Реализация типовых задач на компьютере

Excel позволяет при построении уравнения линейной регрессии большую часть работы сделать очень быстро. Для этого необходимо воспользоваться надстройкой Пакета анализа. В меню Сервиз → Анализ данных → Регрессия появляется диалоговое окно, которое нужно заполнить:

Входной интервал У - указывается ссылка на ячейки, содержащие значение результативного признака у.

Входной интервал Х - указывается ссылка на ячейки, содержащие значения факторов х1,…,хр (р ≤ 16).

Уровень надежности (доверительная вероятность) - по умолчанию предполагается равным 95%. Если исследователя это значение не устраивает, то рядом выставляют флажок и указывают требуемое значение.

Константа ноль - уравнение со свободным членом равным нулем b0 = 0.

Метки - если во входные интервалы введены заглавия результативного признака и независимых факторов, то необходимо выставить флажок.

Выходной интервал - достаточно указать левую верхнюю ячейку будущего диапазона.

Новый рабочий лист - можно задать произвольное имя нового листа.

Если необходимо получить дополнительную информацию Остатки и График остатков, то нужно выставить рядом флажок. Для получения результата ― ОК.

ВЫВОД ИТОГОВ
Регрессионная статистика
Множественный R R
R-квадрат R2
Нормированный R-квадрат R2скор
Стандартная ошибка S
Наблюдения n
     
Дисперсионный анализ
df SS MS F Значимость F
Регрессия m Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru SS/df F=MSрег/MSост Р(Fнаб)
Остаток n-m-1 Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru SS/df
Итого n-1 Сумма
Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-значение Нижние 95% Верхние 95%
у-пересечение b0 Sb0 tb0      
x1 b1 Sb1 tb1      
x2 b2 Sb2 tb2      
ВЫВОД ОСТАТКА
Наблюдение Предсказанный уi Остатки ei
                             

Если число в графе Значимость F превышает 1 – γ, то принимается гипотеза R2 = 0. Иначе принимается гипотеза R2 ≠ 0.
Р-значение - это значение уровней значимости, соответствующие вычисленным t-статистикам. Если число в графе Р-значение превышает 1 - γ, то соответствующая переменная статистически незначима и ее можно исключить из модели. Нижние 95% и Верхние 95% - это нижние и верхние границы 95-процентных доверительных интервалов для коэффициентов теоретического уравнения линейной регрессии. Если исследователь согласился с принятым по умолчанию значением доверительной вероятности, то последние два столбца будут дублировать два предыдущих.

Для нахождения статистических характеристик исходных данных также можно воспользоваться Пакетом анализа. Для этого выполняются следующие шаги: Сервиз → Анализ данных → Описательная статистика → ОК. Заполняем диалоговое окно:

Входной интервал - диапазон, содержащий анализируемые данные, это может быть одна или несколько строк (столбцов).

Группирование - выставить флажок по столбцам или строкам.

Метки - флажок, который указывает, содержит ли первая строка названия столбцов или нет.

Выходной интервал - достаточно указать левую верхнюю ячейку будущего диапазона.

Новый рабочий лист - можно задать произвольное имя нового листа.

Если необходимо получить дополнительную информацию Итоговая статистика и k-го наибольшего и k-го наименьшего, то нужно выставить рядом флажок, для получения результата - ОК. Получим таблицу:

уi
Среднее
Стандартная ошибка
Медиана
Мода
Стандартное отклонение
Дисперсия выборки
Эксцесс
Асимметричность
Интервал
Минимум
Максимум
Сумма
Счет

Excel позволяет определить матрицу парных коэффициентов корреляции: Сервиз → Анализ данных → Корреляция → ОК.

Построение графиков осуществляется с помощью Мастера диаграмм:

1) в окне тип выбрать Точечная; вид графика выбрать в поле рядом со списком типов. Щелкнуть Далее;

2) вкладка Ряд -добавить, ввести входные данные для х и у → Далее;

3)заполнить параметры на разных закладках: название диаграммы и осей, параметры легенды и т.д. → Далее;

4) указать место размещения диаграммы на отдельном или имеющемся листе → Готово.

Параметры диаграммы можно менять, используя меню Диаграмм или контекстное меню, вызываемое щелчком правой кнопки мыши. В частности, целесообразно задавать новые значения шкалы осей, чтобы расположить графики наилучшим образом.

