Внетабличное умножение и деление

Таблицы умножения и деления

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

Ученики должны:

1. Твёрдо усвоить таблицы умножения и деления (на уровне автоматизированного навыка). Знать правила умножения и деления с числами 1 и 0 и уметь применять их в вычислениях.

2. Знать переместительное свойство умножения и уметь применять его при составлении таблицы умножения, при вычислениях и при выполнении различных упражнений.

3. Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления, а также названия соответствующих выражений.

4. Знать правила о связи между компонентами и результатами действий умножения и деления; уметь применять эти знания при выполнении табличного деления и при выполнении различных упражнений.

5. Знать правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок; уметь применять эти правила при нахождении значений выражений.

6. Научиться решать задачи на нахождение числа, которое больше или меньше данного в несколько раз; на сравнение чисел, когда надо узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; на нахождение доли числа и числа по его доле; задачи на нахождение четвёртого пропорционального; уметь составлять и решать задачи, обратные данной простой задаче.

7. Уметь решать составные задачи в 2–3 действия.

8. Уметь находить периметр геометрических фигур, а также площадь прямоугольника и квадрата.

9. Научиться распознавать окружность и круг, знать элементы окружности и уметь строить окружность с заданным радиусом.

Внетабличное умножение и деление

Задачи и планируемые результаты изучения темы:

1. Навыки табличного умножения и деления должны быть доведены до автоматизма (особое внимание для этого должно быть обращено на более трудные случаи из таблиц, которые не встречаются в примерах на внетабличное умножение и деление в пределах 100).

2. Учащиеся должны знать переместительное свойство умножения, а также различные способы умножения и деления суммы на число, применять эти знания для рационализации вычислений и при решении задач.

3. Учащиеся должны овладеть приёмами внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100:

а) для случаев вида 20 · 3; 3 · 20; 60 : 3 – на основе выполнения действий над десятками;

б) для умножения (деления) двузначного числа на однозначное – на основе применения правил умножения (деления) суммы на число;

в) для случаев деления двузначного числа на двузначное – способом подбора частного.

4. Учащиеся должны овладеть умением выполнять проверку действий умножения и деления на основе знания связи между компонентами и результатами этих действий.

5. Дети должны научиться уверенно применять правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих как сложение (вычитание), так и умножение (деление), а также в выражениях со скобками.

6. Учащиеся должны овладеть умением записывать и читать выражения с буквами вида а + в, с + d, с : d, находить их значения при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Деление с остатком

Задачи и планируемые результаты изучения темы:

1. Закрепление и доведение до автоматизма навыков табличного умножения и деления, а также умений выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100.

2. Раскрытие и доведение до сознания детей конкретного смысла деления с остатком (дети должны понимать, в каком случае решение задачи требует выполнения деления с остатком, уметь давать правильный и точный ответ на поставленный вопрос).

3. Раскрытие и доведение до сознания детей связи между рассматривавшимися ранее случаями табличного и внетабличного деления и делением с остатком (случаи, в которых делимое нацело делится на делитель, должны быть осознаны как частный случай деления с остатком, когда остаток равен нулю).

4. Сознательно и прочно должно быть усвоено, что остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

5. Дети должны овладеть основными приёмами выполнения деления с остатком и уметь применять их при решении сюжетных задач и примеров.

Числа от 1 до 1000

Нумерация. Арифметические действия
(приёмы устных вычислений)

Задачи и планируемые результаты изучения этих тем:

1. Учащиеся должны осознанно усвоить нумерацию чисел в пределах 1000; понять, как образуется из десятков и единиц новая счётная единица – сотня; научиться считать их, усвоить образование и обозначение (устное и письменное) чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц, знать их десятичный состав, уметь заменять трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закрепить и обобщить знания о порядке следования чисел при счёте (знать принцип образования последовательных чисел в этом ряду, уметь называть число, следующее за любым трёхзначным числом при счёте и предшествующее ему); научиться применять знания по нумерации при решении примеров вида 539 + 1; 300 – 1; 200 + 40 + 8; 248 – 200; 248 – 40 – 8, а также при замене крупных единиц счёта и измерения мелкими и, наоборот, мелких – крупными.

