Рабочая программа курса «Управление персоналом»

Пояснительная записка

1. Автор программы: к.э.н. Бородина Татьяна Александровна, к.э.н., доцент Лазарева Надежда Аркадьевна.

2. Назначение, роль, место курса в профессиональной образовательной программе:

Дисциплина «Управление персоналом» является одной из ведущих дисциплин, формирующих знания, умения и практические навыки специалистов в управлении персоналом современной организации любого типа.

Дисциплина «Управление персоналом» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление», а также обучающимся по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией бакалавр, и относится к циклу специальных дисциплин.

Количество аудиторных часов, отводимых на изучение данной дисциплины, соответствует таблице 1.1.

Таблица 1.1

Часовой фонд по дисциплине «Управление персоналом»

Включение дисциплины в образовательные программы различного уровня Количество часов Форма контроля
Профессиональное образование по специальности «Менеджмент организации», очная форма обучения 5 лет. 54 часов (30/24/2) Экзамен
Профессиональное образование по специальности «Менеджмент организации», очная форма обучения 3 года. 34 часов (18/16/2) Экзамен, реферат
Профессиональное образование по специальности «Менеджмент организации», заочная форма обучения 3,5 года. 12 часов (8/4/1) Экзамен

Продолжение таблицы 1.1

Профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения 5 лет. 54 часа (30/24) Экзамен
Профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения 3 года. 44 часа (24/22) Экзамен  
Профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», заочная форма обучения 3 года. 17 часов (8/8/1) Экзамен
Профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», заочная форма обучения 3,5 года. 17 часов (8/8/1) Экзамен
Профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», заочная форма обучения 6 лет. 17 часов (10/6/1) Экзамен

3. Основной целью курса является формирование у студентов понимания современной концепции управления персоналом как системы накопления, повышения и эффективного использования человеческого капитала организации.

Основные задачи курса:

· изучение теоретических проблем разработки политики, стратегии и системы управления персоналом;

· формирование практических навыков разработки и применения кадровых технологий;

4. Связь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана.

Изучение курса базируется на знании студентами цикла управленческих, правовых, экономических и социально-психологических дисциплин: Менеджмент, Теория организации, Психология, Социальная психология, Психология управления персоналом, Социология, Маркетинг, Трудовое право, Документоведение.

В методике преподавания курса сочетаются теоретические лекционные и практические занятия, посвященные разбору конкретных ситуаций, решению практических задач. Применяются деловые игры, имитируются конкретные ситуации.

5. Лица, успешно завершившие обучение по программе курса «Управление персоналом», должны:

Знать:

· концепции, теории, функции и методы управления персоналом;

· методы формирования системы управления персоналом;

· основы организации служб управления персоналом и их деятельность;

· современные модели управления персоналом в экономически развитых зарубежных странах;

· сущность кадрового прогнозирования, планирования и регулирования;

· современные технологии управления персоналом.

Уметь:

· проводить аналитическую работу по изучению кадрового потенциала и определению уровня компетенции организации;

· планировать и прогнозировать изменения кадрового потенциала организации, разрабатывать планы приобретения компетенции, стимулирования и развития компетенции персонала организации;

· разрабатывать структуру службы управления персоналом, положение о службе управления персоналом и должностные инструкции менеджеров и специалистов по персоналу;

· обладать навыками проведения процедур набора и отбора персонала, расстановки и адаптации, оценки, мотивации и развития различных категорий персонала.

Лица, успешно завершившие обучение по программе курса «Управление персоналом» помимо вышеперечисленных, должны обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

· способны находить организационно-управленческие решения и готовы нести за них ответственность;

· уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности;

б) профессиональными:

· уметь проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

· способны участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию;

· владеть современными технологиями управления персоналом.

6. Контрольно-оценочная деятельность.

Текущий контроль знаний проводится в ходе практических занятий по основным разделам курса с помощью опросов, средство контроля – вопросы, задания. Курс предполагает промежуточные формы контроля в виде тестирования, контрольной работы, оценки результатов участия в деловой игре.

Итоговой формой контроля является экзамен.

1.2. Содержание программы курса

Тема 1. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях. Основные понятия и определения, используемые в курсе.

Человеческий фактор и его роль в развитии организации. Классификация персонала по функциям, выполняемым в производственном процессе, характеру фактической деятельности,сроку работы, принципу участия в технологическом процессе.

Организационная, штатная, функциональная, социальная, ролевая структура персонала.

Место управления персоналом в общей системе управления организацией.

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

История развития наук о труде.

Эволюция взглядов на управление персоналом. Исторические изменения роли персонала в жизни общества и деятельности организации.

Этапы развития науки о персонале.

Основные концепции управления персоналом: экономическая, организационная (административная и социальная), гуманистическая.

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СИСТЕМА

Принципы и методы построения системы управления персоналом. Сущность, цели и функции системы управления персоналом.

Основные элементы системы управления персоналом: субъект управления, объект управления, уровни управления. Состав функциональных блоков системы управления персоналом.

Классификация систем управления персоналом. Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.

Тема 4. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Стратегическое управление: цели, задачи и виды.

Взаимосвязь стратегии развития организации и стратегии управления персоналом. Влияние внешних и внутренних факторов.

Виды стратегий управления персоналом: ориентация на свои силы, приобретение готовых специалистов, прием высококвалифицированных специалистов, ориентация на работу в команде. Факторы выбора и успешной реализации стратегии управления персоналом. Стратегия и тактика управления персоналом.

