А у вас были в жизни похожие ситуации?

Я очень осторожно отношусь к людям с ласковыми, добрыми и благостными лицами.

Внешним знаком того, что вы впали в прелесть, отождествив себя с благостью и добром, являются ситуации, в которые вы попадаете. Мир становится злым и низким. Вы начинаете видеть вокруг зло, неблагодарность, низость и непосредственно сталкиваетесь с ними, страдаете от них.

Если во время медитации вы впадаете в прелесть, то знаком этого является ваше приподнятое, возвышенное состояние, с которым вы выходите из нее, — вас переполняют прекрасные чувства, намерения идти и сейчас же начать помогать людям, делать добро.

С другой стороны, если вы поднимаетесь из медитации злой и раздраженный как чёрт, к этому состоянию вы тоже привязались. Тогда мир вокругвас резко добреет, но вы все равно не способны что-либо принять от него. Вы опять не свободны, опять не соприкасаетесь с реальностью такой, какая она есть на самом деле.

Напряжения

Начинаете ли вы заниматься медитациями или уже давно их практикуете, у вас есть намерение и желание, а значит, в вас живет и напряжение. Но это еще полбеды. А вот если у вас еще и получается что-то — данное чувство ни с чем не спутаешь, — тогда беда уже на пороге. Когда что-то начинает получаться, у вас появляется чувств радости, возникает желание упрочить успехи и еще быстрее пойти вперед.

Вы напрягаетесь и начинаете подгонять, подталкивать себя, чтобы достичь большего успеха. Здесь-то и возникают проблемы. Вы увеличиваете время своих занятий, а ничего не происходит. Вы, возмущенные в душе, еще больше напрягаетесь, чтобы достичь видимых результатов, — и опять ничего не происходит. В конце концов, вы попадаете в дом для сумасшедших. Результат достигнут, вы наконец-то свободны.

Мрачная шутка — а что делать? Реальность упоения успехами — она и в Африке реальность.

Знаками того, что вы начали напрягаться, являются ваши мысли типа: «Что-то давненько во время моих медитаций не происходило ничего замечательного. Надо бы увеличить время занятий». Если вы напрягаетесь, то из медитации будете подниматься с гудением в голове и легким туманом, некоторой дезориентацией в мыслях. Вы не способны мыслить четко — мысли немного, путаются, — и присутствует ощущение, что сознание плывет, идет вперед толчками. Иногда возникает желание помотать головой и постучать по ней кулаком, чтобы что-то там встало на место.

Также подобное может происходить из-за любви к анализу собственных мыслей и мыслительных процессов. Вы привязались к этим процессам, и ваша голова работает денно и нощно, не переставая.

Чтобы хоть как-то нейтрализовать на ментальном уровне эти напряжения, введите в себя следующую мыслеформу:

Я нахожусь там, где нахожусь. Я продвигаюсь вперед в том темпе, в котором надо, не торопясь и не отставая. Успех всегда со мной, даже если я его не вижу.

Если же несмотря на все предпринятые меры, вы все равно чувствуете, что с головой происходит что-то неладное, немедленно прекратите все занятия медитацией — на неделю, две или больше, это уж вам решать, — пока голова не станет на место и не прояснится. Одновременно занимайтесь самыми простыми вещами, которые не требуют упорной работы ума. Это могут быть ремонт, уборка дома, шитье, работа в огороде, починка чего-либо и т.п. чаще встречайтесь с друзьями, говорите с ними о чем-то легком, ходите в баню, делайте массаж, развлекайтесь, занимайтесь сексом, ешьте побольше мяса, пейте пиво, если можете. Все это опускает забродивший ум на родную землю и стабилизирует его.

Регулярное (раз в три месяца или раз в полгода) прекращение всяких занятий на несколько дней или пару недель — очень хорошее профилактическое средство, чтобы, как очень точно говорится, «не съехала крыша». Ум очищается от «тараканов» достижения успеха и продвижения вперед. Помните, вы живете и совершенствуетесь не в монастыре под надзором опытных учителей, а в миру. Поэтому надо быть очень внимательными к своему здоровью.

Расслабление

Если человек давно занимается медитацией, у него может появиться некая отрешенность, отстраненность от жизни, которая сопровождается вялостью в членах и нежеланием лишний раз пошевелить пальцем. Это происходит от общего расслабления организма — ведь человек регулярно сидит в расслабленной позе и в жизни тоже старается расслабиться. В этом случае в области затылка вы можете почувствовать присутствие некоей студнеобразной массы.

