Здоровая боль имеет ценность
Становясь готовыми к тому, чтобы Высшая Сила устранила наши недостатки, мы можем не испытывать боли, а можем, наоборот, ощущать дискомфорт и страдать. Некоторые недостатки характера, например, склонность к сплетням или осуждению, могут быть безболезненно устранены. В ВДА мы учимся сосредотачиваться на себе, и это исцеляет нас от привычки сплетничать или осуждать окружающих.
Иногда в нашей группе ВДА, со спонсором или консультантом мы испытываем дискомфорт и острую боль. Взрослые дети невероятно боятся эмоциональной боли, так как им редко удавалось найти кого-то, кто бы их выслушал, когда они страдали в детстве. Воспитываясь в дисфункциональной семье, мы часто молча терпели невыносимые муки. Мы стали тщательно избегать эмоциональной боли и искали утешения в зависимостях, работе, сексе или наркотиках, которые позволяли нам не испытывать боль. Многие из нас катались по земле от боли, вызванной созависимостью, тем не менее в ВДА боль другая. Теперь мы можем положиться на своих друзей и на Высшую Силу. Мы не одиноки.
Наш опыт показывает, что в эмоциональной боли содержится ценность. Мы можем обнаружить в себе здоровую боль и исцелиться от нее с помощью поддержки и терпения по отношению к самим себе, таким же образом, как мы избавились от слез. Перед тем, как мы пришли в ВДА, наши слезы казались нам непродуктивными до такой степени, что многие из нас запрещали себе плакать. Работа по шагам и помощь спонсора помогает нам понять причину наших слез и осознать их ценность.
Эмоциональная боль представляет собой подарок. Многие из нас уже видели верхний слой этой боли в Первом и Четвертом шагах, когда мы подробно описали насилие в нашей жизни или вред, который мы причиняли другим. Мы увидели, что в этой боли мы не одиноки и не уникальны. Мы осознали, что та боль, которую мы ощутим в ВДА, отличается от непродуктивной боли, вызванной воспитанием в семье, сопровождающимся чувством покинутости. В наших семьях мы привыкли искать нездоровую боль, которая не приводила нас ни к каким решениям и только подкармливала одержимость. С помощью Высшей Силы в ВДА мы начинаем испытывать здоровую боль и это приносит нам облегчение.
Нам встречались взрослые дети, которые мучительно боролись в одиночку, в то время как такая одинокая борьба никому не нужна. Эмоциональная боль рано или поздно прекращается, но она может длиться очень долго, если мы не сможем вовремя попросить о помощи. В это время мы мобилизуем все смирение, на которое мы только способны, и обращаемся к кому-либо с просьбой выслушать нас. Мы обретаем готовность разделить наши страхи и сомнения с самим собой и с другим человеком. Мы обнаруживаем, что члены ВДА действительно могут ощутимо помочь. Мы также замечаем, что эмоциональная боль может стать точкой входа для более глубокого контакта с Богом, как мы Его понимаем. Мы узнаем, что в момент, когда боль уходит – постепенно сходя на нет -, часто происходит интеграция черт выживания. Если мы проживаем ее, мы чувствуем в себе перемены. Мы получаем внутреннюю свободу, которая всегда была в нас, и рассматриваем свою боль в новом свете. Мы относимся к ней как к одному из инструментов, который может сдерживать наши самые закоренелые черты выживания.
Обращаясь к нашей боли напрямую, мы узнаем, что действительно не одиноки в своей беде. Когда в процессе выполнения Шестого Шага мы вдруг погружаемся в боль такого рода, мы стараемся чаще ходить на собрания и как можно чаще обращаться к Богу, как мы Его понимаем.
Полная готовность
После выполнения Пятого Шага мы возвращаемся к себе и находим тихий уголок, чтобы подумать над тем, что мы сейчас делаем в отношении своей жизни. Мы идем по пути честности с самим собой и прощения себя, и эти качества приведут нас к новому образу жизни. Мы оставляем роли жертвы, виноватого или обличенного властью. В Четвертом Шаге мы усвоили, что наши черты выживания часто являлись противоположностями того, что мы претерпели. Если мы боялись людей, наделенных властью, мы часто сами становились властным человеком, который внушал страх в своей роли родителя, начальника, и так далее. Если мы безжалостно осуждали самих себя, мы также безжалостно судили и других. В прошлом мы были жертвами, но сейчас многие стали агрессорами. Если раньше мы исподволь сплетничали, сейчас мы перестаем это делать. Мы становимся готовы просить нашу Высшую Силу помочь нам простить самих себя и измениться.