2. Учащиеся должны повторить известные им единицы длины и массы; закрепить наглядные представления о них и знания отношений между единицами длин, а также знания процесса измерения данных величин; познакомиться с новой единицей массы – граммом.

3. Учащиеся должны познакомиться с приёмами устных вычислений и овладеть вычислительными навыками применительно к случаям вида 300 ± 200; 400 · 2; 600 : 3; 70 + 60; 120 – 50; 40 · 3; 180 : 2; 430 · 2; 480 : 4.

4. В результате систематических упражнений у детей должны быть закреплены навыки табличного и внетабличного умножения и деления, умения выполнять деление с остатком и решать простые и составные задачи рассмотренных видов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. В целях повторения нумерации в устные упражнения включить:

– воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном направлении:

назвать числа по порядку от 37 до 45, от 52 до 43, от 25 до 50, от 11 до 33, от 63 до 18;

– название числа, следующего за данным при счете; предшествующего ему: 17, 29, 36, 78, 91;

– сравнение чисел по месту, которое они занимают в ряду;

– упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел:

Сколько десятков и единиц содержится в числе 72, 90, 64?

Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 6 десятков и 3 единицы? 5 десятков?

Под руководством учителя у доски (если понадобится, с использованием предметного абака) дети повторяют запись и чтение чисел в пределах 100.

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

В учебнике на с. 4 выполняют задание № 3.

№ 3:

1) Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83.

Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков?

2) Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем в порядке убывания (уменьшения).

2. В форме арифметического диктанта предложить задание на увеличение и уменьшение числа на 1 (в учебнике на с. 4 № 4):

– каждое из чисел 9, 29, 48, 99 увеличьте на 1;

– каждое из чисел 20, 30, 65, 80 уменьшите на 1.

После этого можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых:

49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9

29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9

Игра «Лесенка»

      8+2        
    4+4   3+3    
  10–5       10–6  
1+8     6+4     2+7
    10–7   10–6    
  5+4       3+4  
8–5           9–4
 

Игра «Молчанка»

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

Под руководством учителя устно выполнить задание в учебнике на с. 4 № 5 и «Набери слагаемыми».

Задание «Набери слагаемыми»

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2. На этом же уроке учитель с учащимися повторяет решение нескольких простых задач на нахождение суммы, остатка, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, разностное сравнение чисел. Для этого используется задание № 1 на с. 3.

После разбора задач некоторые из них можно оформить и записать в тетрадь.

№ 1:

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

На с. 3 задание № 2 учащиеся решают под руководством учителя. Можно вызвать одного учащегося к доске, чтобы он решал задание с комментированием.

I способ II способ
  Внетабличное умножение и деление - student2.ru   40 + 60 = 100 (м) О т в е т: 100 м между домами.   Внетабличное умножение и деление - student2.ru   60 – 40 = 20 (м) О т в е т: 20 м между домами.

После решения задачи учащиеся сравнивают свой чертеж с заданным в учебнике.

Учитель. Ребята, сравните наше решение с решением в учебнике.

Дети. Чертежи и решения совпадают.

Учитель. А почему мы смогли решить задачу разными способами?

Дети. Потому что в задаче не было указано, с какой стороны от школы находятся дома Нины и Коли.

Учитель. Какие слова надо бы добавить в условие задачи, чтобы права была Оля?

Дети. Дома Нины и Коли находятся по разные стороны от школы.

Учитель. А какие слова надо добавить в условие, чтобы права была Вера?

Дети. Дома Нины и Коли находятся по одну (левую) сторону от школы.

3. Для самостоятельной работы учащимся может быть предложено задание № 6 на с. 4.

4. В конце урока можно с учащимися разобрать задание на смекалку на с. 4, где просят разбить фигуры на 2 группы.