С помощью Мастера функций можно получить различные вспомогательные вычисления.

Так, для нахождения транспонированной матрицы ХТ воспользуемся категорией Ссылки и массивы. Выберем команду ТРАНСП и введем в массив матрицу Х → ОК. Выделим все ячейки, где будет содержаться транспонированная матрица, и для получения массива нажимаем комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+

+ENTER.

Для нахождения математических операций пользуемся категорией Математические:

- ХТ·Х - МУМНОЖ → в первый массив введем матрицу ХТ, во второй массив - Х → ОК. Выделяем все ячейки, где будет содержаться итоговый результат, и для получения массива нажимаем комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+ENTER. Аналогично определяется умножение матрицы на вектор или произведение векторов;

- обратная матрица Х-1 → МУМНОЖ → в массив введем матрицу Х → ОК. Выделим все ячейки, где будет содержаться обратная матрица, → CTRL+SHIFT+ENTER;

- определитель матрицы Х → МОПР → массив матрицы Х → ОК;

- абсолютное значение х - ABS → коэффициент х → ОК;

- логарифмированное значение х - LN→ коэффициент х → ОК.

Для вычисления различных статистических характеристик используется категория Статистические:

- Fкр - FРАСПРОБР → вероятность α; степени свободы - р; степени свободы - n - p - 1 → OK;

- tкр ― СТЬЮДРАСПРОБР → вероятность α; степени свободы ― n – p - 1 → OK;

- uкр - НОРМСТОБР → вероятность 1 - α/2→ OK;

- χ2кр - ХИ2РАСПРОБР → вероятность α; степени свободы - 0,5(n2 - n) → OK;

- среднее значение Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru - СРЕДЗНАЧ → столбец значений Х → OK;

- среднее квадратичное отклонение σх - СТАНДОКЛОН → столбец значений Х → OK;

- РАНГ → число - значение переменной, для которой определяется ранг в наборе данных; ссылка - массив, где содержится ячейка; порядок - 0, если ранг определяется по убыванию, и 1, если по возрастанию.

2. Индивидуальные задания
к контрольной работе

Задание 1.По территориям некоторых регионов известны данные за год по среднедневной заработной плате у (р.) и среднедушевому прожиточному минимуму в день одного трудоспособного х (р.). Требуется:

1. Построить выборочное уравнение парной линейной регрессии. Найти коэффициент эластичности.

2. На уровне значимости α = 0,05 оценить значимость уравнения и коэффициентов регрессии. Для значимых коэффициентов регрессии построить доверительные интервалы.

3. Оценить качество уравнения с помощью средней ошибки аппроксимации.

4. Оценить тесноту связи между переменными с помощью выборочного коэффициента корреляции, построить доверительный интервал.

5. Построить графики зависимостей уi и Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru от х, а также доверительный интервал для значений уi.

6. Определить прогнозное значение результативного признака, если возможное значение факторного признака составит 1,9 от его среднего уровня по совокупности. Найти доверительные интервалы для прогнозного значения.

7. Построить уравнения регрессий: Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru , Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru , Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru и Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru , сделать вывод по наилучшей модели

Вариант 1

n
y
x

Вариант 2

n
y
x

Вариант 3

n
y
x

Вариант 4

n
y
x

Вариант 5

n
y
x

Вариант 6

n
y
x

Вариант 7

n
y
x

Вариант 8

n
y
x

Вариант 9

n
y
x

Вариант 10

n
y
x

Задание 2.По 20 предприятиям региона изучается зависимость выработки продукции на одного работника у (тыс. р.) от ввода в действие новых основных фондов х1 (% от стоимости фондов на конец года) и от удельного веса рабочих высокой квалификации в общей численности рабочих х2 (%):

1. Построить выборочное уравнение линейной множественной регрессии. Привести полученное уравнение к стандартизированному виду, сделать выводы о влиянии факторов на результирующий фактор. Определить коэффициенты эластичности.

2. Проверить статистическую значимость уравнения регрессии с помощью дисперсионного анализа и через коэффициент детерминации.

3. Проверить статистическую значимость параметров уравнения регрессии и для значимых коэффициентов построить доверительные интервалы.

4. Найти среднюю ошибку аппроксимации.

