Графическое решение задач ЛП

А.В. Зыкина

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ

Конспект лекций

Омск 2007

УДК 007(075)

ББК 32.81я73

З-96

Рецензенты:

О.В. Кириченова, канд. физ.-мат. наук, доц. ОмГПУ;

О.П. Диденко, канд. пед. наук, доц. ОмГИС

Зыкина, А.В.

З-96 Методы оптимизации: конспект лекций /А.В. Зыкина. – Омск: Изд-во

ОмГТУ, 2007. – 36 с.

В конспекте лекций приводятся основные теоретические сведения по линейной оптимизации. Излагается графический метод решения задачи линейного программирования, рассматриваются прямой и двойственный симплекс-методы, метод отсечений для задачи целочисленной оптимизации, метод потенциалов для решения транспортной задачи линейного программирования.

Конспект лекций предназначен для студентов специальности 230102 и направления подготовки 23010062.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

УДК 007(075)

ББК 32.81я73

Редактор Н.Н. Пацула

ИД № 06039 от 12,10,2001

Сводный темплан 2007 г.

Подписано к печати 20.02.07. Бумага офсетная.

Формат 60´84 1/16. Отпечатано на дупликаторе.

Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25

Тираж . экз. Заказ

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира,11

Типография ОмГТУ

© А.В. Зыкина, 2007

© Омский государственный

технический университет, 2007

Введение

При решении широкого комплекса практических задач, в том числе задач создания и эксплуатации АСОИУ, возникают своеобразные модели оптимизации решений, для которых характерны следующие черты:

1) показатель эффективности (целевая функция) является линейной функцией от элементов решения;

2) ограничительные условия, налагаемые на возможные решения, имеют вид линейных равенств или неравенств.

Такие задачи называются задачами линейного программирования (ЛП).

Первые исследования по ЛП были проведены в конце 30-х годов в Ленинградском университете академиком Л. В. Кантаровичем (первая публикация – в 1939 году). Л. В. Кантарович предложил легко алгоритмизируемый метод решения задач ЛП – метод последовательного улучшения допустимого вектора. Американский математик Дж. Данциг в 1947 году разработал симплекс-метод решения задачи ЛП. По существу симплекс-метод является табличной формой записи метода последовательного улучшения допустимого вектора. В 1951 году Дж. Данциг ввел термин «линейное программирование» (слово «программирование» в данном случае означает не что иное, как «планирование»).

В настоящее время, с точки зрения уровня теоретических разработок, сфера приложения и реализации вычислительных методов ЛП является одним из наиболее развитых направлений в области решения оптимизационных задач. Успехи в использовании методов ЛП во многом обусловлены значительным увеличением быстродействия и объема памяти ЭВМ. Достижения в области ЛП в свою очередь содействовали прогрессу в разработке алгоритмов решения других задач математического программирования. Сущность этих алгоритмов состоит в том, что исходная (в общем случае, нелинейная) задача сводится к одной линейной задаче или их совокупности. Таким образом, линейное программирование выделяется среди других методов программирования как основа для многих процедур решения.

При нахождении решений для моделей математического программирования (МП) применительно к реальным задачам процедуры ручного счета практически никогда не используются. Такого рода работа, как правило, осуществляется с помощью ЭВМ. Возникает вполне законный вопрос: не достаточно ли одного умения строить модели? Нет, не достаточно. Значительный опыт по использованию методов математического программирования при решении производственных задач подтвердил, что руководитель должен понимать принцип работы алгоритмов, чтобы добиться действительно эффективного и обоснованного применения этого инструмента организации управления. При практическом применении МП всегда стремятся получить более содержательную информацию, нежели ответ в числовом выражении. Главная цель расчетов – не цифры, а понимание.

Графическое решение задач ЛП

Пример построения канонической формы

Привести задачу к КФ на минимум:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (2)

В данной задаче (2) нарушены все три признака КФ.

1. Начнем с преобразования смешанной системы ограничений в систему уравнений. Для этого введем в первое и второе ограничения неотрицательные переменные y1, y2, которые называются дополнительными или слабыми. В результате система ограничений запишется в следующем виде:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (3)

2. Условия неотрицательности в (3) не выполняются только для переменной x2. Для приведения задачи к однородным условиям неотрицательности можно воспользоваться двумя приемами.

