Расчет судовой системы автоматического управления

РАСЧЕТ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания и задания к курсовому проекту

по дисциплине «Теория автоматического управления»

Санкт-Петербург

Цель курсового проекта –приобрести практические навыки решения задач, связанных с расчетом и выбором функциональных элементов систем автоматического управления (САУ), научиться расчетно-аналитическим методом анализировать работу САУ в статических и динамических режимах, ее устойчивость при различных возмущениях и связанных с ними отклонениях от номинального статического режима, выполнить синтез корректирующего устройства для заданной САУ, состоящей из аналоговых функциональных устройств.

Классический метод анализа и синтеза базируется в общем случае на нелинейных дифференциальных и алгебраических уравнениях. Решение проверяется на компьютерах с использованием математических пакетов MathCad и LabView.

Теоретический материал анализировать анализ работы САУ в статических и динамических режимах. Производится анализ устойчивости работы САУ при различных возмущениях и связанных с ними отклонениях от номинального статического режима.

Теоретический материал курсового проекта в основном изложен в источниках [1, 2]

В курсовом проекте проводится расчетно-аналитическим методом анализ, обеспечение устойчивости и требуемого качества статического и динамического процессов, синтез корректирующего устройства для заданной САУ, состоящей из аналоговых функциональных устройств. Классический метод анализа и синтеза базируется, в общем случае, на нелинейных дифференциальных и алгебраических уравнениях. Решение проверяется на компьютерах с использованием математических пакетов MathCad и LabView.

Общие требования к оформлению курсового проекта

Курсовой проект выполняется в объеме, предусмотренным настоящими методическими указаниями в виде расчетно-пояснительной записки в формате А4, и одного листа чертежей в формате А1 с необходимыми схемами и графиками. В пояснительной записке графики представляются на миллиметровой бумаге. Все рисунки, схемы и графики должны иметь подрисуночные подписи и сквозную нумерацию.

Образец титульного листа пояснительной записки приведен в приложении № 3.

Схемы и графики должны быть выполнены в соответствиис Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) по ГОСТ. Расчеты выпошлнятся в Международной системе единиц (СИ).

Точность вычислений не должна превышать трех – четырех действующих знаков, в противном случае ответ необходимо округлить по правилам округления чисел. В конце курсового проекта приводится список используемой литературы

Расчетно-пояснительная записка выполняется в рукописном или печатном виде(в редакторе TimesNewRoman) на одной стороне стандартного формата. Листы нумеруются, скрепляются, переплетаются и с указанием исходного задания представляются на кафедру. После проверки и исправления отмеченных замечаний курсовой проект защищается исполнителем в форме устного собеседования на кафедре. По результатам защиты ставится дифференцированная оценка. Курсовой проект сдается на кафедру.

Образцы оформления титульного листа и задания на курсовой проект приведены в прил. 1 и 2. Примеры расчета рассмотрены в прил. 3. Формулы для расчета приведены в прил.4.

Содержание курсового проекта

Курсовой проект имеет следующую структуру:

1. Исходные данные к выполнению курсового проекта (задачи1 – 4)

2. Методика выполнения курсового проекта:

– задача 1;

- задача 2;

- задача 3;

- задача 4.

3. Синтез последовательного корректирующего устройства.

4. Выбор и расчет параметров регуляторов

5. Список используемой литературы

Исходные данные к выполнению курсового проекта

1.1. Расчет САР частоты вращения электродвигателя постоянного тока: Ф = const(задача 1).

В системе автоматического регулирования частоты вращения электродвигателя (рис.1) используются элементы, параметры которых приведены в таблице 1. Для всех вариантов электродвигатель имеет следующие параметры: Uн = 220 В, ωн = 78,5 рад/с, 2р = 4. Диапазон регулирования частоты вращения D = 10.