Здесь возможны 3 способа разбиения фигур.

I способ:

по цвету (№ 1, № 4, № 5, № 7, № 9 и № 2, № 3, № 6, № 8).

II способ:

по форме (№ 1, № 4, № 5, № 6, № 8 и № 2, № 3, № 7, № 9).

III способ:

по размеру (№ 1, № 3, № 6, № 7 и № 2, № 4, № 5, № 8, № 9).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

IV. Итоги урока.

Учитель. Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

Дети. Повторяли материал, изученный во втором классе.

Учитель. Что успели повторить?

Дети. Повторяли состав числа 10, нумерацию чисел в пределах 100. Повторили также решение простых задач на сложение и вычитание.

Учитель. Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось?

Домашнее задание:с. 4, № 6 (для домашней работы на этом уроке, а также на всех последующих можно предлагать те задания из самостоятельной работы, которые не успели сделать на уроке в классе).

У р о к 2. ПОВТОРЕНИЕ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
(с. 5)

Цели: повторить таблицу сложения и вычитания в пределах 20; вспомнить решение задач в два действия, а также построение отрезков заданной длины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Положите шарики в нужную коробочку:

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2.Какого рисунка не хватает?

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

Задание «Занимательная рамка»

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2. Работу над табличными случаями сложения и вычитания с переходом через десяток можно начать с разбора задания № 3 на с. 5, а затем перейти к демонстрации этого вычислительного приема.

№ 3:Вычислите, объясняя каждый раз, сколько всего прибавили к числу или вычли из него:

8 + 2 + 4 = 6 + 4 + 3 = 12 – 2 – 5 = 18 – 8 – 1 =

При этом учитель использует наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду, иллюстрируя один пример на сложение и один – на вычитание. По ходу иллюстрации он под диктовку учащихся выполняет на доске запись вида:

9 + 4 = 13, 12 – 5 = 7.

Л Л

1 3 2 3

Затем дети с комментированием выполняют задание № 4 на с. 5, а после этого приступают к самостоятельному выполнению задания № 5.

Комментирование примеров из № 4:

8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 10 + 4 = 14

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2 4

Ученик. Представляю второе слагаемое 6 в виде суммы удобных слагаемых: таких, чтобы одно из них смогло дополнить 8 до 10. Это 2 и 4. Удобно сначала к 8 прибавить 2, получится 10. Потом прибавляем ещё 4. Получается ответ – 14.

3. Дальнейшее закрепление данного вычислительного приема происходит при выполнении учащимися задания № 6 и задания «Занимательная рамка» № 2 при последующей проверке.

Задание «Занимательная рамка» № 2

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

4. При работе над геометрическим материалом задания № 7 учитель должен вспомнить с детьми соотношение между дециметром и сантиметром.

Учитель.Сколько см в 1 дм?

Дети.В 1 дм содержится 10 см.

После того как учащиеся вспомнили, что 1 дм = 10 см, они самостоятельно чертят отрезок заданной длины в тетради.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Хомка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют движения зверька.

IV. Решение задач.

На этом уроке учащиеся вспоминают также решение составных задач. Для этого задание № 8 учащиеся разбирают вместе с учителем.

Сначала дети отвечают на первый вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали со второй грядки?», записывают и решают простую задачу:

1-я грядка – 23 кг

2-я грядка – ? на 3 кг м.

23 – 3 = 20 (кг)

О т в е т: 20 кг моркови собрали со второй грядки.

А затем отвечают на второй вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали с двух грядок?» и решают составную задачу:

1-я грядка – 23 кг

2-я грядка – ?, на 3 кг м. Внетабличное умножение и деление - student2.ru

1) 23 – 3 = 20 (кг) – на 2-й грядке

2) 23 + 20 + 43 (кг)

О т в е т: 43 кг моркови всего.

При выполнении задания № 9 учитель просит поставить вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями.