Первый прием. Представим переменную x2 в виде разности двух неотрицательных переменных: Графическое решение задач ЛП - student2.ru После преобразования системы ограничений и целевой функции получим задачу

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (4)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Второй прием. Найдем из какого-либо уравнения (4) переменную x2. Пусть из первого уравнения Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Подставим это выражение во все уравнения и в целевую функцию, исключив таким образом переменную x2 из задачи. Получим

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (5)

3. Переход к задаче минимизации целевой функции L в задаче (5) осуществляется путем введения новой функции Графическое решение задач ЛП - student2.ru из равенства

Графическое решение задач ЛП - student2.ru в первом случае,

Графическое решение задач ЛП - student2.ru во втором случае.

1.3. Общие рекомендации к графическому решению задач ЛП

1. Графически могут решаться [1]:

a) задачи, заданные в произвольной форме, содержащие не более двух переменных;

b) задачи, заданные в канонической форме, с числом свободных переменных Графическое решение задач ЛП - student2.ru ;

c) задачи в произвольной форме записи, которые после приведения к канонической форме будут содержать не более двух свободных переменных Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

2. Основной формой для графического решения является 1-й тип задач. Поэтому, если встречается 2-й или 3-й тип задач, то предварительно их модель должна быть приведена к первому типу.

3. Решение задач 1-го типа выполняется в два этапа:

этап 1 – построение области допустимых решений;

этап 2 – построение в допустимой области оптимального решения.

4. При построении области допустимых решений может встретиться один из трех случаев:

а) пустая область – задача не имеет решения из-за несовместности системы ограничений в области допустимых решений;

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

б) выпуклый многоугольник – задача всегда имеет оптимальное решение;

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

в) неограниченная выпуклая многогранная область – в зависимости от направления вектора c (вектора коэффициентов целевой функции L) задача может иметь или не иметь решение. Последнее связано с неограниченностью целевой функции в области допустимых решений.

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

5. Если оптимальное решение существует, то возможен один из трех исходов:

а) оптимальное решение единственное и совпадает с одной из вершин области;

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

б) оптимальные решения соответствуют всем точкам отрезка, соединяющего две вершины области Графическое решение задач ЛП - student2.ru и Графическое решение задач ЛП - student2.ru : Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

в) оптимальные решения соответствуют всем точкам допустимого луча, исходящего из вершины области Графическое решение задач ЛП - student2.ru : Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Пример графического решения

Решить графически задачу ЛП, заданную в канонической форме:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (6)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (7)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (8)

Число уравнений задачи m=3, число неизвестных n=5. Тогда n-m=2 и задача может быть сведена к задаче на плоскости относительно свободных переменных. Возьмем в качестве базисных переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru и выразим их через свободные (небазисные переменные):

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (9)

По условию (8) переменные могут принимать только неотрицательные значения, т. е. допустимой областью задачи ЛП (6) - (8) будет область, определяемая условиями (8), (9), или

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (10)

Чтобы получить задачу ЛП относительно переменных Графическое решение задач ЛП - student2.ru , подставим значения базисных переменных (9) в целевую функцию (6). В результате получим

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (11)

Задача (10), (11) эквивалентна задаче (6) - (8), поэтому решая графически задачу (10), (11), получим решение задачи (6) - (8).

Этап 1. Построение допустимой области.

Каждое из неравенств (10) определяет некоторую полуплоскость Графическое решение задач ЛП - student2.ru :

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Так, неравенство Графическое решение задач ЛП - student2.ru определяет правую полуплоскость. Неравенство Графическое решение задач ЛП - student2.ru определяет полуплоскость, лежащую по ту сторону от прямой Графическое решение задач ЛП - student2.ru , где Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Подставляя значения Графическое решение задач ЛП - student2.ru в это неравенство, получим 0>-2, значит, координаты (0,0) удовлетворяют первому неравенству (10) и область решений этого неравенства включает начало координат. Аналогично определяют полуплоскости остальных неравенств (10).

На рисунке прямые, соответствующие условию Графическое решение задач ЛП - student2.ru , отмечены цифрой в скобках.

Получили допустимую область M – выпуклый пятиугольник OABCD.

Этап 2. В допустимой области M находим оптимальное решение.

Строим прямую Графическое решение задач ЛП - student2.ru и определяем направление возрастания функции Графическое решение задач ЛП - student2.ru , это направление вектора Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Перемещая прямую L параллельно самой себе в направлении вектора Графическое решение задач ЛП - student2.ru до тех пор, пока она будет сохранять общие точки с областью допустимых решений, найдем, что в крайнем возможном положении прямая L пройдет через точку Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Этому положению прямой L соответствует значение Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Для нахождения координат точки Графическое решение задач ЛП - student2.ru необходимо совместно решить систему уравнений граничных прямых, на которых лежит точка Графическое решение задач ЛП - student2.ru :

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

В результате получаем искомое оптимальное решение Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Подставляя значения Графическое решение задач ЛП - student2.ru и Графическое решение задач ЛП - student2.ru в целевую функцию и в равенства (9), получим оптимальное значение целевой функции Графическое решение задач ЛП - student2.ru и оптимальное решение: Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Симплекс-метод

Рассмотрим задачу ЛП в канонической форме:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (12)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

……………………… (13)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (14)

Будем предполагать, что Графическое решение задач ЛП - student2.ru (иначе, умножим соответствующее уравнение на -1, уравнения системы (13) линейно независимы, m<n и система (13) - (14) совместна.

