Краткое описание и указания по пользованию центровочными графиками
В верхней части графика дана шкала исходных центровок снаряженного самолета в % САХ в зависимости отвеса снаряженного самолета. В правой верхней части графика указывается вес пустого самолета и состав снаряжения.
В средней части графика даны шкалы для отдельных видов загрузки с их местоположением на самолете. Каждая шкала имеет определенную цифровую цену деления, указанную у стрелок, дающих направление отсчетов вправо или влево. Причем, для удобства отсчета цена деления у шкал разделена на промежуточные деления, которые являются частью единицы отсчета и служат для упрощения при пользовании центровочным графиком.
Так, например, все шкалы рядов пассажирских мест имеют, единицу отсчета 4 чел., которые в свою очередь разбиты на равномерные деления (за исключением отдельных Шкал с небольшим влиянием веса пассажиров на график), соответствующие отсчету одного пассажира. Шкала деления топлива имеет единицу отсчета 500 кг, которая в свою очередь разбита на равномерные деленияпо 100 кг. Аналогично это выполнено на ряде других шкал, где в этом есть необходимость.
Шкалой «пассажиры 1—6 рядов» для самолетов в 24-местом варианте, «пассажиры 1—7 рядов» для самолетов «в 28-местном варианте, «пассажиры 1—8 рядов» для самолетов, переоборудованных на 32 места, и шкалой «пассажиры 1—9 рядов» для самолетов Ил-14М в 36-местном варианте можно пользоваться только при полном числе пассажиров. При этом отпадает необходимость производить отсчеты на других шкалах пассажирских рядов, ибо эта шкала является суммарной всех рядов кресел.
Нижняя часть графика показывает результаты центровки в процентах САХ в зависимости от полетного веса самолета.
Зона предельных центровок на графике ограничена линиями, значения которых соответствуют 13—18,6% САХ. При оборудовании самолета пружиной в системе руля высоты предельно задняя центровка увеличивается с 18,6 до 21,0% САХ.
Непосредственный подсчет центровки самолета по центровочному графику осуществляется следующим образом. Прежде всего следует определить и записать в правой верхней части графика вес и центровку снаряженного самолета без экипажа и отметить точкой в верхней средней части графика исходную центровку снаряженного самолета (соответственно весу снаряженного самолета). Из точки в верхней части графика центра тяжести снаряженного самолета опускается вертикаль на соответствующую горизонтальную загрузочную шкалу. Далее производится отсчет в направлении стрелки, и из конца данного отсчета опускается вертикаль на последующую шкалу. Так повторяется до самой нижней шкалы, из конца отсчета которой опускается вертикаль на нижнюю часть графика до пересечения с горизонталью, соответствующей полетному весу самолета.
Результат центровки в % САХ определяется точкой пересечения вертикали на нижней части графика с горизонталью данного полетного (взлетного) веса самолета.
В случае, если на данной шкале загрузка отсутствует, вертикаль следует вести до следующей шкалы, на которой предусматривается размещение груза. Так, например, при перегоночном варианте самолета Ил-14П или Ил-14М, когда коммерческая загрузка отсутствует, вертикаль из исходной точки следует вести до шкалы «груз в багажнике» (балласт).
В том случае, когда какая либо из загрузочных шкал не влияет на центровочный график, вертикальную линию следуетвести до следующей шкалы, а загрузка по этой должна учитываться только в общем полетном весе самолета. Такой шкалой является «пассажиры 1 ряда» центровочных графиках Ил-14П и Ил-14М в 28-варианте.
Влияние веса снаряжения на центровку пустого самолета
Наименование снаряжения | Вес, кг | Где размещено снаряжение | Влияние на центровку пустого самолета | Изменение центровки в % САХ | ||
Ил-14П | Ил-14М | Ил-14Гр | ||||
Масло | в бакахи радиаторах | Смещает центровку вперед | 0,3 | 0,2 | 0,4 | |
Инструмент и бортсумка с документацией | в переднем служебном отсеке | " | 0,1 | 0,1 | 0,1 | |
Бортлестница и струбцина руля поворота | в заднем багажнике | Смещают центровку назад | 0,3 | 0,3 | — | |
Бортлестница, хв. штанга и струбцина руля поворота | в задней части кабины | " | — | — | 0,5 |
Примеры по пользованию центровочными графиками
Решимряд примеров: По самолету Ил-14М-28(см. центровочный график рис. 9):
Примемследующие исходные данные для определения весаи центровки снаряженного самолета без экипажа
Вес, кг ц.т. в%С АХ
Пустой самолет 12620 9,2
Снаряжение: | ||
Масло | -0,2 | |
Бортлестница и струбцина руля поворота | + 0,3 | |
Инструмент и бортсумка с документами | -0,1 | |
Итого снаряженный самолет без экипажа | 9,2 |
Отметим на верхней части графика точку 1 исходной центровки 9,2% САХ снаряженного самолета без экипажа для веса 12845 кг и далее решаем примеры в заданных вариантах.
