сущ. жен. рода.

132.Выпиши слова с пропущенной буквой

Ено…(д, т)-красавец смотрит вни…(з, с),

Там потянулась сла…ко (д, т) ры…ь (з, с).

Плывет могучий бегемо…(д, т),

Медве…ь (д, т) над нерпою ревет,

И белый голу…ь (б, п) там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

Енот, вниз, сладко, рысь, бегемот, медведь, голубь.

133.Чем отличается буква от звука?

Звук – слышим и произносим, букву – видим и пишем.

134.В Москве москвичи, а в Киеве? Продолжи строчку до конца.

Москва – москвич – москвичка – москвичи.

Киев - … - … - … .

Киев – киевлянин, киевлянка, киевляне.

135.Допиши к данным словам по два слова с таким же составом.

Стол, … , … . Верхушка, … , … .

Поездка, … , … . Стрела, … , … .

Полет, … , … . Мостик, … , … .

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru С т о л , д о м , с а д .

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

П о е з д к – п о х о д к , п р о б е ж к .

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru П о л ё т – в ы х о д , з а н ё с .

В е р х у ш к – д е р е в у ш к , о р б и т а л ь н

С т р е л – з а б о т , к в а р т и р .

           
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru
    Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru   Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru
 
 

М о с т и к – л и с т и к , с н е ж о к

136.Спиши, распредели слова в три столбика по орфограммам.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, овра…ки, зап…сались, бесе…ка, преле…ный, изве…ный, зв…нок, чу…тво.

следит загадка прелестный

утащили овражки известный

затрещали беседка чувство

записались

звонок

137.К данным прилагательным подбери существительные с шипящими на конце и запиши словосочетания.

Красивая …, черный …, острый …, золотая …, колючий …, ночная …, непромокаемый ….

Красивая речь, чёрный грач, острый нож, золотая рожь, колючий ёж, ночная тишь, непромокаемый плащ.

138.Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы.

Зелень - …, …. Ласка - …, ….

Дело - …, …. Праздник - … , … .

Зелень – зелёный, зеленеть.

Дело – деловой, делать.

Ласка – ласковый, ласкать.

Праздник – праздничный, праздновать.

139.Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имен существительных.

Тр…пинка п…тляла от деревн… к деревн… и стр…лой вых…дила на дорогу. Мама пост…лила на стол скатерть. Со…нце согр…вало оттаявшее поле.

Тропинка петляла от деревни к деревне и стрелой выходила на дорогу. Мама постелила на стол скатерть. Солнце согревало оттаявшее поле.

140.Выпиши предложение, в котором отсутствует глагол.

Наступил март. Дни стали теплые и светлые. Сугробы осели и стали рыхлые. Они серого и черного цвета.

Они серого и черного цвета.

141.Спиши. Подчеркни главные члены предложения.

Веселая песня жаворонка разбудила поле. Зеркало отражало луч солнца.

Весёлая песня жаворонка разбудила поле. Зеркалоотражало луч солнца.

142.Употреби слова экскаваториэскалаторправильно. Составь предложения.

Возможный вариант ответа: Чудо-лесенка в метро называется эскалатор. Чтобы вырыть траншею необходим экскаватор.

143.Подбери и запиши слова с противоположным значением. Как они называются?

друг –

холод –

шум –

Антонимы: враг, тепло, (жара), тишина.

144.Подчеркни пары слов, являющиеся однокоренными. Выдели корень.

а) смешить – смешать;

б) парный – паровой;

в) лев – львиный;

г) носатый – носильщик;

д) слеза – слезинка.

Лев – львиный; слеза – слезинка

145.Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

День сменил ночь. Брат сварил кофе.

День сменила ночь. Кофе выпил брат.

146.Вставь, где нужно, предлогза.

Я ____ три года учила грамматику.

Я ____ три года выучила грамматику.

Предлог за необходимо вставить во 2-е предложение.

147.Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Мать встретила Катю. Яркие краски утомляют глаза.

Мать встретила Катя. Глаза утомляют яркие краски.

148.Подбери и напиши слова с противоположным смыслом.

любить –

дружба –

строить –

Ненавидеть, вражда, разрушать, ломать.

149.Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

ловить, рыба – лёд, колоть –

пешком, ходить – копать, земля –

лес, рубить – падать, листья –

Рыболов, пешеход, лесоруб, ледокол, землекоп, листопад.

150.Вставь пропущенные буквы.

а) Прим…рять соседей - прим…рять костюм

б) Пол…скать рот - пол…скать котёнка

в) Отв…рить дверь - отв…рить картофель

а) и – е б) о – а в) о – а

151.Определи название части речи выделенного слова.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Ведро дало течь и вода стала течь

152.Вставь пропущенные буквы.