5. Определить парные и частные коэффициенты корреляции, проверить их на значимость. Для значимых коэффициентов построить доверительные интервалы.

6. Рассчитать частные F-критерии Фишера и оценить целесообразность включения в уравнение одного из факторов после другого.

7. Найти прогнозное значение уi, если х1 составляет 0,9 от своего среднего значения, х2 - 1,4 от своегомаксимальное значения, и доверительные интервалы для среднего и индивидуального значения у0.

Вариант 1

y Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru y Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,6 6,3
3,6 6,4
3,9
4,1 7,5
3,9 7,9
4,5 8,2
5,3
5,3 8,6
5,6 9,5
6,8

Вариант 2

y Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru y Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,5 6,3
3,6 6,4
3,9
4,1 7,5
4,2 7,9
4,5 8,2
5,3 8,4
5,3 8,6
5,6 9,5

Вариант 3

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,7 6,3
3,7 6,4
3,9 7,2
4,1 7,5
4,2 7,9
4,9 8,1
5,3 8,4
5,1 8,6
5,6 9,5
6,1 9,5

Вариант 4

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,5 6,3
3,6 6,5
3,9 7,2
4,1 7,5
4,2 7,9
4,5 8,2
5,3 8,4
5,5 8,6
5,6 9,5
6,1 9,6

Вариант 5

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,6 6,3
3,6 6,9
3,7 7,2
4,1 7,8
4,3 8,1
4,5 8,2
5,4 8,4
5,5 8,8
5,8 9,5
6,1 9,7

Вариант 6

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,5 6,3
3,6 6,8
3,8 7,2
4,2 7,9
4,3 8,1
4,7 8,3
5,4 8,4
5,6 8,8
5,9 9,6
6,1 9,7

Вариант 7

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,8 6,8
3,8 7,4
3,9 7,8
4,1 7,5
4,6 7,9
4,5 8,1
5,3 8,4
5,5 8,7
6,1 9,5
6,8 9,7

Вариант 8

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,8 7,1
4,1 7,5
4,3 7,8
4,1 7,6
4,6 7,9
4,7 8,1
5,3 8,5
5,5 8,7
6,9 9,6
6,8 9,8

Вариант 9

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,9 7,1
4,2 7,5
4,3 7,8
4,4 7,9
4,6 8,1
4,8 8,4
5,3 8,6
5,7 8,8
6,9 9,6
6,8 9,9

Вариант 10

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
3,6 7,2
4,1 7,6
4,3 7,8
4,4 7,9
4,5 8,2
4,8 8,4
5,3 8,6
5,6 8,8
6,7 9,2
6,9 9,6

Задание 3.Имеются данные об объемах потребления электроэнергии ( Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru ) жителями региона за 16 кварталов. Требуется:

1. Построить график временного ряда и определить автокорреляционную функцию. Определить составляющие временного ряда.

2. Если ряд содержит сезонную компоненту, то выявить и устранить ее с помощью статистических методов, построив аддитивную модель (для нечетных вариантов) или мультипликативную модель временного ряда (для четных вариантов). Построить модель с помощью фиктивных переменных.

3. Если ряд содержит тенденцию, то построить уравнении тренда. Сделать прогноз на 2 квартала вперед.

Варианты 1, 2

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
5,8 7,9
4,5 5,5
5,1 6,3
9,1 10,8
7,0 9,0
5,0 6,5
6,0 7,0
10,1 11,1

Варианты 3, 4

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
5,5 8,0
4,6 5,6
5,0 6,4
9,2 10,9
7,1 9,1
5,1 6,4
5,9 7,2
10,0 11,0

Варианты 5, 6

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
5,3 8,2
4,7 5,5
5,2 6,5
9,1 11,0
7,0 8,9
5,0 6,5
6,0 7,3
10,1 11,2

Варианты 7, 8

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
5,5 8,3
4,8 5,4
5,1 6,4
9,0 10,9
7,1 9,0
4,9 6,6
6,1 7,5
10,0 11,2

Варианты 9, 10

Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru Реализация типовых задач на компьютере - student2.ru
5,6 8,2
4,7 5,6
5,2 6,4
9,1 10,8
7,0 9,1
5,1 6,7
6,0 7,5
10,2 11,3

Задача 4. По данным приложения провести компонентный анализ (варианты приведены в табл. 20). На основании матрицы собственных значений определить вклад компонент в суммарную дисперсию. Отобрать и указать вклад (m < k) первых главных компонент. Используя матрицу факторных нагрузок А, дать экономическую интерпретацию полученным главным компонентам. Используя вектор значений результативного признака у и матрицу F, построить уравнение регрессии на главные компоненты с максимальным числом значимых коэффициентов регрессии.