При сделанных предположениях можно выбрать m неизвестных (к примеру Графическое решение задач ЛП - student2.ru ) таких, чтобы определитель, составленный из коэффициентов при этих неизвестных, не обращался в ноль. Тогда задача (12) - (14) может быть приведена к виду, который называется специальной формой задачи ЛП:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

…………………………………….. (15)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Одно из допустимых решений этой задачи можно найти, если переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru положить равными нулю. Такое решение называется допустимым базисным решением. Оно имеет вид

Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Этому решению соответствует значение целевой функции Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru называют базисными, набор переменных Графическое решение задач ЛП - student2.ru называют базисом, а переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru называют небазисными или свободными. Число возможных базисов в задаче размерности n с m ограничениями не превосходит величину Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Известно, что каждому допустимому базисному решению соответствует вершина многоугольника допустимых решений и оптимальное решение задачи (при условии его существования) достигается в одной из вершин многоугольника. Поэтому оптимальное решение задачи ЛП находится среди допустимых базисных решений. Существуют рациональные способы последовательного перебора допустимых базисных решений, которые позволяют рассматривать не все допустимые базисные решения, а их минимальное число. К таким методам относится симплекс-метод [1,2,3].

Пример решения задачи симплекс-методом

Решить задачу, записанную в виде (15).

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Составим симплексную таблицу:

  Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L
Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Так как коэффициенты строки целевой функции неотрицательны, то начальное базисное решение Графическое решение задач ЛП - student2.ru не является оптимальным. Значение целевой функции для этого базиса L=0.

Выбираем ведущий столбец – это столбец, соответствующий переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Выбираем ведущую строку. Для этого находим Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Следовательно, ведущая строка соответствует переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Проводим преобразование симплексной таблицы, вводя переменную Графическое решение задач ЛП - student2.ru в базис и выводя переменную Графическое решение задач ЛП - student2.ru из базиса. Получим таблицу:

  Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L -2 -2
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Одна итерация метода завершена. Переходим к новой итерации. Полученная таблица неоптимальная. Базисное решение, соответствующее таблице, имеет вид Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Значение целевой функции на этом базисе L= -2.

Ведущий столбец здесь – столбец, соответствующий переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Ведущая строка – строка, соответствующая переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru . После проведения преобразований получим симплексную таблицу:

  Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Еще одна итерация завершена. Переходим к новой итерации.

Строка целевой функции не содержит положительных значений, значит, соответствующее базисное решение Графическое решение задач ЛП - student2.ru является оптимальным, и алгоритм завершает работу.

Метод искусственного базиса

Симплекс-метод применяется для решения задач ЛП, представленных в специальной форме:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (16)

Характерная особенность задачи (16) – известное базисное допустимое решение

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Чтобы применить симплекс-метод для решения задачи ЛП в произвольной форме, необходимо привести эту задачу к виду (16), т. е. выделить начальное допустимое базисное решение. Для этого в симплекс-метод вводят подготовительный этап. Один из методов для реализации подготовительного этапа называется методом искусственного базиса и состоит в следующем [1,2,3].

Вычислительная схема метода искусственного базиса

Шаг 1. Приводим задачу ЛП к канонической форме с неотрицательными правыми частями Графическое решение задач ЛП - student2.ru :

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (17)

Шаг 2. В каждую i-ю строку ограничений (17) вводим искусственную неотрицательную переменную Графическое решение задач ЛП - student2.ru и строим вспомогательную задачу ЛП вида:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (18)

В задаче (18) Графическое решение задач ЛП - student2.ru – допустимое базисное решение, и задача (18) легко может быть сведена к виду (16). Для этого целевую функцию необходимо выразить через свободные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru :

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Шаг 3. Для вспомогательной задачи (18) строим симплексную таблицу

  b Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
………………….
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru

и находим оптимальное решение вспомогательной задачи с помощью симплекс-метода.