Все это происходит из-залюбви к спокойному состоянию. Человек самым естественным образом привязывается к нему. В уме могут появиться мыслеформы типа: «Я ни к чему не привязываюсь, я никуда не спешу, все придет само, главное — сохранять спокойствие, мир и покой в душе и т.п.». Все это проговаривается внутри определенным томным тоном, в котором присутствует вялость.

Чтобы такая вялость не появилась в организме — она ведь сковывает ум и мешает вам нормально продвигаться вперед, — необходимо ввести в свою жизнь регулярную физическую активность. Занимайтесь тем, что нравится, и столько, сколько нравится. Если нет желания шевелиться, выберите это темой своей медитации. Исследуйте свое желание избегать физической активности.

Почему вы не хотите шевелиться?

Где, в какой области тела появляется слабость, как только вы думаете о том, чтобы начать вводить в свою жизнь физические нагрузки?

Регулярно ходите в эти области тела и переживайте скрывающуюся там слабость, отпуская ее.

Блуждание ума

ИНОГДА во время медитации тело или голова начинает ритмично раскачиваться из стороны в сторону или вращаться. Такие движения очень приятны, и человек привязывается к ним, искренне полагая, что его посетила какая-то «высшая сила или энергия», тем более что ум с готовностью это обосновывает, приводя массу доводов «за». Ха-ха-ха. Наш ум — душка, он всегда готов подтвердить любую нашу мысль о собственной исключительности и богоизбранности. Оттого вокруг так много посланников Бога, говорящих от его имени. Это ловушка, которая вызывается блужданием ума —умоблудие,значит. Как при рукоблудии человек делает себе приятно, раздражая свое тело, так и здесь он доставляет себе это одно беспрестанное умоблудие. Вы всю жизнь только тем и занимаетесь, что придумываете себе всевозможные занятия вовне и внутри себя, чтобы в очередной раз доставить себе удовольствие, чтобы потом повторять его снова и снова. Делайте, но видьте и осознавайте, что происходит, присутствуйте при том, что делаете, никак и ничего себе не объясняя, — и тогда все будет в порядке.

Сохранение нужного темпа

Какой темп правильный в работе с собой? Что делать в первую очередь, с чем работать, сколько времени и с какой частотой? Вы знаете ответы на эти вопросы? Если да, тогда ваше положение очень серьезное, вам срочно надо обратиться за помощью к психотерапевту. Впрочем, это тоже вряд ли поможет.

Нормальный человек, следуя по жизни, делает сотни и тысячи разворотов на месте, кружит, прокладывает новые пути неизвестно куда, возвращается туда, откуда пришел, прежде чем добирается до мысли, что что-то в его жизни не так, что-то в ней надо подправить. Тогда он, как правило, обращается к духовным книгам, ищет себе наставников и овладевает всевозможными методами, дабы исправить сложившееся положение.

Единственно правильная тактика в работе с собой — этодовериться себе, просто сидеть и просто даватьпроцессам происходить, переживая их и отпуская, не привязываясь. Тогда вы естественно выведете себя из сложившейся ситуации и легко и свободно будете продвигаться вперед.

Каждый день (желательно) вы просто садитесь и сидите, ничего больше не предпринимая. Таким образом, каждый день выостанавливаетесь и даете себе шанс разобраться с какой-нибудь проблемой. Причем, вы не разбираетесь, а просто даете ей быть, если она поднялась на поверхность вашего сознания, просто смотрите на нее, позволяя себе соединиться с ней и переживать заключенные в ней эмоции, чувства и мысли. Вот и вся тактика и стратегия.

Если вы будете регулярно работать с собой, то заметите, что в разные дни ваше внимание приковано к разным частям тела, потому что там будет проходить определенная работа с блоками. Пройдет еще немного времени, и вы увидите, что внимание равномерно, в каком-то своем, особом ритме ходит по телу и по позвоночнику вверх-вниз, вверх-вниз.

Так будет проходить процесс настройки вашего организма и вашей души. Внутри себя мы прекрасно знаем, где надо работать, что надо делать, в каком темпе и с какой интенсивностью. Ум не имеет с этим знанием ничего общего, он скорее создает проблемы. Никогда не торопите процессы и никогда не следуйте логическим выводам вашего ума, который будет настойчиво советовать вам, что, дескать, надо в первую очередь сделать то-то и то-то, да поскорее. Скорее всего это ложь.