Мы находимся в поиске такого образа жизни, когда мы сможем проживать наши чувства и при поддержке нашей группы ВДА честно говорить о том, что происходит в нашей жизни. Некоторые из нас даже смогут начать общаться со своими семьями и поддерживать с ними оптимальные отношения, на которые мы способны в текущий момент. Мы станем менее критичными относительно наших семей, но мы также научимся определять моменты, когда нам нужно держать дистанцию. Когда мы оплакиваем наше потерянное детство, мы становимся родителями для самих себя. Мы на пути к Внутреннему Ребенку, отражающему нашу Истинную Личность.
Завершив Пятый Шаг, мы спокойно садимся и размышляем о своей нравственной инвентаризации. Мы следим за своим дыханием и не забываем глубоко дышать. Мы посмотрели на стыд, покинутость, сексуальные проблемы и нехватку поощрения. Мы также рассмотрели глубоко похороненные травмы, замороженные чувства и собственные духовные убеждения. Теперь мы чувствуем, что у нас есть внутренняя смелость, которой мы обладали всегда, но которая проявилась только сейчас. Возможно, у нас были зачатки духовных убеждений или духовной правды и ранее, но только теперь мы стали верить по-настоящему глубоко. В Пятом Шаге мы сосредоточились на себе. Мы сделали для себя нечто важное, что является духовно значимым. Мы проанализировали свою жизнь и рискнули доверить рассказ о своей жизни другому человеку. Мы нарушили семейное правило всегда молчать. Мы чувствуем, что находимся среди друзей. Мы больше не одиноки.
В Шестом Шаге мы ждем столько, сколько требуется, чтобы стать полностью готовыми. Вы приближаетесь к тому, чтобы в молитве Седьмого Шага смиренно попросить Бога об устранении своих недостатков. Седьмой Шаг звучит так: «Смиренно просили Бога устранить наши недостатки».
У нас есть список наших недостатков. Мы составили его на основе нашей инвентаризации по Четвертому Шагу. Теперь мы понимаем суть наших черт выживания и их назначение в собственной жизни. Мы уважаем эти черты из Списка Грязного Белья, но сейчас пришло время ослабить их воздействие или сделать частью своей личности.
Наши недостатки характера, как правило, включают в себя эгоцентризм, склонность к осуждению, зависть, жадность, похоть, ревность, чувство превосходства, нечестность или мелочность. Когда мы спокойно размышляем о своих недостатках, мы не судим себя. Наши дефекты характера и черты выживания являются нашими старыми друзьями, с которыми мы начинаем прощаться. Некоторые из них немедленно исчезнут. Другие будут уходить постепенно. Третьи станут составной частью нашего характера и обогатят нашу жизнь и нашу личность. С помощью того, что мы планируем сделать в этом шаге, мы стремимся обрести целостность.
Мы уже не наказываем себя. Сейчас мы просим Бога, как мы Его понимаем, помочь нам полностью подготовить себя к тому, чтобы эти недостатки были устранены. Мы должны понимать, что для того, чтобы устранить наши недостатки, одних только добрых намерений недостаточно. Сила воли или решительность также не помогут нам сломать эти шаблоны мышления и действий. Для того, чтобы добиться результатов в Шестом Шаге, нам нужна помощь силы, более могущественной, чем мы сами.
Мы садимся, расслабляемся, одновременно сосредотачиваясь на стремлении стать полностью готовыми к устранению наших недостатков. Когда мы чувствуем, что готовы, мы повторяем молитву Седьмого Шага применительно к каждому изъяну характера или черте выживания, которые мы бы хотели устранить или сделать частью себя. Пока мы готовимся произнести молитву Седьмого Шага, мы еще раз окидываем взглядом свои потенциальные недостатки и черты выживания.
Возможные недостатки
Эгоцентризм, склонность к осуждению, косность, перфекционизм, зависть, жадность, похоть, чувство превосходства, нечестность, мелочность.
Черты выживания из списка грязного белья или поведенческие шаблоны:
Угодничество, страх лиц, обличенных властью, подавление чувств, зависимость, смешивание любви с жалостью (полный список приведен в начале этой книги).