Дети. Сколько всего машин занято на уборке урожая?

После постановки вопроса учащиеся решают эту задачу самостоятельно.

Картофелекопалок – 10 м.

Грузовых машин – ?, на 2 м. б. Внетабличное умножение и деление - student2.ru

1) 10 + 2 = 12 (м.) – грузовых

2) 10 + 12 = 22 (м.)

О т в е т: 22 машины всего.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы повторили таблицы сложения и вычитания в пределах 20, чертили отрезки заданной длины, а также решали простые и составные задачи.

Домашнее задание: с. 5, № 5.

У р о к 3. ВЫРАЖЕНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ(с. 6–7)

Цели: научить записывать и читать выражения с переменной вида: а + 5, а – 5; находить значения выражений с переменной при данных значениях буквы; повторить табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20; вспомнить решение задач двумя способами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Для повторения состава чисел в пределах 10 используется задание «Набери слагаемыми число 8» на с. 7.

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2. В целях закрепления и проверки знания таблиц сложения и вычитания в пределах 20 проводим арифметический диктант с использованием известных детям терминов, например:

– сложить числа 8 и 9;

– из 12 вычесть 4;

– найти сумму чисел 6 и 7;

– найти разность чисел 15 и 8;

– первое слагаемое 6, второе – 5, найти сумму;

– уменьшаемое 14, вычитаемое 7, найти разность

– увеличить на 6 число 5 (7, 9);

– уменьшить на 7 число 12 (15, 16).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Над чем работали?

Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с выражением с переменной, учились читать и записывать такие выражения, находить их значения.

Учитель. Ребята, что мы повторяли на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы повторили сложение и вычитание в пределах 20. Вспоминали и решали задачи двумя способами.

Домашнее задание: с. 7, № 4.

У р о к 4. ПОВТОРЕНИЕ ПРИЕМОВ УСТНОГО СЛОЖЕНИЯ
И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100, ПРИЕМОВ ПЕРЕСТАНОВКИ
СЛАГАЕМЫХ И ЗАМЕНЫ ДВУХ СОСЕДНИХ СЛАГАЕМЫХ
ИХ СУММОЙ (с. 8)

Цели: повторить устные приемы сложения и вычитания в пределах 100, а также переместительное и сочетательное свойства сложения; закреплять навык решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

Повторение приемов устных вычислений в пределах 100 можно провести по-разному, с учетом подготовленности класса. Если дети достаточно хорошо подготовлены, можно начать сразу с решения примеров с устным комментированием, которое будет давать ученик, решающий пример:

24 + 3 24 + 6 24 + 8 47 – 3 47 – 8 40– 3

42 + 6 52 + 8 73 + 9 64 – 2 75 – 9 50 – 6

При комментировании неоднократно должны прозвучать правила:

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

(И. П. – основная стойка. Подтягивание на носках с поднятием рук вверх и опусканием в И. П.)

Решение задач.

Задачу № 5 читает вслух ученик.

Учитель. Что известно в задаче и что нужно узнать?

Дети.У Юры – 16 грибов, а Витя нашёл на 6 грибов меньше. Надо узнать, сколько всего грибов нашли мальчики.

Учитель. Можно ли ответить на вопрос задачи сразу?

Дети.Нет.

Учитель. Что нужно узнать сначала?

Дети.Надо узнать, сколько грибов нашёл Витя.

После такого предварительного разбора дети решают задачу самостоятельно.

1) 16 – 6 = 10 (гр.) – у Вити

2) 16 + 10 = 26 (гр.)

О т в е т: 26 грибов нашли мальчики.

Разбор задачи № 7 проводится учителем аналогично разбору задачи № 3 из прошлого урока. Решить эту задачу можно тремя способами.

I способ:

1) 32 + 40 = 72 (к.) – было всего

2) 72 – 20 = 52 (к.)

II способ:

1) 32 – 20 = 12 (к.) – осталось на первой полке

2) 40 + 12 = 52 (к.)