Особенно будьте осторожны, когда работа естественным образом подойдет к верхней части тела — к шее и голове. Энергии здесь тонкие, и подталкивание процессов, желание сделать лучше и побыстрее особенно чреваты для ментального здоровья.

Несколько советов

Если во время медитации вас тянет совершать какие-то ритмичные движения, например, покачивания или вращение туловищем или шеей, выкиньте это желание. Оно возникает из-за блужданий ума.

Если во время медитаций у вас перед глазами возникают соблазнительные образы, например, с вами беседует Иисус Христос или Будда, Дева Мария протягивает к вам руки, ангелы порхают над вашей головой, вам являются видения, возникающие от нереализованных сексуальных желаний, — не привязывайтесь к ним. Просто смотрите на них и, если надо, переживайте, отпуская, чувства, которые они вызывают. К любым образам, словам и чувствам относитесь как к проплывающим мимо вас во время половодья бесполезным корягам.

Если во время медитации вы испытываете блаженство и наслаждение, не привязывайтесь к нему, отпускайте.

Если во время медитации вы испытываете неприятные, негативные чувства, не привязывайтесь к ним, отпускайте их, переживая.

Если вы встаете из медитации несколько отрешенными и ощущаете себя отстраненными от мира, значит, вы либо пересидели в медитации и куда-то «улетели», либо слишком напряглись и поэтому частично отделились от тела.

Если после медитации вы чувствуете, что плохо ориентируетесь в происходящем вокруг, значит вы скорее всего перенапряглись. Ваш ум заморочил вас.

Если вы после медитации не можете сразу же приступить к намеченным делам, вам как будто неохота ничего делать, следовательно, вы перенапряглись, пытаясь достичь чего-то.

Если вы встаете после медитации раздраженными или у вас ухудшилось настроение, стало быть, вы коснулись какого-то блока. Попытайтесь отпустить это состояние или переключить себя в позитив с помощью упражнения, которое я описывал во второй книге «Путь к Свободе. Добро и Зло». Или каким-то образом отвлеките себя — например, с помощью просмотра какого-нибудь фильма, желательно любимого. Если вам надо выйти на улицу, следите за этим состоянием, смотрите на него имягко не давайте ему спровоцировать вас на поступки, которые могут вызвать у вас проблемы с людьми.

Если вы встаете из медитации полными сил, с ясным умом и в ровном настроении, значит, вы правильно провели медитацию.

Если вы встаете из медитации живыми, бодрыми, с интересом к предстоящему дню, значит, вы правильно провели медитацию.

Манипулирование умом

Обычно нормального человека, когда он садится в медитацию, сразу выносит из нее — и делает это ум. Он создает внутри огромное напряжение, в голове начинают мелькать мысли о тех вещах, которые надо сделать ну просто безотлагательно, — так что усидеть в медитации просто невозможно. Все это происходит потому, что ум привык всегда быть занятым, а тут ему предлагают просто сидеть без всякой цели. Такое состояние для него невыносимо, и он быстренько прекращает это безобразие.

Надеюсь, вы часто замечали в своей жизни и в жизни других людей ситуации, когда они вместо того, чтобы действовать так, как им советуют, поступали наоборот, вопреки всякому здравому смыслу. Ум всегда поступает наоборот, поэтому используйте это его свойство, чтобы добиться своего. Запретите ему медитировать, скажите ему, что это не его дело и у него ничего не получится, тогда он обязательно сядет в медитацию.

Запрещая ему медитировать, надавите на него точно так же, как вы давите на себя, заставляя сесть в медитацию. Тогда он взбунтуется и начнет поступать наоборот. Очень странно видеть такую тупую реакцию с его стороны, но этот обман работает стопроцентно. Этот же прием действует и в других случаях.

Дыхание

Еще один способ обойти нежелание ума медитировать — это дать ему какое-нибудь задание, чтобы он был занят. Слежение за дыханием — лучший способ занять ум, успокоить его и повести за собой.

Когда в уме появляется множество разных мыслей, когда он мечется, начинайте следить за дыханием — как вы вдыхаете и выдыхаете. Можете делать это, считая, например, до десяти и возвращаясь к началу счета. Это помогает научиться концентрации и успокоиться, чтобы дальше продолжать медитацию.

Лучше всего, если вы потратите на это упражнение несколько недель или месяцев, а затем время от времени будете возвращаться к нему.

Когда вы будете заниматься дыханием, ваш ум может сказать вам, что это пустое времяпрепровождение. Не верьте ему. Пользу от этого упражнения вы сможете увидеть, только если будете выполнять его регулярно.

