Игра «Поместится — не поместится»
Учитель показывает изображение коробки, в которую можно уложить ровно 10 шариков.
Далее сообщается, что в коробке уже находится 5 шариков (можно использовать «круглые» магниты). Требуется добавить ещё 8 шариков. Ученики первого варианта на пальцах или с помощью сигнальных блокнотов показывают, сколько из этих восьми шариков можно поместить в коробку, а ученики второго варианта — сколько шариков не поместится в коробку. При необходимости можно провести проверку.
Затем учитель «укладывает» в коробку другое число шариков (магнитов) и сообщает, сколько шариков надо добавить. Ученики меняются вариантами: второй вариант показывает, сколько шариков «поместится» в коробке, первый — сколько «не поместится».
Игра проводится несколько раз.
Упражнение «Исследуем способы сложения»
Учитель демонстрирует рисунок «Исследование» и предлагает учащимся объяснить, чем схожи и чем отличаются два способа нахождения суммы чисел 5 и 8.
Затем желательно обсудить вопрос-ловушку: «Какой из способов вы можете назвать «правильным»?» В результате обсуждения учащиеся делают вывод, что оба способа правильные, т.е. можно раскладывать по составу (дополнять до десятка) любое из слагаемых.
Упражнение «5 + 8»
Учитель закрепляет на доске рисунок «5 + 8» и предлагает учащимся объяснить, как можно найти сумму, и соответствующим образом заполнить пропуски в записи.
Учащиеся обсуждают, какое из слагаемых — первое или второе — разложить по составу. Затем выполняется оба варианта записи, которые целесообразно сохранить для решения следующего упражнения, разместив их следующим образом.
Лаборатория «Сложение в пределах 20 с переходом через десяток»
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждый ученик в группе исполняет роль учёного: «Учёный 1», «Учёный 2», «Учёный 3», «Учёный 4», — и получает соответствующую карточку.
Необходимо выполнить сложение двух чисел, заполнив карточку, используя один из способов сложения, приведённых на доске.
После выполнения первого задания, учащиеся в группе обмениваются карточками «по кругу» и выполняют второе задание. Так передают карточки до тех пор, пока на каждой карточке не будут выполнены все задания.
Затем учащиеся с одинаковыми «ролями» из каждой группы объединяются в новые группы «Учёные 1», «Учёные 2», «Учёные 3», «Учёные 4» и организуется взаимопроверка.
При подведении итогов желательно, чтобы ученики в группах обобщили рассмотренный способ сложения чисел с переходом через десяток, сделав «сообщение» о своём «открытии».
Переменка 2
Игра «Камень, ножницы, бумага». Учащиеся становятся в круг по парам. Ведущий (учитель или ученик) называет любое число до 10. Игроки в парах произносят вместе вслух: «Камень... Ножницы... Бумага... Раз... Два... Три», покачивая при этом кистью руки, сжатой в кулак.
На счёт «Три» ученики одновременно, не сговариваясь, разжимают кулаки, показывая несколько пальцев. Выигрывают те пары, которым удалось в сумме «составить» названное число.
Игра в группах «Вижу пару»
Каждая группа получает набор карточек, которые выкладываются в ряд в том порядке, который называет учитель (рис. 126).
В каждой группе учащиеся делают ходы по очереди. При этом ученик может забрать две соседние карточки, если сумма записанных на них чисел равна 10, или поменять местами соседние карточки.
Игра заканчивается, когда нет ходов, т.е. возможности собрать пару.
Возможен вариант игры, когда в каждой группе считают или записывают число сделанных ходов; в этом случае выигрывает группа, которая закончила игру за наименьшее число ходов.
Занятие 23. Приёмы вычитания чисел в пределах 20
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: об основном приёме вычитания чисел в пределах 20: приёме поразрядного вычитания и приёме последовательного вычитания; уметь: при вычислениях использовать состав чисел, приёмы вычитания чисел в пределах 20.
Оборудование: рисунок «Назови, не ошибись»; листы формата А4, маркеры, карточки со знаками «+», «-», «=», три карточки с однозначными числами — по числу групп; карточки «Дорисуй ромашку» — по числу пар учеников, цветные карандаши.
Ход занятия
Разминка
Дидактическая игра «Конструктор». Каждая группа учащихся получает лист формата А4, маркер, карточки со знаками «+», «-», «=» и три карточки с однозначными числами, из которых можно составить верное равенство (в каждой группе «тройки» чисел — различные). Требуется составить два верных равенства на сложение и два на вычитание, и записать каждое равенство на листе бумаги.
Пример выполнения задания для чисел 2, 3, 5: 2+3=5, 3+2=5, 5-2=3, 5-3=2.
Результаты выполнений задания группы вывешивают на доске для проверки.