Краткое описание и указания по пользованию центровочными графиками

В верхней части графика дана шкала исходных центровок снаряженного самолета в % САХ в зависимости отвеса снаряженного самолета. В правой верхней части графика указывается вес пустого самолета и состав снаряжения.

В средней части графика даны шкалы для отдельных видов загрузки с их местоположением на самолете. Каждая шкала имеет определенную цифровую цену деления, указанную у стрелок, дающих направление отсчетов вправо или влево. Причем, для удобства отсчета цена деления у шкал разделена на промежуточные деления, которые являются частью единицы отсчета и служат для упрощения при пользовании центровочным графиком.

Так, например, все шкалы рядов пассажирских мест име­ют, единицу отсчета 4 чел., которые в свою очередь разбиты на равномерные деления (за исключением отдельных Шкал с небольшим влиянием веса пассажиров на график), соответствующие отсчету одного пассажира. Шкала деления топлива имеет единицу отсчета 500 кг, которая в свою очередь разбита на равномерные деленияпо 100 кг. Аналогично это выполнено на ряде других шкал, где в этом есть необходимость.

Шкалой «пассажиры 1—6 рядов» для самолетов в 24-местом варианте, «пассажиры 1—7 рядов» для са­молетов «в 28-местном варианте, «пассажиры 1—8 рядов» для самолетов, переоборудованных на 32 места, и шка­лой «пассажиры 1—9 рядов» для самолетов Ил-14М в 36-местном варианте можно пользоваться только при полном числе пассажиров. При этом отпадает необходи­мость производить отсчеты на других шкалах пассажир­ских рядов, ибо эта шкала является суммарной всех ря­дов кресел.

Нижняя часть графика показывает результаты центровки в процентах САХ в зависимости от полетного ве­са самолета.

Зона предельных центровок на графике ограничена линиями, значения которых соответствуют 13—18,6% САХ. При оборудовании самолета пружиной в системе руля высоты предельно задняя центровка увеличивается с 18,6 до 21,0% САХ.

Непосредственный подсчет центровки самолета по центровочному графику осуществляется следующим образом. Прежде всего следует определить и записать в правой верхней части графика вес и центровку снаря­женного самолета без экипажа и отметить точкой в верх­ней средней части графика исходную центровку снаря­женного самолета (соответственно весу снаряженного самолета). Из точки в верхней части графика центра тя­жести снаряженного самолета опускается вертикаль на соответствующую горизонтальную загрузочную шкалу. Далее производится отсчет в направлении стрелки, и из конца данного отсчета опускается вертикаль на последу­ющую шкалу. Так повторяется до самой нижней шкалы, из конца отсчета которой опускается вертикаль на ниж­нюю часть графика до пересечения с горизонталью, соот­ветствующей полетному весу самолета.

Результат центровки в % САХ определяется точкой пересечения вертикали на нижней части графика с гори­зонталью данного полетного (взлетного) веса само­лета.

В случае, если на данной шкале загрузка отсутствует, вертикаль следует вести до следующей шкалы, на кото­рой предусматривается размещение груза. Так, напри­мер, при перегоночном варианте самолета Ил-14П или Ил-14М, когда коммерческая загрузка отсутствует, вертикаль из исходной точки следует вести до шкалы «груз в багажнике» (балласт).

В том случае, когда какая либо из загрузочных шкал не влияет на центровочный график, вертикальную линию следуетвести до следующей шкалы, а загрузка по этой должна учитываться только в общем полетном весе самолета. Такой шкалой является «пассажиры 1 ряда» центровочных графиках Ил-14П и Ил-14М в 28-варианте.

Влияние веса снаряжения на центровку пустого самолета

Наименование снаряжения Вес, кг Где размещено снаряжение Влияние на центровку пу­стого самолета Изменение центровки в % САХ
Ил-14П Ил-14М Ил-14Гр
Масло в бакахи ра­диаторах Смещает центровку вперед 0,3 0,2 0,4
Инструмент и бортсумка с документацией в переднем слу­жебном отсеке " 0,1 0,1 0,1
Бортлестница и струбцина руля поворота в заднем ба­гажнике Смещают центровку назад 0,3 0,3
Бортлестница, хв. штанга и струбцина руля поворота в задней части кабины " 0,5

Примеры по пользованию центровочными графиками

Решимряд примеров: По самолету Ил-14М-28(см. центровочный график рис. 9):

Примемследующие исходные данные для определения весаи центровки снаряженного самолета без экипажа

Вес, кг ц.т. в%С АХ

Пустой самолет 12620 9,2

Снаряжение:    
Масло -0,2
Бортлестница и струбцина ру­ля поворота + 0,3
Инструмент и бортсумка с до­кументами -0,1
Итого снаряженный самолет без эки­пажа 9,2

Отметим на верхней части графика точку 1 исходной центровки 9,2% САХ снаряженного самолета без экипа­жа для веса 12845 кг и далее решаем примеры в задан­ных вариантах.