Рис.1 Принципиальная схема САР частоты вращения двигателя:

М – двигатель;BR – тахогенератор; СИФУ – система импульсно-фазового управления преобразователя; UZ – тиристорный преобразователь (силовая часть); CУ – сравнивающее устройство; РЧВ – регулятор частоты вращения; U0 – заданное значение

Таблица 1

Параметры элементов САУ частоты вращения электродвигателя

Вариант Двигатель Тиристорный преобразователь Тахогенератор Потенциометр Точность регулирования
Iн, А Rя, Ом Lя,мГн Jя, кг м2 Jн / Jя TТП, с KТГ, В с/рад KП δ, %
0,018 8,5 0,006 0,2 0,8 1,5
0,038 0,007 0,2 0,8
0,057 0,008 0,2 0,8 1,5
0,078 0,006 0,2 0,8
0,089 0,007 0,2 0,8 0,5
0,11 0,008 0,2 0,8 1,5
0,12 10,5 0,006 0,2 0,8
0,13 0,007 0,2 0,8 0,5
0,11 0,008 0,2 0,8 1,5
0,099 10,6 0,009 0,2 0,9
                     

Коэффициент передачи регулятора частоты вращения (РЧВ), должен обеспечивать статическую ошибку САР меньше заданной на всем диапазоне регулирования при изменении нагрузки на валу от 0,5 до 1,5 Мн.

На рис. 2 приведена схема регулирующего усилителя на основе операционного усилителя с набором резисторов и конденсаторов. В схеме усилителя клеммы 8a и 8c соединены.Для рассчитанного коэффициента передачи РЧВ выбрать необходимые резисторы из табл.2 и произвести соединения этих резисторов с клеммой TA.

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Рис.2 Принципиальная схема регулирующего усилителя

Таблица 2.

Значения сопротивлений резисторов и емкости конденсаторов в типовой схеме регулятора

Резистор Сопротивление Конденсатор Емкость
R1 68,1 Ом C1 22 нФ
R2 10 кОм C2 68 нФ
R3 22,1 кОм C3 0,22 мкФ
R4 47,5 кОм C4, С20 0,47 мкФ
R5 100 кОм C5 1,0 мкФ
R6 221 кОм C6 2,2 мкФ
R7 475 кОм C7 4,7 мкФ
R8 1 Мом C8 10 мкФ
R9 2,2 Мом C9 10 мкФ
R10 3,9 Мом C10 470 пФ
R11 10,0 Мом C15 33 пФ
R12 22 Мом C16, С19 0,68 мкФ
R13 100 Ом C17 33 нФ
R21, R23 8,2 кОм С18 0,33 нФ
R22, R24 6,8 кОм С21 0,22 мкФ
Операционный усилитель LM101А

1.2. Расчет САР частоты вращения электродвигателя постоянного тока: Iя = const (задача 2).

В системе автоматического регулирования частоты вращения электродвигателя (рис.3) используются элементы, параметры которых приведены в табл. 3. Для всех вариантов электродвигатель имеет следующие параметры Uн = 220 В, ωн = 78,5 рад/с, 2р = 4; 2а = 2. Коэффициент передачи тахогенератора Ктг = 0,15 В.с/рад.

Диапазон регулирования частоты вращения D = 1.

Рис.3. Принципиальная схема САР частоты вращения электродвигателя

Таблица 3

Параметры элементов САР частоты вращения электродвигателя

Вариант Двигатель Тиристорный преобразователь Точность регулирования
Iн, А rя, Ом rв, Ом wя wв Iвн, А J, кгм2 TТП, с δ, %
0,018 19,5 11,3 0,006 1,0
0,038 10,5 0,007
0,057 9,21 0,008 0,5
0,078 7,88 0,006
0,089 32,5 6,77 0,007 0,5
0,11 37,8 5,82 0,008 1,5
0,12 48,4 4,55 0,006
0,13 35,8 6,15 0,007 0,5
0,11 40,4 5,45 0,008 1,5
0,099 42,1 5,23 0,009

Коэффициент передачи регулятора частоты вращения (РЧВ) должен обеспечить статическую ошибку САР меньше заданной во всем диапазоне регулирования при изменении момента сопротивления на валу от 0,8 до 1,2 Мн. Выполнить расчет параметров РЧВ на основе регулирующего усилителя (см. рис.2) аналогично рассмотренному в задаче 1.

Задача 1

1.Уравнение равновесия напряжений якорной цепи двигателя:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (1)

где 𝛥iя(p) изображение тока якоря двигателя

rя = rяд + rтп + rдр - полное сопротивление якорной цепи двигателя;

rяд - сопротивление якорной цепи двигателя;

rтп - сопротивление тиристорного преобразователя, включающее приведенное активное сопротивления обмотки трансформатора и дифференциальное сопротивление тиристоров;

rдр - сопротивление сглаживающего дросселя;

Lя = Lяд + Lтр + Lдр - суммарная индуктивность якорной цепи двигателя;

Lяд - индуктивность якоря двигателя;

Lтр – индуктивность обмотки трансформатора;

Lдр - индуктивность сглаживающего дросселя;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - приращение ЭДС двигателя.