Он буд…т хорошо учиться.

е

Он буд…т меня каждое утро.

и

153.Подбери вопросы к прилагательным. Правильный ответ обведи.

а) Дедушка ходил в бараньем тулупе.

б) У неё были лисьи повадки.

в) Из дупла выглянула беличья головка.

а) каком?

б) какие?

в) чья?

154.Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.

… Лебедь около плывёт.

Злого ворона клюёт

Гибель близкую торопит

Бьёт крылом и в море топит…

…Лебедь около плывёт,

Злого ворона клюёт,

Гибель близкую торопит,

Бьёт крылом и в море топит…

155.Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Запиши транскрипцию этого слова.

Язык. [й, изык]

156.Вставь пропущенные гласные в словах.

На кроват… лежало новое покрывало.

и

В маленькой кроватк… спал ребёнок.

е

157.Подбери вопросы к прилагательным. Правильный ответ обведи.

а) В кустах показалась мышиная мордочка.

б) Старик надел баранью шапку.

в) У мальчика была медвежья походка.

а) чья?

б) какую?

в) какая?

158.Составь из данных слов известную поговорку и запиши её.

Чем, лес, дальше, дров, в, больше, тем.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

159.Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в ней прячут концы нечестные люди, иногда и они выходят из неё сухими. Что это? Запиши транскрипцию этого слова.

Вода. [в а д а]

160.Вставь пропущенные гласные.

Домашнее задание Витя выполнил в тетрад…

и

В новой тетрадк… приятно работать.

е

161.Подбери вопросы к прилагательным. Правильный ответ обведи.

а) Медвежья шуба очень теплая.

б) За кустом мелькнул лисий хвост.

в) После хороший прогулки у меня бывает волчий аппетит.

а) какая?

б) чей?

в) какой?

162.Составь из данных слов известную пословицу и запиши её.

Дело, безделье, маленькое, большое, лучшее.

Маленькое дело лучше большого безделья.

163.Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.

Хорошо, что есть на свете

Камень глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи гвозди молоток!

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток!

164.Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это?

Каша.

165. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

166.Подбери и запиши слова с противоположным значением.

дружить –

недостаток –

уважать –

Враждовать, достоинство, презирать.

167.Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7 я о5 сядет за 100 л, пре2рительно вы3 со 100ла.

Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.

168.Употреби слова почивать и потчевать правильно.

Возможный вариант ответа: Лиса потчевала журавля кашей. Бабушка устала и отправилась почивать.

169.Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.

жар солнца – жар чувств

каменное здание – каменное сердце

строить планы – строить мост

Жар чувств, каменное сердце, строить планы.

170.Запиши только пары однокоренных слов:

а) проданный – преданный;

б) учитель – учитывать;

в) слеза – слезать;

г) камень – каменщик;

д) левый – львиный.

Камень- каменщик.

171. Выдели корни в данных словах.

Отвари – отвори; спеши – спиши; полоскать – поласкать.

 
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru

о т в а р и – о т в о р и

с п е ш и – с п и ш и

       
  Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru
    Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru
 

п о л о с к а т ь – п о л а с к а т ь

172.В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.

домов, стволов, коров, ковров

ножей, батарей, шей, ушей.

Домов, стволов, ковров, ножей, ушей.

173.В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное «пышный».

Люблю я пышное природы увяданье.

Люблю я пышной природы увяданье.

пышное увяданье;

пышной природы.

174.Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

птицы, ловить –

тушить, огонь –

мясо, рубить –

Птицелов, мясорубка, огнетушитель.

175.Найдите синонимы в пословицах:

а) Спеши – не спеши, а поторапливайся.

б) Приятелей много, а друга нет.

в) Переливает из пустого в порожнее.

а) спеши – поторапливайся

б) приятель – друг

в) пустой – порожний

176.К словам, записанным в левой колонке, подберите синонимы из правой:

алфавит аккуратный

огонь алый

чистый скакать

прыгать азбука

бросать пламя

красный кидать

177.Почему в словах ёлка и осина количество букв разное, а количество звуков одинаковое?

Буква ё обозначает два звука, так как, стоит в начале слова.

178.Почему мягкий знак звука не обозначает, но пишется в словах? Какова его функция?

Мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного, ь – разделительный знак.

179.Составь и запиши три предложения со словами «тень» в разных падежах, но с одинаковым окончанием.

Возможный вариант ответа:

В (п.п.) тени дерева расцвёл красивый цветок.

Уставшие путешественники наконец добрались до спасательной тени (р.п.) деревьев.

В жаркий день все живое стремится к прохладе тени (д.п.).

180.Восстанови предложение, используя словосочетания. Запиши его, разбери и надпиши части речи.

