Поперечная устойчивость кузова на рессорах

Выбор параметров рессор при проектировании вагона, производится исходя из обеспечения необходимой плавности хода в процессе движения с заданной скоростью по рельсовому пути с реальными неровностями.

Для пассажирского вагона обеспечение указанного требования достигается применением рессор возможно большей гибкости. Однако возможность увеличения статического прогиба ограничена конструктивными соображениями и особенно необходимостью обеспечить поперечную устойчивость кузова на рессорах.

Движение вагона с правильно выбранными рессорами сопровождается умеренными вынужденными колебаниями в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно положения равновесия.

Источниками вынужденных боковых колебаний кузова являются: различные по величине и характеру вертикальные неровности двух рельсовых нитей; извилистое движение тележек в колее, приводящее в общем случае к боковому относу кузова; горизонтальные неровности рельсовых нитей. Перечисленные неровности пути могут быть приведены к двум обобщенным: горизонтальному поперечному смещению оси колесной пары и углу поворота ее в поперечной вертикальной плоскости.

Кузов вагона в вертикальной поперечной плоскости имеет две степени свободы, обусловливающие горизонтальное смещение y его центра тяжести и поворот относительно продольной оси кузова вагона на угол Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru . Указанные перемещения, отсчитанные от положения статического равновесия, если пренебречь силами инерции масс рам тележек, связанны соотношениями:

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru

Где уг – горизонтальное смещение кузова за счет деформаций люлечного устройства или упругого поперечного сдвига рессор при безлюлечном подвешивании;

h – расстояние ЦТ кузова от оси колесной пары;

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - угол поворота кузова за счет упругой деформации рессор.

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - горизонтальное поперечное смещение оси колесной пары

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - угол поворота оси колесной пары в поперечной вертикальной плоскости.

В процессе движения вагона по пути с неровностями кузов получает вынужденные колебания двух связанных между собой видов: горизонтальный боковой относ и поперечную качку.

Когда вагон движется по кривому участку пути, на него действует центробежная сила, которая при неблагоприятном сочетании с ветровой нагрузкой и поперечными инерционными силами от боковых колебаний кузова на рессорах создает момент, опрокидывающий вагон наружу кривой и разгружающий колеса с внутренней стороны кривой.

Устойчивость вагона против опрокидывания оценивают при его проектировании расчетным путем по условному критерию исходя из соотношения сил взаимодействия колес с рельсами.

В качестве меры поперечной устойчивости вагона против опрокидывания принимают отношение, называемое коэффициентом поперечной устойчивости.

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru

Где Рд – дополнительная нагрузка колеса на рельс от действия центробежной силы Рц и результирующей бокового давления ветра на вагон Рв.

Рст – статическая нагрузка колеса на рельс.

Величина Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru выражает собой степень разгрузки колес с одной стороны вагона под действием приложенных к нему боковых усилий.

Если опрокидывающие (боковые) силы отсутствуют, то Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru , а при Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru они приводят к опрокидыванию вагона.

На разгрузку колес вагона большое влияние оказывают также колебания кузова на рессорах, обычно учитываемые коэффициентом динамики. Так как коэффициент динамики у грузовых вагонов больше, чем у пассажирских, допускаемая величина Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru для грузовых вагонов соответственно меньше.

Достаточному запасу устойчивости против опрокидывания соответствуют следующие величины коэффициента Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru , установленные нормами: для вагонов пассажирских – 0,7; для почтовых, багажных, изотермических – 0,6; для грузовых – 0,5.

Точка М на рис. 9.1 носит название метацентра. Она находится на пересечении линии действия вертикальной равнодействующей всех рессор при наклонном положении кузова с осью симметрии поперечного сечения кузова.

Устойчивость кузова на рессорах определяется неравенством

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru [м], (9.1)

где Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - высота метецентра, м;

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - высота цента тяжести кузова над осью колесной пары, м.

Для пассажирских вагонов

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru (9.2)

Рис.9.1. Схема поперечного сечения вагона

Данное условие, являясь критерием устойчивости, ограничивает возможность применения чрезмерно гибких рессор. Другими словами, суммарный статический прогиб всего подвешивания:

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru [м], (9.3)

где Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - статический прогиб буксового подвешивания, м;

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru - статический прогиб центрального подвешивания, м, не должен превышать некоторой величины, рассчитываемой по формуле

Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru [м], (9.4)

где x= Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru / Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru отношение стотического прогиба буксового подвешивания к полному прогибу всего подвешивания.

Значение Поперечная устойчивость кузова на рессорах - student2.ru определяются из рис. 9.1.

Задача 9.1.Грузовой вагон, тара которого 22 т в порожнем состоянии имеет высоту центра тяжести над головкой рельса 2,5 м. В данный вагон может быть размещен груз весом 88 т. Высота центра тяжести груза над головкой рельса 1,5 м. Дать заключение об устойчивости кузова от опрокидывания в груженом и порожнем состоянии, если высота метацентра груженого и порожнего вагона hm = 4 м.

Задача 9.2. Исходя из условия поперечной устойчивости вагона рассчитать величины допускаемых прогибов рессор для пассажирских вагонов на тележках типов ЦМВ и КВЗ-ЦНИИ, если для первой тележки 2b2 = 2,036 м, 2b1 = 1,552 м, χ = 0,25, hc = 1,6 м; для второй 2b2 =2b1 =2,036 м, χ = 0,25, hc = 1,6 м;

Наши рекомендации