III способ:

1) 40 – 20 = 20 (к.) – осталось на второй полке

2) 32 + 20 = 52 (к.)

О т в е т: 52 книги осталось.

3. При разборе задания «Какая фигура следующая», надо не только выяснить, что это – шестиугольник, но и объяснить, почему именно он.

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

4. Для самостоятельной работы может быть предложено задание № 6, но перед выполнением с учащимися надо вспомнить, что 1 дм равняется 10 см.

Учитель. Ребята, вспомните, сколько см в 1 дм?

Дети. 10 см.

Учитель. Верно. А теперь, пользуясь этим, сравните выражения самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы вспомнили свойства сложения и применяли их при решении примеров; вспомнили также решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100. Решали задачи и работали с геометрическими фигурами.

Домашнее задание: с. 8, № 6.

У р о к 5. ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. МИЛЛИМЕТР (с. 9)

Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – миллиметром, установить соотношение между миллиметром и сантиметром; повторить алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 100; совершенствовать навык решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. На доске записаны примеры. Подберите такие числа, чтобы записи были верными:

45 – 10 < 45 – … 23 + 5 < 23 + …

18 + 40 > 18 + … 56 – 4 > 56 – …

2. Переведите:

80 см = … дм 5 дм = … см

9 дм 2 см = … см 67 см = … дм … см

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло – вперёд,

Левое крыло – вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

(И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.)

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Над чем работали?

Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с новой единицей длины – миллиметром, измеряли и чертили отрезки в миллиметрах. Также вспомнили сложение и вычитание столбиком в пределах 100, решали задачи.

Домашнее задание: с. 9, № 6.

У р о к 6. УРАВНЕНИЕ (с. 10)

Цели: дать понятие уравнения; научить правильно читать и решать уравнения методом подбора; закреплять письменные приемы сложения и вычитания; вспомнить сравнение единиц длины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Найдите и исправьте ошибки:

6 + 7 – 9 = 4 17 – 8 + 11 = 20

7 + 8 – 6 = 9 13 – 8 + 7 = 12

4 + 9 – 7 = 6 11 – 7 + 9 = 13

2. Арифметические ребусы – вставьте пропущенные цифры:

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

3. Решение простых задач на сложение и вычитание. Четыре-пять задач различных видов предлагаем в форме арифметического диктанта (учитель читает задачу, а дети записывают ее решение или только ответ).

В автобусе ехало 17 человек. 5 человек вышли. Сколько человек осталось?

Во дворе стояло 20 машин. Из них 8 легковых, а остальные грузовые. Сколько грузовых машин стояло во дворе?

Вике 18 лет, а Карине 10 лет. На сколько лет Карина младше Вики?

У Кости 13 красных шаров и столько же зеленых. Сколько всего шаров у Кости?

Когда Дима подарил 5 календариков, у него осталось 18. Сколько календариков было у Димы?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре –

Хорошо мы потрудились.

(3 раза.)

(И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.)

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Над чем работали?

Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с уравнениями, учились читать, записывать их и решать способом подбора. На уроке также решали задачи, арифметические ребусы, сравнивали единицы длины.

Домашнее задание: с. 10, № 2.

У р о к 7. ПОВТОРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ
И РЕЗУЛЬТАТОМ СЛОЖЕНИЯ (с. 11)

Цели: повторить связь между компонентами и результатом сложения; научить решать уравнения, опираясь на эту связь; закреплять навык решения составных задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1.Поставьте нужные знаки «+», «–» так, чтобы равенства остались верными:

(40 … 25) … 5 = 20 50 … (43 … 10) = 83

(90 … 35) … 20 = 80 (16 … 3) … 7 = 20

2. Продолжите ряды чисел:

26, 37, 48, …, …, …, … .

88, 87, 85, 82, 78, …, …, …, … .

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

IV. Решение задач.

Задание № 6 выполняется под руководством учителя.

