Прорабатывая Седьмой Шаг: Шаг действия
Седьмой Шаг — это постоянный процесс. Мы можем работать над ним практически везде, в любое время, когда у нас возникает потребность избавиться от какого-то дефекта характера. Если мы скатываемся к несправедливому осуждению другого члена ВДА, мы можем сказать: «Господи. Пожалуйста, избавь меня от моего осуждения».
Если мы нетерпеливо ведем себя на рынке, стоя в очереди, мы снова можем помолиться. «Господи. Прошу, даруй мне терпения. Помоги прожить этот миг без напряжения».
Молитвы, которые касаются наших недостатков, должны быть простыми и искренними. Обычно всего несколько слов, сказанных в смирении, находят отклик у Бога. Искреннее желание измениться вместе со смирением, идущим из глубины сердца, кажется, быстрее доходят до Бога, чем длительные и скорбные молитвы-истерики.
Искренний взрослый ребенок, работая по программе ВДА, посещая собрания, неся служение неизменно достигает результатов в Седьмом Шаге. Это гарантированный путь при борьбе с недостатками, которые причиняют нам проблемы.
Мы видели взрослых детей, неделями, а то и месяцами пытающимися побороть конкретные недостатки характера. Человек молится, пишет об этом в своем дневнике, выступает на собраниях, вовлечен в служение, но, тем не менее, недостаток продолжает иметь место и становится все сильнее. И все же Высшая Сила работает.
В этот период взрослый ребенок продолжает посещать собрания. Он опирается на принципы Программы. Он продолжает работать по Программе и делает то, что уже доказало свою эффективность в прошлом. Взрослый ребенок остается сконцентрированным на освобождении от своих недостатков и делится с другими информацией о своих попытках измениться. Проходят дни. Взрослый ребенок продолжает молиться, вести дневник и искать помощи Высшей Силы. Когда человек сконцентрирован на освобождении, у него могут случаться депрессии и усталость. Это здоровая боль и хорошее применение своей воле. В какой-то момент взрослый ребенок осознает, что ему нужно искать волю Высшей Силы бескорыстно. Собрания и молитвы необходимы, но поиск Бога должен происходить безостановочно и изо всех сил. При таком отношении наступает момент, когда вся работа по программе, собрания, молитвы и хлопоты начинают действовать и недостаток сдвигается с мертвой точки. На человека снисходит спокойствие. Он может расправить плечи и вздохнуть свободно, и сказать «Господи. Помоги мне». И наступает облегчение.
Настоящее смирение
Смирение — это не унижение. Тем не менее, некоторые взрослые дети претерпели унижение и через это пришли к смирению. Унижение обычно проистекает из нашей потребности унижать себя, чтобы снова испытать стыд, который мы испытывали в детстве. Без помощи извне, отравляющий нас стыд, проистекающий из нашего прошлого, найдет возможность вырваться наружу в нашей взрослой жизни, независимо от того, насколько безупречно мы ведем себя и в какой степени мы стремимся контролировать себя и других. Стыд находит лазейку и изливается наружу. Мы приходим в ужас от его проявления в отношениях или событиях и от нашего участия в них.
Смирение идет от Бога, являясь также единоутробной сестрой анонимности, фундаментального принципа, положенного в основу Двенадцати Шагов и Двенадцати Традиций. Через анонимность мы несем служение в любви. Мы ищем возможность быть максимально полезными для нашей Высшей Силы и для других людей.
Смирение помогает нам увидеть, что наша воля гораздо более часто совпадает с волей Бога. Настоящим смирением является готовность направить все усилия на то, чтобы искать и исполнять волю Бога. Мы знаем, что мы несовершенны и что можем сорваться. Да, мы изо всех сил стремимся прожить этот Шаг и обрести твердое намерение устранить наши недостатки с помощью смирения.
В смирении мы становимся более вдумчивыми в процессе принятия решений, также мы не так быстро раздражаемся. Мы перестаем быть реактивными по отношению к жизненным ситуациям и начинаем действовать активно. У нас появляется больше свободы выбора и мы чувствуем себя более комфортно, когда обращаемся за помощью. Мы начинаем не только просить духовной помощи для борьбы с нашими недостатками, мы также начинаем молиться и терпеливо ждать, когда Божественный Дух смирит наши наиболее резкие черты характера, которые были необходимы для выживания. Мы молимся о том, чтобы эти послужившие нам характеристики гармонично вписались в нашу личность и стали менее резкими. Мы меньше боимся людей, обличенных властью. Мы уже не угодничаем, как раньше. Мы перестаем путать любовь с жалостью. Мы становимся рассудительными и непорочными.
Смирение также помогает нам научиться распознавать, когда мы «наполнены» в наших отношениях, желаниях и потребностях. Из-за того, что чувство покинутости глубоко укоренилось в нас, мы чувствуем неуверенность, когда получаем недостаточно похвалы или внимания. Стяжая смирение, мы становимся менее неуемными и учимся умиротворяться тем, что мы имеем. Мы также узнаем, как попросить о том, в чем мы нуждаемся, вместо того, чтобы манипулировать людьми, добиваясь того, в чем мы в действительности не нуждаемся. Смирение учит нас различать потребности, которые действительно важны для нас, от прихотей, исполнение которых можно отложить.
В отсутствии смирения взрослые дети зачастую ставят свои желания на первое место в ущерб своим нуждам, и это имеет плачевный исход. Постоянно ощущая внутреннюю пустоту, они пытаются достичь своих желаний и гонятся за ними как охотник за дичью, с помощью компульсивных денежных трат, долгов, а также сравнивая свою жизнь с жизнью других людей. Многие взрослые дети тратят массу времени на поиск удачных сделок или на треп в Интернете, не насыщаясь эмоционально. Некоторые взрослые дети снуют из магазина в магазин, охотясь за последними новинками моды или технологий, но они никогда не бывают удовлетворены. Когда мы научимся удовлетворять наши эмоциональные и духовные потребности, наши проблемы обладания ценностями отпадут сами собой. Ничего страшного нет в болтовне в Интернете, если эта болтовня не служит для нас отвлекающим моментом, чтобы перенести свое внимание на кого-то еще, страдающего нездоровой зависимостью. Мы склонны ослаблять нашу волю, когда мы ставим на первое место наши желания. Смирение дает нам личностные силы, которые помогают нам почувствовать себя «наполненными» нашей жизнью, вместо того, чтобы неистовствовать в погоне за своими желаниями.
В дополнение к внутреннему умиротворению и проблескам воли Бога, смирение приносит многим взрослым детям неожиданный взрыв творческой энергии. С тех пор, как мы оставили попытки контролировать других, мы неожиданно осознали, что у нас появилось больше энергии, чтобы что-то сделать для себя. У нас стало больше времени для посещения концертов, походы, чтобы начать читать книгу или чтобы закончить читать книгу. Многие взрослые дети водят своего Внутреннего ребенка в цирк, покупают ему акварельные краски и рисуют, смешивая цвета, наблюдая за тем, что получится.