Шаг 4. Если Графическое решение задач ЛП - student2.ru и все переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru являются небазисными, то m переменных из Графическое решение задач ЛП - student2.ru войдут в базис и система ограничений, соответствующих симплексной таблице, будет иметь вид

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (19)

Так как переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то их исключили из системы (19), не нарушив при этом равенств. Выражая целевую функцию основной задачи Графическое решение задач ЛП - student2.ru через небазисные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru системы (19), получим исходную задачу (17) в виде (16).

Шаг 5. Если Графическое решение задач ЛП - student2.ru , но в базисе остались искусственные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru , для которых Графическое решение задач ЛП - student2.ru (вырожденный случай), то проводим для каждой искусственной переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru из базиса следующее преобразование симплексной таблицы.

Выбираем ведущим столбцом столбец такой переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru , для которой элемент индексной строки Графическое решение задач ЛП - student2.ru , а элемент столбца Графическое решение задач ЛП - student2.ru . В этом случае строка искусственной переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru будет ведущей и после стандартного преобразования симплексной таблицы (шаг 6 из прямого симплекс-метода) искусственная переменная Графическое решение задач ЛП - student2.ru выведется из базиса. В результате получим симплексную таблицу, соответствующую шагу 4.

Шаг 6. Если Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то допустимого решения в исходной задаче (17) не существует (не могут все искусственные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru быть равными нулю в задаче (18), а значит система ограничений задачи (17) несовместна) – процесс решения исходной задачи (17) завершается.

Пример решения задачи методом искусственного базиса

Выделить допустимое базисное решение для задачи ЛП:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Приведем задачу к канонической форме на минимум с неотрицательными правыми частями:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Заметим, что переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru и Графическое решение задач ЛП - student2.ru можно использовать для введения в исходный базис, поэтому в первую и третью строку ограничений можно не вводить искусственные переменные.

Во вторую строку ограничений вводим искусственную переменную z, потому что в этой строке нет переменной, которую можно взять базисной, не проводя при этом дополнительных преобразований всей системы ограничений.

Полученная вспомогательная задача имеет вид

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Приведем задачу к виду (16):

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Выпишем соответствующую симплексную таблицу:

  B Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -2
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Ведущий столбец рекомендуется выбирать не по максимальному положительному элементу строки целевой функции, а так, чтобы из базиса выводилась искусственная базисная переменная (соответствующая ведущая строка должна быть строкой искусственной переменной). Так, выбрав ведущим столбцом столбец переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru , получим ведущую строку – строку с переменной z (выбирая ведущим столбцом Графическое решение задач ЛП - student2.ru , получили бы ведущую строку Графическое решение задач ЛП - student2.ru , и из базиса выводилась бы переменная Графическое решение задач ЛП - student2.ru ).

Итак, искусственная переменная z выйдет из базиса, а переменная Графическое решение задач ЛП - student2.ru введется в базис.

Симплексная таблица преобразуется к виду:

  B Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru 11/2 1/2 -1/2
Графическое решение задач ЛП - student2.ru 5/2 5/4 1/4 -1/4
Графическое решение задач ЛП - student2.ru 5/2 3/4 -1/4 1/4

Так как значение Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то полученный базис Графическое решение задач ЛП - student2.ru является начальным допустимым базисом для исходной задачи ЛП. Чтобы выразить целевую функцию Графическое решение задач ЛП - student2.ru через небазисные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru , подставим значение базисной переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru в целевую функцию. В результате получим:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Тогда исходная задача будет иметь вид специальной формы задачи ЛП:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

что и требовалось получить в результате решения вспомогательной задачи.

Двойственный симплекс-метод

Метод работает с теми же симплексными таблицами, что и прямой симплекс-метод для задачи на минимум. Сначала определяется переменная, подлежащая выводу из базиса, а затем переменная, вводимая в базис [1,3].

Вычислительная схема двойственного симплекс-метода

Шаг 0. Начинаем с симплексной таблицы, где Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

  B Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
…………..
Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Шаг 1. Проверка на оптимальность. Если Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то решение Графическое решение задач ЛП - student2.ru – оптимальное.

Шаг 2. Выбор ведущей строки. Выбираем среди номеров i, для которых Графическое решение задач ЛП - student2.ru , номер k с максимальным по модулю значением

Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Строка k объявляется ведущей.

Шаг 3. Проверка на неразрешимость. Если в строке Графическое решение задач ЛП - student2.ru нет отрицательных элементов, то двойственная целевая функция неограниченная и, следовательно, прямая задача не имеет допустимых решений. Процесс решения завершается.

Шаг 4. Выбор ведущего столбца s. Выбираем среди отрицательных элементов строки Графическое решение задач ЛП - student2.ru элемент с номером s, для которого выполняется равенство

Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Столбец s объявляется ведущим, а элемент Графическое решение задач ЛП - student2.ru – ведущим элементом.