Уравнение равновесия моментов двигателя:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru , (2)

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - приращение момента двигателя;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - приращение момента сопротивления;

J=Jя +Jн- сумма момента инерции двигателя и нагрузочного механизма.

Решая систему уравнений (1) и (2) относительно расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru и вводя постоянные времени цепи якоря Тя и электромеханическую Тэм, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (3)

где Tя=Lя/rя – постоянная времени цепи якоря;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru – электромеханическая постоянная времени;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи двигателя по управлению;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи двигателя по возмущению.

Уравнение тиристорного преобразователя, работающего в режиме непрерывного тока, упрощенно можно записать так:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (4)

где TТП=τ+Tф - эквивалентная постоянная времени тиристорного преобразователя;

Tф- постоянная времени фильтра;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - среднестатическое запаздывание преобразователя, связанное с числом фаз сети m и частотой f;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи ТП по управлению (рис.5).

Для системы управления, имеющей пилообразную форму опорного напряжения с максимальным опорным напряжением 12 В, и мостовой трехфазной схемы ТП

kТП = 39,1 sinα

Уравнения тахогенератора и потенциометра

𝛥uТГ(p) = kТП𝛥ωТГ(p) (5)

𝛥uП(p) = kП𝛥uТГ(p) (6)

где kТГ- коэффициент передачи тахогенератора;

kП - коэффициент передачи потенциометра.

Регулятор частоты вращения осуществляет пропорциональный закон регулирования, и его уравнение

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (7)

где uсу – выходное напряжение сравнивающего устройства

uу – выходное напряжение регулятора скорости

kр – коэффициент передачи регулятора скорости

Решая систему уравнений (1) – (7) и исключая промежуточные переменные величины, получим уравнение разомкнутой системы:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (8)

Передаточная функция разомкнутой системы по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (9)

где kΣ=kдkТПkрkПkТГ - коэффициент передачи системы.

Передаточная функция по возмущению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (10)

Уравнение замкнутой системы получим, если в уравнении (8) положим

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (11)

На рис.6 приведена структурная схема, построенная по уравнениям отдельных звеньев системы.

Рис.6. Структурная схема САР частоты вращения двигателя

2.Найдем изменение частоты вращения расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru для установившегося режима, положив p = 0,

в разомкнутой САР по уравнению (8), расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

а в замкнутой САР по уравнению (11) расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru .

Для обеспечения заданной точности поддержания постоянства частоты вращения электродвигателя на всем диапазоне регулирования коэффициент передачи системы определяется из условия работы на минимальной частоте вращения ωmin. Тогда связь между максимальным коэффициентом передачи системы kΣ, требуемой точностью δ и диапазоном регулированииD частоты вращения электродвигателя, будет

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (12)

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - относительное изменение частоты вращения электродвигателя в разомкнутой системе, вызванное изменением его нагрузки расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - диапазон регулирования частоты вращения.

Коэффициент усиления регулятора скорости

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (13)

Статическую ошибку САР меньше заданной позволяет получить пропорциональный регулятор.Схемастандартного регулирующего усилителя на основе операционного усилителя приведена на рис.2.Выбрать необходимые резисторы для полученного значения коэффициента передачи регулятора можно по номинальным данным сопротивлений резисторов, которые приведены в таблице 3.

3.Характеристическое уравнение замкнутой системы регулирования

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

общий вид уравнения после раскрытия скобок:

a0p3 + a1p2 + a2p + a3 = 0

где a0 = Tя Tэм TТП; a1 = Tя Tэм + Tэм TТП

a2 = Tэм + TТП; a3 = 1 + kΣ

Для устойчивости линейной системы третьего порядка в соответствии с критерием Гурвица необходимо и достаточно, чтобы:

а) коэффициенты характеристического уравнения были положительны:

a0> 0; a1> 0; a2> 0; a3> 0

б) выполнялось неравенство:

a1a2 – a0a3> 0

Система находится на грани устойчивости, если

a1a2 – a0a3 = 0

Подставив значения коэффициентов, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

3.2. Задача 2

1.Уравнения равновесия напряжения возбуждения двигателя

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (14)

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (15)

где rв - сопротивление обмотки возбуждения двигателя;

wв - число витков обмотки возбуждения;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент пропорциональности между потоком и магнитодвижущей силой.