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Краткая историческая справка о развитии служб управления персоналом.

Основные направления деятельности и функции службы управления персоналом. Варианты организационной структуры службы управления персоналом.

Особенности построения систем управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм: государственные и муниципальные учреждения и предприятия, АО, ООО, ИЧП, ассоциации, концерны, консорциумы и т. д.

Информационное и документационное обеспечение системы управления персоналом.

Основные этапы формирования организационной структуры системы управления персоналом.

Профессионально-квалификационный и количественный состав службы управления персоналом.

Тема 6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

Правовое обеспечение системы управления персоналом: Конституция РФ, Трудовой кодекс, Постановления Правительства РФ.

Международные рекомендации по управлению трудовой деятельностью Международной организации труда. Международная классификация занятий.

Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации: Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийский классификатор занятий. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Внутренние нормативно-методические документы:

Положение или Устав, Положения о структурных подразделениях, штатное расписание, должностные инструкции. Внутрифирменные профессиональные стандарты. Организационно-методические документы: Положение о найме, Положение о работе с резервом, Положение об аттестации и др.

Регламенты кадровых процедур.

Тема 7. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кадровое планирование: цели, задачи и виды.

Планирование потребности в персонале как часть бизнес-плана. Стратегическое и оперативное планирование. Этапы планирования. Экспертные методы прогноза. Целевой метод. Вероятностные модели. Использование экстраполяции. Нормативный и балансовый метод планирования. Выбор метода планирования и прогнозирования. Определение основных внешних и внутренних долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на потребности в персонале.

Оперативное планирование потребности в персонале. Выявление источников пополнения персонала. Методы определения общей потребности в персонале: штатно-номенклатурный, нормативный, по трудоемкости. Планирование квалификационного состава персонала. Разработка комплекса требований к кандидатам на должность. Баланс дополнительной потребности в персонале и источники ее пополнения. Планирование использования, сохранения, развития, высвобождения персонала. Планирование затрат на персонал. Оптимизация затрат на персонал.

Тема 8. УПРАВЛЕНИЕ НАЙМОМ ПЕРСОНАЛА

Основные подходы к формированию персонала. Теории должностного соответствия и профессионального клиринга. Создание «идеального портрета» желаемого работника. Профессиограммы и персонограммы.

Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Кадровая технология приема на работу. Основные этапы процедуры приема персонала на работу: подбор претендентов, отбор кандидатов, наем персонала.

Определение источников подбора работников. Достоинства и недостатки внешних и внутренних источников подбора. Основные методы подбора кандидатов: использование средств массовой информации, работа с агентствами по трудоустройству, учебными заведениями, службой занятости, внутрифирменный подбор, «перекупка» работников из других организаций и др. Эффективность методов подбора.

Критерии, формы и методы предварительного отбора кандидатов.

Процедура отбора кандидатов. Анализ формальных данных. Предварительная отборочная беседа. Проверка профессиональных и личностных качеств кандидатов. Подбор тестов для диагностики пригодности кандидата. Процедура тестирования. Правовые и этические основы тестирования. Оценка и учет результатов тестирования при отборе.

Профессиональные испытания как метод отбора кандидатов. Профессиональные группы, подлежащие испытанию. Процедура подготовки и проведения профиспытаний. Проверка состояния здоровья.

Собеседование (интервью). Виды собеседования: структурированное, неструктурированное, смешанное. Подготовка собеседования. Фазы собеседования. Основные правила проведения собеседования. Выбор кандидата. Принятие решения о найме. Обсуждение и оформление контракта.

Тема 9. РАССТАНОВКА И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Цели и принципы расстановки персонала. Разделение и кооперация труда. Совмещение профессий.

Внутриорганизационные перемещения: понятие и механизм.

Виды трудовых перемещений: внутрипрофессиональные, междолжностные, межпрофессиональные.

Способы достижения количественной и качественной сбалансированности рабочих мест и работников.

Адаптация: понятие, задачи и виды. Первичная и вторичная адаптация.

Производственная и внепроизводственная адаптация. Управление трудовой адаптацией. Технологический процесс адаптации работников. Формы адаптации: наставничество, метод усложнения заданий, организация семинаров и др.

Разработка адаптационных программ.

Стадии трудовой адаптации: ознакомление, приспособление, ассимиляция, идентификация.

Тема 10. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Оценка персонала как основа принятия решений при найме, продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.

Роль оценки персонала для эффективной работы сотрудника, структурного подразделения, кадровой службы.

Оценка результатов работы и оценка потенциала работника. Экспертный и инструментальный методы оценки работников. Методы оценки персонала: описательный, ранжирования, свободного или принудительного выбора, коэффициентный и др.

Разработка оценочной технологии. Основные требования, предъявляемые к оценочной технологии. Критерии оценки персонала.

Аттестация сотрудников: цели, задачи и принципы. Основные этапы аттестации.

Технология, основные принципы и типология Центров оценки персонала.

Тема 11. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА

Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

Цели и задачи развития персонала.

Процедура управления развитием персонала. Анализ потребности в обучении. Разработка учебных программ и организация обучения.

Концепция непрерывного обучения персонала. Стимулирование процесса обучения. Зарубежный опыт обучения персонала. Современные технологии, формы и методы профессионального обучения.

Оценка эффективности обучения персонала.

Наши рекомендации