а) Перегоночный (вариант: 500 кг балласта в заднем багажнике, 2600 кг топлива, 4 чел. экипаж (320 кг).
Взлетный вес самолета b этом случае составляет 16265 кг. Решение примера производится, как показано на графике, идя от точки 1 до точки 8. Искомая центровка (см. точку 8)равна 17,4% САХ с выпущенным шасси.
(б) Вариант: 28 пассажиров (2100 кг), груз в переднем багажнике 400-кг, груз в заднем багажнике 160 кг, запас продуктов буфета 20 кг, бортпроводник 80 кг, экипаж 4 чел. (320 кг), топливо 1175 кг,-
Взлетный вес самолета при этом составляет 17100 кг. Решение (примера производится, как показано на графике, идя от точки 1 до точки 14)'.
Искомая центровка (см. точку 14') по графику равна 17,3% САХ с выпущенным шасси.
По самолету Ил-14П-32 (см. центровочный график на рис. 7). Вариант: 30 пассажиров (2250 кг), груз в переднем багажнике 450 кг, груз в заднем багажнике 150 кг, запас продуктов буфета 20 кг, бортпроводник 80 кг, экипаж 4 чел. (320 кг), топливо 1430 кг.
Для решения этого примера примем следующие весовые, центровочные даиные пустого самолета и состав снаряжения:
Вес, кг | ц.т. в о/о САХ | |
Вес пустого самолета | 13,4 | |
Снаряжение: масло | -0,3 | |
бортлестница и струбцина руля поворота | + 0,3 | |
инструмент и бортсумка с документами | -0,1 | |
Итого: снаряженный самолет без экипажа | 13,3 |
Далее отметим на верхней части графика точку 1 исходной центровки 13,3% САХ снаряженного самолета без экипажа для веса 12725 кг.
Взлетный вес самолета в этом варианте загрузки составляет 17430 кг.
Решение примера производится, как показано на графке, идя (последовательно от точки 1 до точки 22. Искомая центровка при взлете (см. точку 22) равна 19,4% САХ с выпущеным шасси.
При количестве пассажиров 32 чел. для упрощения расчета достаточно было бы из точки опустить вертикаль до суммарной шкалы «Пассажиры 1—8 рядов» (точка 2'), после отложить вправо по горизонтали отрезок до точки 3' (величина отрезка 2'—3' является для данной шкалы графика суммарным значением 32-х пассажиров) и далее решать пример обычным способом.
По самолету Ил-14Гр(см. центровочный график на рис.12)
Исходные данные, принятые для определения веса и центровки снаряженного самолета при решении примера по Ил-14Гр, указаны непосредственно на графике 12 (вес снаряженного самолета 12530 кг, центровка 18,7% САХ с выпущенным шасси). Точка 1 показанная на верхней части графика, соответствует значению центровки снаряженного самолета без экипажа — 18,7% САХ.
Вариант: груз в отсеках кг
I 300
II 300
III 500
IV 500
V 300
VI 150
VII 0
Итого: 2050 кг
Экипаж 4 чел. (320 кг), топлибо 2600 кг.
Взлетный вес составляет 17500 кг.
Решение данного примера показано на графике 12. искомая центровка самолета при взлете (см. точку 18)по графику равна 19,8% САХ с выпущенным шасси.
Вариант: сосредоточенный груз весом 1000 кг, экипаж 4 чел. (320 кг), топливо 2000 кг. Взлетный вес самолета при этом будет составлять 15850 кг.
Размещаем груз так, чтобы его центр тяжести находился в средней части отсека III.
Решение данного (примера показано на графике 12). Искомая центровка самолета при взлете (см. точку 8') по графику равна 17,9% САХ с выпущенным шасси. 9
При помощи центровочного графика можно определять изменение центровки самолета от выгорания топлива в любой момент полета. Для этого достаточно сместить влево на шкале «Топливо» первоначальный отсчет топлива на величину израсходованного количества в полете и снова опустить вертикаль до пересечения с горизонталью нового полетного веса (с учетом выгорания топлива).