После повторения и краткой записи условия дети должны объяснить, что, вычислив сумму 20 + 5, узнаем, сколько килограммов картофеля собрали со второй грядки, а если к этой сумме прибавить еще 20, то узнаем, сколько всего картофеля собрали с этих двух грядок.

1-я грядка – 20 кг 2-я грядка – ?, на 5 кг б. Внетабличное умножение и деление - student2.ru

1) 20 + 5 = 25 (кг) – со 2-й грядки

2) 20 + 25 = 45 (кг)

О т в е т: 45 кг картофеля всего.

Задание № 7 можно предложить учащимся решить самостоятельно, а затем проверить решение.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Мы повторяли, какая связь существует между компонентами и результатом сложения.

Учитель. Какую же связь мы установили?

Дети. Мы установили, что если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

Учитель. Где использовали это правило на уроке?

Дети. Это правило мы применяли при проверке сложения и при решении уравнений.

Учитель. Что ещё мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. А ещё на уроке мы повторили решение задач и примеров.

Домашнее задание: с. 11, № 7.

У р о к 8. ПОВТОРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ
И РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫЧИТАНИЯ(с. 12)

Цели: повторить связь между компонентами и результатом вычитания; использовать полученные выводы для проверки вычитания; закреплять умение находить значение выражения с переменной.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Игра «Составление поезда из примеров». Учитель выставляет вразброс картинки с записанными на них примерами:

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

Дети должны составить поезд из вагончиков (карточек с примерами) так, чтобы пример на следующем вагончике начинался с числа, совпадающего с ответом примера на предыдущем вагончике.

Внетабличное умножение и деление - student2.ru

2. Составьте и решите тройки примеров:

… + 9 = 176 + … = 14… + 5 = 13

17 – 9 = ………….. ……………

………….. ………….. ……………

IV. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы повторяли связь между компонентами и результатом вычитания.

Учитель. Какую же связь мы выявили?

Дети. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

Учитель. Где использовали эти правила?

Дети. Мы их использовали при проверке вычитания.

Учитель. Что ещё мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Повторяли, как найти значение выражения с переменной, а также решали задачи.

Домашнее задание: с. 11, № 4.

У р о к 9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (с. 13)

Цели: закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание с применением правил и с проверкой; совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Для закрепления знаний связи между компонентами сложения и компонентами вычитания дети заполняют таблицы (задание № 1) с устным комментированием.

Слагаемое     Уменьшаемое  
Слагаемое     Вычитаемое    
Сумма     Разность

Ученик. Первое слагаемое 37, сумма 50, второе слагаемое неизвестно. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое: 50 – 37, получится 13. Второе слагаемое 13.

Уменьшаемое 100, вычитаемое неизвестно, разность 20. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность: 100 – 20, получится 80. Вычитаемое 80.

2. Игра «Найди ошибку».

Учитель заранее заготавливает на доске запись 6 примеров:

80 + 17 = 97 65 + 12 = 77 18 + 9 = 27

45 + 5 = 50 73 + 7 = 80 7 + 51 = 58

После выполнения задания учитель ставит вопрос:

– Как проверяли?

Если при этом окажется, что дети пересчитывали примеры, можно спросить, какой ещё способ проверки они знают.

Дети.Можно было из суммы вычесть одно слагаемое, и если в результате получили другое слагаемое, то пример решён верно.

Решение задач.

Задание № 6 учитель разбирает вместе с детьми. Проводится беседа.

Учитель. Какой вопрос можно поставить к данному условию?

Дети. На сколько больше кг яблок в одной корзине, чем в другой?

1-я корзина – 48 кг

2-я корзина – ? Внетабличное умножение и деление - student2.ru 85 кг Внетабличное умножение и деление - student2.ru на ? б

После краткой записи условия учитель спрашивает:

– Можно ли ответить сразу на главный вопрос задачи?

Дети. Нет.

Учитель. Почему?

Дети. Мы не знаем, сколько кг яблок во 2-й корзине.

Учитель. Верно. А это можно узнать?