Таблица 20

№ варианта Номера факторных признаков, X № варианта Номера факторных признаков, X
2, 4, 7, 8, 10 2, 4, 8, 9, 11
2, 4, 7, 9, 11 3, 7, 8, 9, 10
4, 7, 8, 9, 11 3, 5, 8, 9, 11
2, 4, 9, 10, 11 4, 7, 8, 9, 11
4, 7, 9, 10, 11 4, 5, 9, 10, 11

Задание 5.Предприятия характеризуются следующими экономическими показателями: у, х1, х3, х5, х6 (данные находятся в приложении). Значения этих показателей представлены в табл. 21. В каждом варианте даны две обучающие выборки.Требуется вычислить оценки значений дискриминантной функции для оставшихся предприятий и провести их классификацию. Дать экономическую интерпретацию результатов дискриминации.

Таблица 21

№ варианта Группа А Группа Б
1,2,4,5,6,8,24,29,30 12,14,15,16,21,23,27,28
1,2,3,4,5,6,8,24,25 12,14,16,21,23,26,27,30
1,2,3,5,6,8,11,22,29 12,14,15,16,21,23,28,30
1,2,3,4,5,6,24,26,29 12,14,15,16,21,27,28,30
1,2,3,4,5,8,11,24,29 12,14,15,16,23,27,28,29
1,2,3,4,6,8,10,24,29 12,14,15,21,23,26,27,28
1,2,3,5,6,8,18,24,29 12,14,16,21,23,27,28,30
1,2,4,5,6,8,18,24,29 12,15,16,21,23,27,28,30
1,3,4,5,6,8,18,24,26 14,15,16,21,23,27,28,29
2,3,4,5,6,8,18,24,29 12,14,15,16,21,23,27,28

Рекомендуемая литература

1. Калайдин Е.Н., Фощан Г.И. Эконометрика: парная регрессия. Краснодар: КубГУ, 2006.

2. Калайдин Е.Н., Фощан Г.И. Эконометрика: множественная регрессия. Краснодар: КубГУ, 2007.

3. Калайдин Е.Н., Подгорнов В.В., Фощан Г.И. Методы прикладной статистики в задачах моделирования социально-экономических систем. Краснодар: КубГУ, 2002.

4. Бородич С.А. Эконометрика: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2004.

5. Эконометрика: Учебник /Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Эконометрика: Учебник для вузов /Под ред. Н.Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Приложение

Y X1 X2 X3 X4 X5 X6 Х7 Х8
9,26 0,78 0,40 1,37 1,23 0,23 1,45 167,69
9,38 0,75 0,26 1,49 1,04 0,39 1,30 186,10
12,11 0,68 0,40 1,44 1,80 0,43 1,37 220,45
10,81 0,70 0,50 1,42 0,43 0,18 1,65 169,30
9,35 0,62 0,40 1,35 0,88 0,15 1,91 39,53
9,87 0,76 0,19 1,39 0,57 0,34 1,68 40,41
8,17 0,73 0,25 1,16 1,72 0,38 1,94 102,96
9,12 0,71 0,44 1,27 1,70 0,09 1,89 37,02
5,88 0,69 0,17 1,16 0,84 0,14 1,94 45,74
6,30 0,73 0,39 1,25 0,60 0,21 2,06 40,07
6,22 0,68 0,33 1,13 0,82 0,42 1,96 45,44
5,49 0,74 0,25 1,10 0,84 0,05 1,02 41,08
6,50 0,66 0,32 1,15 0,67 0,29 1,85 136,14
6,61 0,72 0,02 1,23 1,04 0,48 0,88 42,39
4,32 0,68 0,06 1,39 0,66 0,41 0,62 37,39
7,37 0,77 0,15 1,38 0,86 0,62 1,09 101,78
7,02 0,78 0,08 1,35 0,79 0,56 1,60 47,55
8,25

Наши рекомендации