Умножение 1. Маленький домовенок на осеннем празднике
Листья летят, летят по 2. Кузька считал по 2 листика и искал свою деревеньку. Помоги Кузьке посчитать листья.
Запомни!
Умножение 2. Запасы на зиму
Кузька помогал белкам запасать орехи на зиму и считал их по 3. Сколько орехов собрал Кузька? Помоги ему с помощью таблицы.
Запомни!
Умножение 3. Дорога домой
Кузька искал свою деревеньку. Зайцы ему помогали. Чтобы преодолеть долгий путь, зайцам на каждый прыжок требуется по 4 морковки. Посмотри на карту и подсчитай, сколько морковок нужно зайцу для каждого из путешествий.
Запомни!
Умножение 4.Пикник
Запомни!
На пикник пришли пять домовят: Вуколочка, Сюр, Афонька с Адонькой, дед Папила. Кузька приготовил каждому угощение. Помоги Кузьке сосчитать покупки.
Умножение 5. Открытка-загадка
Запомни!
В сундучок Кузьки попала картинка. Ты сможешь узнать, что это за картинка, решив примеры внизу. Точки на листе соедини между собой в порядке нахождения ответов. Раскрась фигуру карандашом.
Умножение 7, 8, 9
7 х 7 =
7 х 8 = 8 х 8 =
7 х 9 = 8 х 9 = 9 х 9 =
Кузя изучил самые трудные случаи умножения вместе со своими друзьями. За помощь Кузя угощал всех особенными математическими пирожными.
Чтобы узнать, с какой они начинкой, надо решить эти примеры. Затем сопоставить ответы с номерами на каждом пирожном.
Эклер - 8 х 9.
Клубничный восторг - 8 х 7.
Банановая помадка - 7 х 7.
Марципан - 7 х 9.
Кокосовый сюрприз - 8 х 8.
Карамелька - 9 х 9.
Проверим знания.
Секретное послание
Кузька посылает письмо Лешику, но он не хочет, чтобы Баба Яга прочитала письмо, и поэтому Кузька использует секретный код.
Каждая буква алфавита закодирована как число. Чтобы выяснить, какое именно, Лешику придется решить все эти примеры.
Сундучок
Кузька потерял сундучок. Его нашли кикиморы и утащили в болото. Взять сундучок можно, только прыгая по кочкам. Но не все кочки надежны. Около болота доска. Перемножь цифры на доске и обведи карандашом кочки, на которые Кузька может наступать. Прыг-прыг - и сундучок достанешь.
Доска: 3 х 9 = 32: 4 = 2 х 8 = 4 х 9 =
4 х 7 = 21: 3 = 15: 5 = 20: 4 =
2 х 6 = 18: 2 = 28: 7 = 36: 4 =
Я знаю таблицу и помогу
Я слабо знаю, буду учить.
Проверим знания.
Картинка на память
Такую картинку дарит тебе герой сказки. Если хочешь, чтобы картинка ожила и сказка продолжалась, реши примеры. Получив ответы, найди их на разных фигурах, а фигуры раскрась розовым карандашом. Раскрась любимого героя.
Учительница всем ученикам раздает такие рисунки.
Спасибо всем за урок! Вам Кузька прислал письмо, давайте все вместе прочитаем: Умножайте свои знания, ребята! Кузька
Такие игровые ситуации активизируют детей, развивается мыслительная деятельность.
Возраст человечка
Сумма всех цифр - это возраст человечка. Дайте ученикам задание: определить, кто старше, а кто младше. Или подготовьте карточки для домашнего устного счета.
2.3.Методика проведения контрольного эксперимента с целью определения влияния дидактических игр на развитие математических способностей после проведенной серии уроков с использованием дидактических игр
Цель эксперимента: выявить уровень усвоения материала учащихся 2 – го класса по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности использования дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках математики.
Ход выполнения: после проведение уроков, отведенных на изучение темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», на которых программный материал преподносился с использованием дидактических игр, учащимися 2-го класса была предложена контрольная работа.
Контрольная работа
ВАРИАНТ 1
1. Решите примеры:
100 - 80 = 58 + 2 =
30 + 70 = 100 - 50 =
91 - 0 = 60 + 0 =
55 + 55 = 82 - 20 =
2. Сравните и поставьте знаки:
61 - 1 … 30 + 11
70 + 30 … 50 + 40
98 - 5 … 80 - 30
3. Решите задачу:
Брату 17 лет, а сестра на 5 лет старше. Сколько лет сестре?
4. Запишите примеры и решите их:
а) найдите сумму чисел 70 и 2;
б) найдите разность чисел 80 и 55;
в) увеличьте 20 на 8;
г) уменьшите 100 на 40.
5. Заполните пропуски:
…- 20 = 80
60 +… = 90
…+ …= 40
ВАРИАНТ 2
1. Решите примеры:
60 + 30 = 50 + 40 =
100 - 90 = 91 - 20 =
55 - 55 = 40 - 0 =
80 + 0 = 91 + 11 =
2. Сравните и поставьте знаки:
80 + 11 …60 - 20
81 + 2 … 60 + 20
100 - 11 …11 + 90
3. Решите задачу:
В ящике 29 банок, а в другом ящике на 13 банок больше. Сколько банок во втором ящике?
4. Запишите примеры, и реши их:
а) первое слагаемое 20, второе 30, найдите сумму;
б) найдите разность чисел 60 и 20;
в) увеличьте 40 на 2;
г) уменьшите 90 на 50.