Определяется по универсальной кривой намагничивания двигателей постоянного тока (рис.8), которая построена в относительных единицах; за базовые приняты номинальные значения,

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Номинальный поток определяется по выражению:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - конструктивная постоянная двигателя.

Рис.8. Кривая намагничивания

Уравнение равновесия моментов двигателя:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru kIяΔФд(p) - приращение моментов двигателя;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - приращение момента сопротивления.

Решая систему уравнения (14), (15) и (16) относительно Δωд(p) и вводя постоянную времени возбуждения Тв, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru , (18)

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru – постоянная времени обмотки возбуждения

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи двигателя по управлению.

Уравнения тиристорного преобразователя, тахогенератора, потенциометра и регулятора скорости смотри в задаче 1.

Решая систему уравнений (4) - (7) и(17), и исключая промежуточные переменные, получим уравнение разомкнутой САР:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Передаточная функция разомкнутой системы по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи системы.

Передаточная функция по возмущению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи двигателя по возмущению.

Уравнение замкнутой системы получим, если в уравнении (18) положим

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (19)

На рис.9 приведена структурная схема САР, построенная по уравнениям отдельных звеньев системы.

Рис.9. Структурная схема САР частоты вращения двигателя

2.Найдем изменение частоты вращения 𝛥𝜔д для установившегося режима, положив p = 0, в замкнутой САР по уравнению (19):

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Относительная статическая ошибка регулирования, определенная из условия работы на минимальной частоте вращения ωmin,

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Необходимый коэффициент передачи системы

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,а коэффициент усиления регулятора скорости

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (20)

3.Характеристическое уравнение замкнутой САР

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (21)

Общий вид уравнения после раскрытия скобок:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Заменяя в характеристическом уравнении (21) замкнутой системы регулирования оператор p = j𝜔, получим выражение для характеристической кривой Михайлова:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Задаваясь значениями частоты от ω = 0 до ω = ∞ и вычисляя вещественную и мнимую части характеристического вектора, строим по точкам кривую Михайлова. Если кривая, начинаясь с вещественной оси пересекает последовательно nквадрантов (в данном случаеn = 3), то САР устойчива.

Если кривая Михайлова в своем движении проходит через начало координат, то система находится на грани устойчивости, и, следовательно, критический коэффициент передачи можно определить так:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Из второго уравнения найдем критическую частоту:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Подставив полученное выражение в первое уравнение, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (22)

3.3. Задача 3

При составлении уравнений генератора реакцией якоря, нелинейностью характеристики, влиянием вихревых токов и компенсационных обмоток пренебрегаем.

Уравнение равновесия напряжений якорной цепи генератора:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (23)

Уравнение цепи нагрузки генератора:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (24)

Исключая промежуточную переменную – ток якоря – получим уравнение напряжения генератора:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (25)

или

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где rя, rн, Lя,Lн - сопротивления и индуктивности якорной цепи генератора и нагрузки, соответственно.

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - эквивалентная постоянная времени якорной цепи

Уравненияцепи обмотки возбуждения:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Решая совместно, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (26)

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - постоянная времени обмотки возбуждения;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи генератора по возбуждению;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

𝛽- коэффициент пропорциональности между потоком и магнитодвижущей силой (смотри задачу 2).

Уравнение RC-цепи (фильтра):

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (27)

где Tф = RC- постоянная времени фильтра.

Уравнения тиристорного преобразователя и регулятора напряжения смотри в задаче 1.

Решая систему уравнений (23-25), (4), (6) и (7) и исключая промежуточные переменные, получим уравнение разомкнутой системы:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (28)

где kΣ= kгkТПkрkП - коэффициент передачи системы.

Передаточная функция разомкнутой системы по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (29)

Передаточная функция по возмущению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Уравнение замкнутой системы получим, если в уравнении (28) положим

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (30)

Характеристическое уравнение замкнутой САР

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

где коэффициенты характеристического уравнения a0, a1, a2 и а3 определяются из уравнения

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

На рис.10 приведена структурная схема, построенная по уравнениям отдельных звеньев системы.