Дети. Да.

Учитель. Каким действием?

Дети. Вычитанием. Надо из 85 вычесть 48.

Учитель. Хорошо. Что будем узнавать потом?

Дети. Теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи.

Учитель. Как?

Дети. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.

Далее учащиеся решают задачу самостоятельно.

Задачу № 7 учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой.

3. Для самостоятельной работы можно предложить учащимся решить примеры № 4 и № 5.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют движения зверька.

IV. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы повторяли взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания. Учились, пользуясь правилами, как найти неизвестное слагаемое, как найти неизвестное вычитаемое и уменьшаемое, учились решать уравнения.

Учитель. Чем ещё занимались на уроке?

Дети. Решали задачи и примеры.

Домашнее задание: с. 13, № 4, 5.

У р о к 10. ОБОЗНАЧЕНИЕ ФИГУР БУКВАМИ (с. 14)

Цели: познакомить учащихся с обозначением фигур буквами, научить правильно читать и записывать название фигур; продолжить работу над совершенствованием умений решать уравнения; закреплять умения решать задачи и примеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. На доске записаны три задания:

Уменьшить на 9 Увеличить на 8 Уменьшить на 6
24, 65, 18, 33 16, 45, 71, 52 40, 72, 54, 93

Учитель вызывает к доске трёх учеников. Выполняя задание, каждый из них записывает строкой ниже получаемые ответы.

Одновременно учитель проводит с классом счёт «цепочкой»:

5 + 8 – 9 + 6; 14 – 7 + 5 – 8 + 9; 12 – 9 + 8 – 5 + 4.

Затем отвечающие у доски объясняют, как выполняли задания, класс проверяет правильность ответов.

2. Вычислите. Разбейте выражения на две группы (примеры на сложение и примеры на вычитание):

23 + 15

47 – 14

38 – 23

33 + 14

15 + 23

47 – 33

38 – 15

14 + 33

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы узнали, что геометрические фигуры обозначаются буквами; учились читать название фигур на чертеже; сами чертили отрезки и обозначали их буквами.

Учитель. Чем ещё занимались на уроке?

Дети. Мы ещё решали задачи, уравнения и примеры.

Домашнее задание: с. 14, № 6.

Задания, данные на с. 15–17, учитель использует по своему усмотрению. Часть из этих упражнений может быть выполнена устно, часть – с записью и преимущественно самостоятельно. Некоторые упражнения можно использовать на последующих уроках для устного выполнения самостоятельных и домашних работ.

У р о к 11. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Этот урок посвящается проверке знаний, умений и навыков учащихся по материалу, пройденному во 2 классе. Для проверки полезно предложить детям ту самую контрольную работу, которую они выполняли в конце второго года обучения (см. выпущенное издательством «Учитель» пособие № 82н/2 «Математика. 2 кл. Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Моро М. И. и др.)»).

Сопоставление результатов выполнения этой работы с теми, которые были получены тогда, покажет учителю, достаточный ли эффект дало проведённое им повторение пройденного, какие вопросы заслуживают особого внимания на последующих уроках.

У р о к 12. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Цель: закрепить пройденное.

На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает выполнить учащимся работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены, подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.

У р о к 13. ДЕЙСТВИЕ УМНОЖЕНИЯ, ЕГО СВЯЗЬ
СО СЛОЖЕНИЕМ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ (с. 18–19)

Цели: познакомить учащихся со смыслом умножения; научить заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; повторить нахождение значений выражений с переменной, решение уравнений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Игра «Расшифруй слово».

Решите примеры, запишите их ответы в порядке убывания и расшифруйте слово (на доске представлена запись примеров):

П 20 + 70   А 36 + 40   Л 49 – 4
Н 60 – 40   И 57 – 7   Р 32 + 46
В 50 + 4   Ь 97 – 70   О 69 – 60

Слово: ПРАВИЛЬНО.

2. Сравните:

Наши рекомендации