цветы (какие?) нежные

цветы (чего?) ландыша

на поляне (какой?) лесной

Возможный вариант предложения. На лесной поляне раскрылись нежные цветы ландыша.

181.Запиши другое значение слов.

пеночка – птица, пеночка – (на кипяченном на молоке)

овсянка – каша, овсянка – (птица)

норка – животное, норка – (место, где живёт, например, лиса)

ключ – источник, ключ – (от замка)

182.Составь и запиши со словом «дуб» предложения так, чтобы оно было сначала в именительном, а затем в винительном падеже.

Возможный вариант предложения:

Возле дома моей бабушки растёт могучий дуб (и.п.).

В парке я впервые увидел огромный дуб (в.п.)

183. В каком слове количество звуков и букв совпадает:

поздно, веешь, пять, юла, сеют

Веешь.

184.Выпиши пропущенные предлоги.

Поговорить … мной, встретиться … тобой, думать … осени, говорить … мне, прийти … понедельник, принести …вторник, подъехать … дому, подойти … мне.

Со мной, с тобой, об осени, обо мне, в понедельник, во вторник, к дому, ко мне.

185.Прочитай. О какой части речи говорится в этом стихотворении?

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Запиши транскрипцию или сделай фонетический разбор этого слова.

Союз. [с а й’ у c]

186.Выпиши те слова, которые состоят только из корня.

Забег, залп, запах, заяц, зал, завал, занос.

Залп, заяц, зал.

187. Подбери прилагательные, близкие по значению.

Погода ненастная – Утро прекрасное –

Лес огромный – Ученик прилежный –

Платье прекрасное – Зима морозная –

дождливая, хмурая чудесное

большой добросовестный

красивое холодная

188.Подбери к данным словам антонимы.

полезный –

дешевый –

веселье –

молчать –

Вредный, дорогой, грусть (печаль.), говорить (кричать).

189.Припиши к данным словам синонимы.

шёл – (двигался, шагал, передвигался)

героизм – (отвага, смелость)

ненастный – (пасмурный, дождливый)

знаменитый –(известный, популярный)

190. Составь предложения по данным схемам.

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru 1) , , .

Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным. - student2.ru 2) .

Примерные варианты предложений. Свежей зеленью покрылись парки, улицы, поля. Маленькие рыбёшки развились в реке.

191.Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова: лес, горе, мороз, сообщение, невиданный

лес – бор; горе – беда; мороз – холод; сообщение – извещение; невиданный – диковинный.

192.Выбери и отметь знаком «+» предложения с однородными членами:

а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки.

б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.

а), в).

193.Исправь, где необходимо, ошибки в знаках препинания.

а) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.

б) Без рук без топорёнка построена избёнка.

в) Человек сидел у окошка и смотрел во двор.

г) Дождик вымочит а солнце высушит.

Кот переплыл реку и выбрался на берег.

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Человек сидел у окошка и смотрел во двор.

Дождик вымочит, а солнце высушит.

194.Вставь нужную букву с или з в начале слова.

(С, з)дание, (с, з)жать, (с, з)давать, (с, з)делать, (с, з)десь, (с, з)гиб, (с, з)дешний, (с, з)бить, (с, з)говориться, (с, з)беречь.

Здание, сжать, сдавать, сделать, здесь, сгиб, здешний, сбить, сговориться, сберечь.

195.Замени данные словосочетания, одним словом-синонимом.

Очень тихий разговор – …; плод дуба – …; водитель автомобиля – … .

Шепот, желудь, шофёр.

196. Запиши глаголы в 3 лице множественного числа.

Строить, бороться, сеять, гонять, таять, хотеть, увидеть, бежать, вытерпеть.

Строят, борются, сеют, гонят, тают, хотят, увидят, бегут, вытерпят.

197.Составь словосочетания «прилагательное + существительное» с данными словами:

…кофе, …сирень, …шампунь, …простыня, …кенгуру, …Сочи, …эскимо, …такси.

Например: чёрный кофе, белая сирень, детский шампунь, чистая простыня, австралийский кенгуру, вечерний Сочи, клубничное эскимо, жёлтое такси.

198.Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».

Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, а один – отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой – семеро с ложкой.

199.Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.

Например: мель, пень, коньки; Юля, ёлка, поёт.

200.Запиши данные имена существительных в предложном падеже, используя нужный предлог (о, об).

Армия, ёлка, юбилей, игра, улица, облако.

Об армии, о ёлке, о юбилее, об игре, об улице, об облаке.

201.Перепиши, заключая, где надо, в кавычки собственные имена существительные:

Книга Сын полка Рассказ Чук и Гек

Кинофильм Семеро смелых Река Волга

Собака Отважная Город Самара

Семья Беликовых

Наши рекомендации