Рис.10. Структурная схема системы регулирования

2.Найдем изменение напряжения генератора 𝛥uг(p) для установившегося режима, положив p = 0, в замкнутой САР по уравнению (30):

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Относительная статическая ошибка регулирования, определенная из условия работы при минимальном напряжении

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Необходимый коэффициент передачи системы

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

а коэффициент усиления регулятора напряжения

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (31)

3.Для определения устойчивости системы частотным критерием Найквиста необходимо построить амплитудно-фазовую частотную характеристику разомкнутой САР. Заменяя в (29) p = j расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru получим комплексный коэффициент передачи:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Построим характеристику по отдельным звеньям системы:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Так как САР состоит из устойчивых звеньев, соединенных последовательно и, следовательно, разомкнутая система устойчива, то замкнутая система будет устойчива, если АФЧХ не охватывает критическую точку с координатами (-1, j0).

Критический коэффициент передачи системы

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где ωπ - частота, при которой АФЧХ пересекает отрицательную вещественную ось.

3.4. Задача 4

1.При составлении уравнений генератора, реакцией якоря, нелинейностью характеристики, влиянием вихревых токов и компенсационных обмоток пренебрегаем.

Уравнение равновесия напряжения якорной цепи генератора (23) и уравнение цепи нагрузок генератора (24) решаем относительно тока якоря:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Преобразовав уравнение генератора, получим:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (32)

Уравнения цепи возбуждения генератора (26), тиристорного преобразователя (4), регулятора тока (7) получены ранее; уравнение датчика тока

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (33)

Решая системы уравнений (4), (7), (26), (32), (33) относительно тока якоря, получим уравнение разомкнутой системы:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (34)

Передаточная функция разомкнутой системы по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - эквивалентная постоянная времени;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи САР;

Lя - индуктивность якоря генератора определяется по уравнению (1).

Передаточная функция по возмущению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - коэффициент передачи генератора по возмущению.

Уравнение замкнутой системы получим, приравняв расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru (36)

На рис.11 приведена структурная схема, построенная по уравнениям отдельных звеньев системы.

Рис. 11. Структурная схема системы регулирования\

2.Найдем изменение тока генератора для установившегося режима, положив p = 0, в замкнутой САР по уравнению (36):

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Относительная статическая ошибка регулирования, определенная из условия работы при максимальном токе,

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Коэффициент передачи системы, необходимый для поддержания заданной точности.

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

а коэффициент усиления регулятора тока

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

3.Так как система состоит из последовательно включенных устойчивых звеньев и не содержит внутренних обратных связей, то в разомкнутом состоянии она будет устойчивой.

Для определения устойчивости в замкнутом состоянии необходимо построить логарифмические амплитудные и фазовые характеристики разомкнутой САР, которые строятся по передаточной функции (35).

ЛАЧХ определяется выражением:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ;

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Фазовая характеристика определяется выражением:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ; расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Замкнутая система устойчива, если фазовая характеристика разомкнутой системы не пересекает прямую φ(ω) = -π при L(ω)>0.

Критический коэффициент передачи системы

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

где расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru - частота, при которой ЛФЧХ пересекает прямую φ(ω) = -π.

ПРИМЕР 1.

САУ частоты вращения двигателя постоянного тока, управляемого тиристорным преобразователем по цепи якоря.

Передаточная функция неизменяемой части системы Wн(p) равна

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

гдеКн - коэффициент передачи неизменяемой части САР,

Кн = КдКтпКтгКп ,

Кд - коэффициент передачи двигателя,

Ктп - коэффициент передачи тиристорного преобразователя,

Ктг - коэффициент передачи тахогенератора,

Кп - коэффициент передачи потенциометра,

Тяэмтп - постоянные времени якорной цепи и электромеханическая двигателя и тиристорного преобразователя.

Выбираем ПИД - регулятор для компенсации постоянных времени двигателя и введения астатизма в систему:

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Тогда передаточная функция разомкнутой САР будет

W (p) = расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

если Тр1 = расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru ,

Тр2 = расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru .

Передаточная функция замкнутой САР по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Характеристическое уравнение замкнутой САР

p2 + A1 w0 p + w02 = 0,

где A1w0 = 1/Tтп , w02 = KS /Tтп

1. Биномиальная стандартная форма переходной характеристики

p2 + 2 w0 p + w02 = 0

Тогда 2w0 = 1 / Tтп и w0 = 1 / 2Tтп ,

поэтому КS = 1 / 4Tтп и Кр = KS / Kн

2. Переходная характеристика по минимуму среднеквадратичной ошибки

p2 + w0 p + w02 = 0

где w0 = 1 / Ттп ; КS = 1 / Ттп ; Кр = КS / Кн

ПРИМЕР 2.

САУ частоты вращения двигателя постоянного тока, управляемого тиристорным преобразователем по цепи возбуждения при условии Iя = const.

Передаточная функция неизменяемой части системы равна

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

гдеКн - коэффициент передачи неизменяемой части САР,

Кн = КдКтпКтгКп / J , расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

J - суммарный момент инерции якоря двигателя и приводного механизма,

Твтп - постоянные времени обмотки возбуждения и тиристорного преобразователя.

Так как объект регулирования по цепи управления в данном случае является астатическим, то для получения астатизма по цепи возмущения необходимо ввести ПИД - регулятор для компенсации постоянной времени обмотки возбуждения и устранения неустойчивости замкнутой САР со стороны задающего воздействия, т.е.

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Если Тр1 = Тв , то передаточная функция разомкнутой САР будет

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

а передаточная функция замкнутой САР по управлению

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Характеристическое уравнение замкнутой САР

p3 +A1w0p2 + A2w02p + w03 = 0,

гдеA1w0 = 1 / Tтп , A2w02 = KSTp2 / Tтп , w03 = КS / Tтп

1. Биномиальная форма переходной характеристики

p3 + 3 w0 p2 + 3 w02 p + w03 = 0

Тогда 3w0 = 1 / Tтп , 3 w02 = КS Тр2 / Tтп , w03 = KS / Tтп

КS = 1 / (27 Tтп2) , Тр2 = 9Ттп

2. Переходная характеристика по минимуму среднеквадратичной ошибки

p3 + w0 p2 + 2 w02 p + w03 = 0

Тогда w0 = 1/ Tтп , 2 w02 = KS Tp2 / Tтп , w03 = KS / Tтп

КS = 1 / Tтп2 , Тp2 = 2 Ттп

3. Переходная характеристика при настройке на оптимум по модулю

p3 + 2 w0 p2 + 2 w02 p + w03 = 0

Тогда 2 w0 = 1 / Tтп , 2 w02 = KS Tp2 / Tтп , w03 = KS / Tтп

КS = 1/ (8 Tтп2) , Тp2 = 4 Ттп

ПРИМЕР 3.

САУ напряжения генератора постоянного тока.

Передаточная функция неизменяемой части системы равна

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

гдеКн - коэффициент передачи неизменяемой части САР,

Кн = КгКтпКп ,

Кг - коэффициент передачи генератора,

Ктп - коэффициент передачи тиристорного преобразователя,

Кп - коэффициент передачи потенциометра,

Твтпян - постоянные времени обмотки возбуждения, тиристорного преобразователя, якоря генератора и нагрузки, соответственно.

Так как Тя и Тн значительно меньше Тв и Ттп ,то ими можно пренебречь.

Тогда выбираем ПИ - регулятор для компенсации наибольшей постоянной времени Тв и введения астатизма, т.е.

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Передаточная функция разомкнутой САР будет

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

Расчет параметров регулятора проводится аналогично первому примеру.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Формулы для расчета переходных процессов.

1. Для случая кратных корней (биномиальные формы):

n = 2 p2 + 2w0p + w02 = 0

p1 = p2 = - w0

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru n = 3 p3 + 3w0 p2 + 3w02 p + w03 = 0

p1 = p2 = p3 = - w0

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

n = 4 p4 + 4 w0 p3 + 6 w02 p2 + 4 w03 p + w04

p1 = p2 = p3 = p4 = - w0

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

2. Минимум среднеквадратичной ошибки:

n = 2 p2 + w0 p + w02 = 0

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

n = 3 p3 + w0 p2 + 2 w02 p + w03 = 0

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

3. Оптимум по модулю:

n = 2 p2 + Ö2 w0 p + w02 = 0

p1,2 = расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

расчет судовой системы автоматического управления - student2.ru

n = 3 p3 + 2w0p2 + 2 w02p + w03

p1 = - w0 ; p

Наши рекомендации