5. Заполните пропуски:
…- 20 = 60
80 =… + 11
…+… = 65
Таблица 3
Результаты контрольной работы на этапе контрольного эксперимента
№ | Фамилия, имя | Выполнил (%) | Не выполнил (%) | |||||
СветланаА. | - | + | + | - | - | |||
Оля А. | + | - | + | + | + | |||
Анна Б. | + | + | - | + | + | |||
Андрей Б. | - | + | + | - | - | |||
Николай Б. | + | - | - | + | + | |||
Алена В. | + | + | - | + | + | |||
Наташа В. | + | + | + | + | + | - | ||
Татьяна В. | - | + | + | - | - | |||
Анна В. | + | + | + | + | + | - | ||
Вова Г. | - | + | + | - | + | |||
Марина Д. | + | + | + | + | + | - | ||
Николай Д. | - | + | + | + | - | |||
Ирина К. | - | + | + | - | - | |||
Денис К. | + | + | + | + | + | - | ||
Елена К. | + | + | - | + | + | |||
Василий К. | + | + | + | + | + | - | ||
Дима Л. | + | + | + | + | + | - | ||
Людмила Л. | + | + | + | + | + | - | ||
Мария М. | + | - | - | + | + | |||
Олег М. | - | + | + | - | - | |||
Яна Т. | - | + | + | - | - | |||
Алексей Т. | + | + | + | + | + | - | ||
Дима Ш. | + | + | + | + | + | - | ||
Общее количество (%) |
Сравнивая результаты, полученные на подготовительном и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что уровень усвоения учебного материала возрос в среднем с 69% до 72%.
Рис.1 Сравнительный анализ результатов
Прочные знания, умения и навыки по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» учащиеся приобрели в процессе активной познавательной деятельности на уроке. Дидактические игры, используемые на уроках математики, не только отвлекали детей, заставляли их задумываться, но и развивали в них самостоятельность, активность. Так как игра на уроках способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету, то введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка и в течение всего урока поддерживать его внимание.
Подводя итог эксперимента, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась - учебная деятельность младших школьников будет наиболее успешной, если на уроках математики использовать дидактические игры.
Заключение
Данное исследование может помочь учителю изучить информацию о значении дидактических игр, об их влиянии на мыслительную деятельность учащихся и на процесс обучения, а также необходимо учителю для достижения следующих целей:
- активизации мыслительных процессов у учащихся;
- подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность;
- развитие у учащихся интереса к процессу познания;
- воспитания чувства коллективизма и духа соревнования;
- разнообразить урок;
- творческой деятельности учителя.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Для правильной организации обучения младших школьников с использованием дидактических игр, учителю необходимо твердо знать теоретические и методические положения, лежащие в основе программы обучения математики;
2. Учитель должен хорошо знать методику проведения дидактических игр.
3. Использовать различные виды дидактических игр:
- сюжетно - ролевые;
- коллективные;
- самостоятельные.
4. В процессе формирующего эксперимента было выполнено повышение качества знаний. Это можно объяснить особой заинтересованностью учащимися систематическим использованием на уроках дидактических игр. Таким образом, включение в учебный процесс дидактической игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
5. Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней педагогические наработки, теоретические выводы и методические рекомендации обеспечивают эффективность обучения математике в начальных классах.
Указанные выводы должны находить отражение в работе учителя. Желательно работу проводить систематически, целенаправленно и сделать элементом своей системы обучения
Таким образом, задачи, поставленные в квалификационной работе, решены, гипотеза подтвердилась, сформулированная цель достигнута.
Литература
1. Вардяня, А.У.Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности/ А.У. Вардянян, Г.А.Варданян – Уфа: Луис, 2004. – 220 с.
2. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выгодский – М.:Педагогика, 2006 – 480 с.
3. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства/Т.В. Габай – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П.Я. Гальперин — М.: Учитель,2000. – 45 с.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов –М.: Педагогика, 2004. – 420 с.
6. Ильясов, И.И. Структура процесса учения/И.И. Ильясов –М.: Учитель, 2002. – 200 с.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах/ Н. Б. Истомина– М.: “Академия”, 2005. – 288с.
8.Кальт, Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета». – 2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –http:// WWW. eduhmao.ru › var/db/files/16209.matem-osh4.doc.
9. Коваленко, В. П. Дидактические игры на уроках математики/ В. П. Коваленко. – М.: Просвещение, 2001 – 134 с.
10. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ/ В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 2006. – 350с.
11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/ А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 2001. – 509 с.
12. Под ред. Коссаковски, А. И.Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. И. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинщтейн – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
14. Ситаров, В.А. Дидактика/ В. А. Ситаров – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
15.Соболевский, Р.Ф. Логические и математические игры/ Р.Ф.Соболевский — Минск,2003. – 56 с.
16.Спиваковская, Т. В. Игра – это серьезно/ Т.В.Спиваковская. – М.: Педагогика, 2001. – 123с.
17. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д.Б. Эльконин – М.: педагогика, 2001 – 126 с.
18. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 2001. – 126 с.
19. Эрдниев, П.М. Обучение математике в начальных классах/ П. М. Эрдниев – М.: Столетие, 2006. – 231 с.
20. Предложенные дидактические игры для начальной школы учителями начальных классов. Доступ http://festival.1september.ru/articles/568195/