Включение и проверка радиокомпаса АРЛ-1601

Включить автомат защиты «АДФ» на электрощитке, переключатели «ON-OFF» и «А1-А2» на передней панели радиокомпаса установить в положение «ON» и «А1» (при приеме телеграфных сигналов) или «А2» (при приеме телефонных сигналов) соответственно.

Установить переключатель каналов CHANNEL поочередно в положение «I» и «II» и настроить радиокомпас на частоты приводных радиостанций, используемых в полете.

Для набора требуемой частоты на I канале необходимо:

1) переключатель каналов установить в положение «II»;

2) нажать кнопку «Р» (память), при этом загорается красная лампа на цифровом индикаторе (указатель памяти);

3) установить требуемую частоту путем последовательного нажатия кнопок с цифрами, начиная с тысяч, сотен, десятков и единиц килогерц. Значение набранной частоты высвечивается на цифровом индикаторе. В случае обнаружения ошибки во время набора частоты следует двукратно нажать кнопку «Р» и вновь набирать частоту;

Примечания: 1. Для установки частоты меньше тысячи килогерц набор начинается с нажатия кнопки «0» и затем набирается цифровое значение требуемой частоты. Ноль на цифровом индикаторе не высвечивается.
2. В случае, когда лампа указателя памяти погаснет до окончания набора частоты, следует вновь нажать кнопку «Р» и вновь набирать требуемую частоту. Лампа указателя памяти автоматически гаснет через 10-15 с от момента нажатия кнопки «Р».

4) переключатель каналов установить в положение «I», при этом лампа указателя памяти гаснет, а на цифровом индикаторе высвечивается набранная частота.

Для набора частоты на II канале необходимо переключатель каналов установить в положение «I» и произвести набор частоты по методике, изложенной для канала I.

После окончания набора частоты переключатель каналов установить в положение, необходимое для полета.

Установить переключатель «ADF-ANT» в положение «ADF» и проверить правильность показания курсового угла радиостанции по указателю КУР.

Для прослушивания позывных приводной радиостанции необходимо включить радиостанцию PC-6102 и переключатель «Радио - АДФ» установить в положение «АДФ».

Для проверки установленной частоты канала, на котором в текущее время радиокомпас не работает, необходимо:

· нажать кнопку «Р»;

· прочесть частоту на цифровом индикаторе;

· вновь нажать кнопку «Р».

В случае если кнопка «Р» не будет повторно нажата, индикатор частоты автоматически переключится на канал, на котором работает приемник, и лампа указателя памяти автоматически погаснет через 10-15 с.

Во время проверки или набора частоты радиокомпас непрерывно работает на частоте канала, установленного переключателем каналов.

Запуск, прогрев, опробование и останов двигателя на земле

Подготовка к запуску двигателя

Запуск двигателя можно производить как от бортового аккумулятора, так и от аэродромного источника питания.

Перед запуском двигателя необходимо:

· убедиться, что впереди самолета нет людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;

· убедиться, что рычаг управления шагом винта находится в положении «Малый шаг»;

· закрыть створку маслорадиатора, а зимой - и жалюзи капота двигателя;

· установить топливный кран в положение «Л+П»;

· убедиться, что рукоятка управления подогревом воздуха на входе в карбюратор находится в положении «Выключено»;

· убедиться, что рукоятка управления высотным корректором находится в крайнем переднем положении;

· убедившись, что АЗС аккумулятора, генератора и запуска выключены, а переключатель магнето - в положении «О», дать команду провернуть винт;

· расстопорить рукоятку заливочного шприца и в процессе проворачивания винта произвести заливку бензина в двигатель: летом 2-3 подачи, зимой 3-5 подач.

Предупреждение.Проворачивать винт при горячем двигателе, а также заливать бензин более указанного количества запрещается.

Запуск двигателя

Для запуска двигателя необходимо:

1) дать команду «От винта» и, получив ответ «Есть, от винта», включить АЗС аккумулятора, генератора, запуска и приборов;

2) установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 900-1200 об/мин;

3) установить ручку управления самолетом в положение на себя;

4) установить переключатель магнето в положение «1+2»;

5) открыть предохранительный колпачок кнопки запуска и нажать на кнопку в течение 2-3 с.

Как только двигатель заработает устойчиво, довести рычагом управления двигателем частоту вращения коленчатого вала до 900-1000 об/мин.

Если двигатель не дает вспышек в течение 30 с, следует выключить зажигание и автоматы защиты сети аккумулятора и генератора. При полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора провернуть воздушный винт от руки на 8-10 оборотов по ходу, не заливая топлива в двигатель, и повторить запуск.

В случае если двигатель не запустился с 3-4 попыток, запуск следует прекратить, найти и устранить неисправность.

Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигает 1,5 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.

После запуска застопорить рукоятку заливочного шприца и закрыть предохранительный колпачок кнопки запуска.