Шаг 5. Проводим стандартное преобразование симплексной таблицы (Шаг 6 из прямого симплекс-метода).

Пример решения задачи двойственным симплекс-методом

Решить задачу ЛП двойственным симплекс-методом:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Приводим задачу к каноническому виду:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Знаки в ограничениях заменили противоположными для того, чтобы переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru и Графическое решение задач ЛП - student2.ru можно было взять в качестве базисных. Симплексная таблица имеет вид

  b Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L -1 -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -2 -1 -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1 -2 -1

Таблица двойственно-допустимая, но не оптимальная. Выбираем ведущую строку – это строка переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru , ведущий столбец – это столбец переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru . После преобразования таблица принимает вид

  b Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L -1 -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1 -1
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -3 -3

Так как в столбце b есть отрицательная переменная Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то эту строку выбираем ведущей, а столбец переменной Графическое решение задач ЛП - student2.ru будет ведущим столбцом. После преобразования получаем таблицу:

  b Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru Графическое решение задач ЛП - student2.ru
L -1/3 -1 -1/3
Графическое решение задач ЛП - student2.ru 1/3 -1 -2/3
Графическое решение задач ЛП - student2.ru -1/3 -1/3

которая является оптимальной. Соответствующее оптимальное решение имеет вид Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Двойственность в ЛП

Постановка задачи

Рассмотрим пару задач ЛП вида:

(I) (II)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

… …

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

… …

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

… …

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

… …

Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Задачу (I) называют прямой задачей ЛП, а (II) – двойственной. Неравенства задач (I) и (II), соответствующие друг другу (по стрелке), называются сопряженными. Заметим, что задача двойственная к (II), есть исходная прямая задача, т. е. соотношение двойственности взаимное. Поэтому можно из такой пары задач любую считать прямой, а другую – двойственной.

Пример построения двойственной задачи

Построить двойственную задачу к следующей задаче ЛП:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Прежде чем приступать к построению двойственной задачи, необходимо упорядочить запись исходной: согласовать знаки неравенств в ограничениях задачи с целевой функцией. Так как ЦФ минимизируется, то неравенства должны быть записаны с помощью знака « Графическое решение задач ЛП - student2.ru ». Для этого второе неравенство умножим на -1:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Теперь, вводя двойственные переменные Графическое решение задач ЛП - student2.ru , запишем в соответствии с указанным правилом пару двойственных задач:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru
Графическое решение задач ЛП - student2.ru   Графическое решение задач ЛП - student2.ru

Задача слева – исходная прямая задача, задача справа – двойственная к исходной задаче.

Теоремы двойственности

Двойственность является одним из фундаментальных понятий в теории ЛП. Исключительно важную роль играют следующие утверждения, получившие названия теорем двойственности [1,3].

Первая теорема двойственности. Если одна из пары двойственных задач (I) и (II) разрешима, то разрешима и другая задача, причем оптимальные значения целевых функций прямой и двойственной задач совпадают:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru

где Графическое решение задач ЛП - student2.ru – оптимальные планы задач (I) и (II) соответственно.

Говорят, что допустимые решения x, y удовлетворяют условиям дополняющей нежесткости (УДН), если при подстановке этих векторов в ограничения задач (I) и (II) хотя бы одно из любой пары сопряженных неравенств обращается в равенство.

Вторая теорема двойственности. Графическое решение задач ЛП - student2.ru оптимальны в задачах (I) и (II) тогда и только тогда, когда они удовлетворяют УДН.

Пример решения пары двойственных задач

Используя теоремы двойственности, решить двойственную задачу, если известно решение прямой задачи:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (20)

Пусть решение задачи найдено одним из стандартных методов: Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Построим двойственную задачу:

Графическое решение задач ЛП - student2.ru (21)

Графическое решение задач ЛП - student2.ru По первой теореме двойственности задача разрешима, причем Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Найдем оптимальный план Графическое решение задач ЛП - student2.ru задачи (21), используя вторую теорему двойственности. Подставим координаты вектора Графическое решение задач ЛП - student2.ru в ограничения задачи (20). Получим

Следовательно, в силу УДН, неравенство Графическое решение задач ЛП - student2.ru должно выполняться как равенство, т. е. Графическое решение задач ЛП - student2.ru . Далее так как Графическое решение задач ЛП - student2.ru , то в силу УДН

Графическое решение задач ЛП - student2.ru .

Получаем систему линейных уравнений и ре<

Наши рекомендации