Смысл медитаций

Не ищите смысла в медитации. Не ищите смысла ни в своей медитации или концентрации,ни в том опыте, который будете переживать. Как только вы найдете смысл, вы пойдете дальше уже с этим смыслом, с этой мыслью, потому что она возьмет вас, — так действует любая мысль, — а значит, вы попадете в ловушку ума, что, собственно, ему и надо.

То же самое касается и всех наших поступков и самой жизни.

Важность идти вместе с потоком перемен, непрерывно меняться вместе с окружающей вас природой, перетекать из состояния в состояние, не цепляясь и не привязываясь ни к чему (иначе какое же это будет перетекание?), всегда подчеркивалась в дзэн-буддизме. Следующая история-коан наглядно это демонстрирует.

«Как-то я встретился с одним теологом и мы начали обсуждать мировые религии. Он настаивал на том, что все религии имеют один источник и говорят об одном и том же, но разными словами, и приводил при этом множество примеров.

— Великая Истина Одна, — говорил он, — все веши выходят из нее и к ней возвращаются. В мировых религиях она излагается по-разному, но все равно она Одна-Единственная.

Я понял, что этот спор может продолжаться бесконечно, и поэтому изложил ему известный коан Мастера Чао-Чоу.

— Если все вещи возвращаются к Единому, то куда возвращается Единое? — спросил я его.

Теолог неожиданно пришел в замешательство. На этом мы и расстались. На следующий день он пришел ко мне и сказал:

—Я знаю правильный ответ на ваш вопрос: Единое возвращается ко всем вещам.

— Согласно Дзэн, ваш ответ слишком запоздал, — сказал я ему, — и занимайся вы Дзэн, давно уже получили бы тридцать ударов палкой.

— А если бы я сразу ответил на ваш вопрос, что бы вы сказали в ответ? — спросил он.

— Теперь давайте последуем традиции Дзэн и снова зададим вопрос. — И я повторил вчерашний вопрос: — Если все вещи возвращаются в Единое, куда возвращается Единое?

— Оно возвращается ко всем вещам!

— Какая никчемная чепуха! — сказал я.

Наш ум переменчив. Внешнее Равно Внутреннему, поэтому сутью нашей Вселенной также являютсяперемены, в ней нет ничего постоянного. Там, где постоянство, стабильность, обитает разрушение и смерть.

Знания, которые вы приобретаете, ответы, которые находите, истина, которую обретаете в озарении, — все это мгновенно устаревает. Уже в следующее мгновение все это годится только для мусорного бачка.

Нормальный человек всегдапридает ценностьтому, что познал, своим знаниям, и носится с ними как с писаной торбой всю оставшуюся жизнь. Это и называется быть мертвым уже при жизни. Во всем этом нет никакой свободы.

Как перестать цепляться за полученные знания?

Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например, картофелину. Подержите в руках, а потом выпустите, возьмите, а потом выпустите, возьмите и выпустите...

Можно ли в занятые вещами руки что-нибудь еще взять?

Можно ли в занятый мыслями и знаниями ум что-нибудь еще...?

Темы для медитаций

Темой для медитации может быть что угодно: страх, который не отпускает вас, ситуация, в которой вы оказались, проблема, которая вас волнует, боль в какой-либо части тела или болезнь, дуальные пары, двойные узлы, деньги, отношения, явление природы, математическая формула — вообще любой интересующий вас вопрос. Тема медитации возникает либо сама собой, внезапно заполняя ваше сознание, либо вы выбираете ее сами, исходя из того, что в данный момент времени вас больше всего волнует.

Есть два пути возникновения темы медитации. Первый — это когда вы, наконец, решаете разобраться с давно мучающей вас проблемой или вопросом. Второй — это когда вы садитесь в медитацию, просто сидите и вдруг перед вашими глазами всплывает тема. Опять-таки, это может быть давно мучающая вас проблема или вопрос, или это может быть любая другая тема, не относящаяся впрямую к вашей жизни.

Например, многие темы, которые я затрагивал в своих книгах, явились реакцией на вопросы, которые я ставил самому себе. Проходило некоторое время, и я неожиданно получал ответы. Обычно такое прозрение сопровождается чувством расширения и внутренним возгласом типа: «А-а-а, понимаю/вижу!»

Когда перед глазами всплывает тема, медитация естественно переходит в концентрацию. Но если в медитации вы ни к чему не привязываетесь и позволяете мыслям приходить и уходить, держа ум пустым, то при концентрации вызаполняете ум темой.