Предупреждение. В случае появления пламени в карбюраторе следует немедленно выключить магнето, не трогая рычага управления двигателем. Если пламя не погасло, необходимо потушить его при помощи ручного огнетушителя.

Прогрев двигателя

Прогрев двигателя вести на частоте вращения коленчатого вала 900-1000 об/мин до тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С началом роста температуры масла увеличить частоту вращения до 1200-1300 об/мин (зимой - до 1400 об/мин) и продолжать прогрев двигателя до-температуры головок цилиндров не ниже 100° С летом и 120° С зимой и температуры масла не ниже 30° С. Дальнейший прогрев двигателя вести на частоте вращения коленчатого вала 1600, 1800, 2000 об/мин. Время работы на каждом из режимов - 1 мин.

Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120° С, а температура масла на входе в. двигатель - не менее 30° С.

После прогрева двигателя прогреть втулку воздушного винта двукратным переводом винта с малого шага на большой, и с большого шага на малый.

Опробование двигателя

Опробование двигателя производить при полностью открытых жалюзи капота и створки маслорадиатора.

Проверить работу двигателя на номинальном режима (рис. 5), для чего плавно передвинуть рычаг управления двигателем вперед до упора и затяжелить винт до частоты вращения 2050 об/мин. При этом показания приборов должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин............. 2050

давление наддува, мм.рт.ст............................................................... 30±10

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ 0,2-0,5

давление масла, кгс/см2..................................................................... 4-6

температура головок цилиндров, °С............................................... 120-230

температура масла на входе в двигатель, °С................................. 30-75

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски.

Во избежание перегрева двигателя вследствие недостаточного обдува не допускать длительной работы двигателя на номинальном режиме.

Проверить работу магнето и свечей, для чего:

· установить винт на малый шаг (рычаг управления винтом полностью от себя);

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 1860 об/мин;

· выключить на 15-20 с одно магнето и оценить падение частоты вращения (падение оборотов не должно превышать 60 об/мин);

· включить на 20-30 с оба магнето, частота вращения должна восстановиться до первоначальной;

· произвести аналогичную проверку при выключении второго магнето.

Включение и проверка радиокомпаса АРЛ-1601 - student2.ru

Рис. 5. График опробования двигателя

Проверить работу генератора, для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 1650 об/мин;

· нажать кнопку вольтамперметра, напряжение должно быть 26,5-28,5 В.

Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя (регулятора оборотов), для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 2000 об/мин;

· рычагом управления воздушным винтом перевести винт на большой шаг, частота вращения коленчатого вала двигателя снизится до 1300-1400 об/мин;

· перевести винт на малый шаг, частота вращения коленчатого вала двигателя должна восстановиться до первоначальной (2000 об/мин).

Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения, для чего:

· при положении рычага управления воздушным винтом на малом шаге, рычагом управления двигателем установить частоту вращения 2000-2050 об/мин;

· рычагом управления воздушным винтом затяжелить винт до частоты вращения (равновесной) 1860 об/мин;

· плавным перемещением рычага управления двигателем вперед и назад, но не до отказа, изменять давление наддува, частота вращения коленчатого вала двигателя должна оставаться неизменной.

При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 50-100 об/мин, но через 2-3 с должна восстановиться до равновесной (1860 об/мин).

Проверить работу подогревателя воздуха на входе в карбюратор, для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 1860 об/мин;

· рычагом управления подогревателем включить на 10-15 с подогрев воздуха, поступающего в карбюратор. Убедившись в росте температуры воздуха, выключить подогрев.

Проверить работу двигателя на взлетном режиме в течение 20-30 с (винт на малом шаге).

Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин............. 2350 ±1%

давление наддува (избыт.), мм.рт.ст................................................ 35±10

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ 0,2-0,5

давление масла, кгс/см2 .................................................................... 4-6

температура головок цилиндров, °С............................................... 120-230

температура масла, °С....................................................................... . 30-75

Проверить работу двигателя на малом газе (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя).

Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин ............ не более 500

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ не менее 0,15

давление масла, кгс/см2 .................................................................... не менее 1,5

Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на малом газе не должна превышать 5 мин.

Перевести рычаг управления двигателем из положения малого газа за 2-3 с в положение взлетного режима. При этом двигатель должен выходить на взлетный режим плавно, без перебоев, за время не более 3с.

Останов двигателя

Перед остановом двигателя необходимо его охладить, для чего:

· открыть полностью жалюзи капота двигателя и створку маслорадиатора;

· уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 700-800 об/мин (винт на малом шаге) и проработать на этом режиме до тех пор, пока температура головок цилиндров не снизится до 140-150° С.

Для останова двигателя надо:

1) прожечь свечи, увеличив частоту вращения до 1900 - 2000 об/мин на 20-30 сек;

2) рычагом управления двигателем уменьшить частоту вращения до 600-700 об/мин;

3) выключить магнето, установив переключатель магнето в положение «О»;

4) плавно переместить рычаг управления двигателем вперед (открыть дроссельную заслонку карбюратора).