а) Перегоночный (вариант: 500 кг балласта в заднем багажнике, 2600 кг топлива, 4 чел. экипаж (320 кг).

Взлетный вес самолета b этом случае составляет 16265 кг. Решение примера производится, как показано на графике, идя от точки 1 до точки 8. Искомая центров­ка (см. точку 8)равна 17,4% САХ с выпущенным шасси.

(б) Вариант: 28 пассажиров (2100 кг), груз в перед­нем багажнике 400-кг, груз в заднем багажнике 160 кг, запас продуктов буфета 20 кг, бортпроводник 80 кг, эки­паж 4 чел. (320 кг), топливо 1175 кг,-

Взлетный вес самолета при этом составляет 17100 кг. Решение (примера производится, как показано на графи­ке, идя от точки 1 до точки 14)'.

Искомая центровка (см. точку 14') по графику равна 17,3% САХ с выпущенным шасси.

По самолету Ил-14П-32 (см. центровочный график на рис. 7). Вариант: 30 пассажиров (2250 кг), груз в перед­нем багажнике 450 кг, груз в заднем багажнике 150 кг, запас продуктов буфета 20 кг, бортпроводник 80 кг, эки­паж 4 чел. (320 кг), топливо 1430 кг.

Для решения этого примера примем следующие весовые, центровочные даиные пустого самолета и состав снаряжения:

  Вес, кг ц.т. в о/о САХ
Вес пустого самолета 13,4
Снаряжение: масло -0,3
бортлестница и струбцина ру­ля поворота + 0,3
инструмент и бортсумка с до­кументами -0,1
Итого: снаряженный самолет без эки­пажа 13,3

Далее отметим на верхней части графика точку 1 исходной центровки 13,3% САХ снаряженного самолета без экипажа для веса 12725 кг.

Взлетный вес самолета в этом варианте загрузки составляет 17430 кг.

Решение примера производится, как показано на графке, идя (последовательно от точки 1 до точки 22. Искомая центровка при взлете (см. точку 22) равна 19,4% САХ с выпущеным шасси.

При количестве пассажиров 32 чел. для упрощения расчета достаточно было бы из точки опустить вертикаль до суммарной шкалы «Пассажиры 1—8 рядов» (точка 2'), после отложить вправо по горизонтали отрезок до точки 3' (величина отрезка 2'—3' является для данной шкалы графика суммарным значением 32-х пассажиров) и далее решать пример обычным способом.

По самолету Ил-14Гр(см. центровочный график на рис.12)

Исходные данные, принятые для определения веса и центровки снаряженного самолета при решении примера по Ил-14Гр, указаны непосредственно на графике 12 (вес снаряженного самолета 12530 кг, центровка 18,7% САХ с выпущенным шасси). Точка 1 показанная на верхней части графика, соответствует значению центровки снаряженного самолета без экипажа — 18,7% САХ.

Вариант: груз в отсеках кг

I 300

II 300

III 500

IV 500

V 300

VI 150

VII 0

Итого: 2050 кг

Экипаж 4 чел. (320 кг), топлибо 2600 кг.

Взлетный вес составляет 17500 кг.

Решение данного примера показано на графике 12. искомая центровка самолета при взлете (см. точку 18)по графику равна 19,8% САХ с выпущенным шасси.

Вариант: сосредоточенный груз весом 1000 кг, экипаж 4 чел. (320 кг), топливо 2000 кг. Взлетный вес самолета при этом будет составлять 15850 кг.

Размещаем груз так, чтобы его центр тяжести нахо­дился в средней части отсека III.

Решение данного (примера показано на графике 12). Искомая центровка самолета при взлете (см. точ­ку 8') по графику равна 17,9% САХ с выпущенным шасси. 9

При помощи центровочного графика можно опреде­лять изменение центровки самолета от выгорания топли­ва в любой момент полета. Для этого достаточно смес­тить влево на шкале «Топливо» первоначальный отсчет топлива на величину израсходованного количества в по­лете и снова опустить вертикаль до пересечения с гори­зонталью нового полетного веса (с учетом выгорания топлива).

Наши рекомендации