Как заполнить ум? Как только вы выбрали тему и обратили на нее внимание, так ум и заполнился. А дальше нужно лишь сохранять ум сконцентрированным, переживая связанные с темой чувства, эмоции, образы, мысли. Через некоторое время вы сами собой расслабляетесь, переходя из концентрации в медитацию, и, как правило, именно в этот момент приходит ответ.

Когда идет информация, связанная с расшифровкой данной темы, важно не комментировать ее про себя, оставаться пустым — просто сидите и смотрите. Как только вы начнете ее осмысливать, контакт прервется. Это все равно, что если бы вы, занимаясь любовью с кем-то, вдруг начали обдумывать, что и как происходит и правильно ли делается.

Когда ум работает, контакт с Истиной теряется, потому что вы застреваете в своих мыслях.Когда вы, занимаясь любовью с любимым человеком, начинаете думать и размышлять о делах, которые надо сделать завтра, что происходит?

Концентрируясь на интересующем вас вопросе, не прикладывайте никаких усилий, просто сидите и смотрите, соединяясь с темой в одно целое, позволяя мыслям и чувствам течь сквозь вас. У вас, конечно же, будет возникать искушение применить какие-то методы, особенно связанные с энергетикой, которых во множестве появилось в последнее время. Это все, как говорится, от лукавого, блудливого ума. Просто сидите и смотрите, и тогда все произойдет само собой. Уму в это трудно поверить, но попробуйте и убедитесь.

Если решаемая вами проблема продолжает существовать, это знак того, что вы либо сопротивляетесь ее решению (вам по той или иной причине выгодно и хочется, чтобы она существовала),либонапрягаетесь и боретесь, чтобы решить ее.

В начале овладения процессом медитации вас может выкинуть в экстаз, и вы будете испытывать неизъяснимое блаженство. Скорее всего это произойдет, когда вы станете практиковать дыхание, чтобы успокоить ум. Оно заполнит все ваше тело и чувства — с этим не может сравниться никакой опыт, пережитый вами, настолько эти чувства будут сильны. И вы можете испугаться. А испугавшись, вы закроетесь, что потом может привести к ряду трудностей. Переживая этот опыт блаженства, сохраняйте крошечную частичку бодрствующего сознания, и все будет в порядке. Да, не забудьте потом, после медитации, отпустить его.

Знание

Вы, наверное, замечали, как люди, приобретя какое-то знание, начинают разговаривать с другими свысока, с позиции: «Я знаю больше, чем ты. Ты не так уж много и знаешь. Я — выше, а ты — ниже». Знания заполняют их, люди переполняются значимостью.

Например, кое-кто, пройдя мои семинары, решил пойти изучать психологию профессионально. И теперь я замечаю, что они начали говорить со мной свысока. Когда я наблюдаю за происходящим, мне становится и грустно и смешно одновременно. Во-первых, я вспомнил себя в точно таких же ситуациях, когда я соперничал со своими Учителями, по сути дела теряя их, а во-вторых, я вижу, как эти знания уже на своем начальном этапе начинают боготвориться и превращаться в догму. Вижу, как они запирают человека в клетку, из которой очень и очень трудно выйти. Потому что ум с помощью приобретенных знаний закрепляет себя.

А что бывает, когда вас крепит?

Однажды ко мне на семинар пришел один мужчина. Как выяснилось, он проводит семинары по искусству управления. Видно было, что он прекрасно знаком со своим делом, много знает и умеет обращаться с людьми. Короче, большой умница. И мне стало немножко скучновато. Далее в процессе работы на семинаре он сказал такую фразу, что, дескать, его знания и опыт всегда с ним и они помогают ему эффективно решать встающие перед ним проблемы. Я тут же спросил его о том, что он будет делать, если его знания и опыт исчезнут, испарятся. «На что вы тогда будете опираться?» — спросил я его.

«Я приобрету новые знания и опыт», — немедленно сказал он (его ум).

«Как?» — опять спросил я его.

«Буду жить, решать встающие передо мной проблемы, проходить через ситуации и приобретать новые знания и опыт», — ответил он (его ум).

«Вы хотите сказать, что будете создавать проблемы, чтобы потом, решая их, приобретать жизненный опыт?»

«Да».

И мне стало совсем скучно — чем организованнее ум, тем он непроходимее.

Может ли ум придумать проблему, решения которой не знает?

Можете ли вы придумать проблему, решения которой не знаете?

Со-знание

Наши рекомендации