После останова двигателя поставить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее малому газу (на себя), и закрыть топливный кран.

Выключить все автоматы защиты сети, переключатели и выключатели.

Предупреждение.Запрещается останавливать двигатель:

W непосредственно с крейсерских и более высоких режимов работы;

W закрытием топливного крана с выработкой топлива из карбюратора (во избежание обратной вспышки и пожара).

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

Подготовка к выруливанию и руление

Убедившись в нормальной работе двигателя приборного и радиооборудования самолета, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1300 об/мин и запросить разрешение на выруливание.

Получив разрешение на выруливание, уменьшить частоту вращения до оборотов малого газа и дать команду: «Убрать колодки».

Проверить работу тормозов. Самолет должен удерживаться на месте с заторможенными колесами при работе двигателя на максимальном режиме, ручка управления при этом должна быть взята полностью на себя.

Убедиться в отсутствии препятствий в направлении руления и запросить разрешение на выруливание у техника самолета. Получив разрешение, отпустить тормоза и плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя настолько, чтобы самолет сдвинулся с места (1300 об/мин).

На рулении проверить синхронность работы иэффективностьтормозов.

Во избежание капотирования торможение производить плавно, короткими импульсами, не допуская юза самолета и поднятия хвоста, ручку управления самолетом держать полностьювзятойна себя.

Руление производить со скоростью быстро идущего человека (7-10 км/ч). Руление при боковом ветре свыше 2м/с производить на пониженной скорости, учитывая, что самолет имеет тенденцию разворачиваться навстречу ветру.

Развороты выполнять на уменьшенной скорости с применением тормозов и управляемого хвостового колеса.

На предварительном старте осмотреться и убедиться:

1) нет ли препятствий на взлетной полосе;

2) нет ли самолетов, планирующих на посадку после четвертого разворота или уходящих на второй круг;

3) выпустить закрылки во взлетное положение (21°);

4) включить обогрев ПВД;

5) запросить по радио разрешение вырулить на линию исполнительного старта.

Получив разрешение, вырулить на ВПП, прорулить 10-15 м для установки самолета по линии взлета.

На исполнительном старте необходимо:

1) убедиться, что триммер находится в нейтральном положении;

2) проверить, что рычаг управления шагом винта находится в положении «Малый шаг»;

3) открыть жалюзи капота двигателя и створку маслорадиатора;

4) установить рычаг управления подогревом воздуха перед карбюратором в положение «Обогрев».

Примечания:Разрешается производить взлет и выполнять полет с выключенным подогревом воздуха на входе в карбюратор, если температура воздуха на входе в карбюратор не ниже +10°С.

Положение жалюзи капота двигателя и створки маслорадиатора на взлете зависит от прогрева двигателя и температуры наружного воздуха.

5) убедиться, что рычаг высотного корректора установлен в крайнее переднее положение;

6) проверить соответствие показаний гирокомпаса магнитному курсу взлета;

7) затормозить колеса и прожечь свечи увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1900-2000 об/мин.

Взлет

Получив разрешение на взлет и убедившись, что двигатель работает устойчиво, а его параметры находятся в норме, взять ручку управления полностью на себя, плавно увеличить частоту вращения до максимальной (2350 об/мин) и растормозить колеса.

На скорости 65-80 км/ч, в зависимости от взлетной массы самолета, начать плавно поднимать хвост самолета до взлетного положения.

На скорости 90 км/ч самолет плавно отделяется от земли.

После отрыва перевести взгляд на землю (влево от продольной оси самолета под углом 20-25° и вперед на 25-30 м), нажать на тормозные гашетки. Выдерживание самолета выполнять с постоянным отходом от земли с таким расчетом, чтобы на высоте 10 м скорость полета достигла 115 км/ч.

На высоте не менее 50 м над рельефом местности убрать закрылки.

После достижения скорости 120 км/ч, продолжая набор высоты, установить сначала номинальный (п=2050 об/мин), а на Н=100 м I крейсерский (п =1860 об/мин) режим работы двигателя.

Полет по кругу

На высоте 150 м с креном 30° на скорости 120 км/ч выполнить первый разворот с набором высоты.

Линия пути самолета после первого разворота должна быть перпендикулярна курсу взлета.

После выхода из разворота дальнейший набор высоты производить на скорости 120 км/ч.

Выйдя на высоту круга (300 м), перевести самолет в горизонтальный полет и, уменьшая наддув двигателя, установить скорость полета 140 км/ч.

Когда линия визирования на посадочные знаки будет проходить под углом 45° к продольной оси самолета, выполнить второй разворот.

Вывод из второго разворота производить в направлении, параллельном линии посадочных знаков.

Полет от второго к третьему развороту производить на высоте круга (300 м) на скорости 140 км/ч.

Третий разворот начинать, когда угол между продольной осью самолета и линией визирования на посадочные знаки будет равен 45°. Разворот выполнять на скорости 140 км/ч на угол 100-110°.

Линия пути до четвертого разворота должна проходить под углом 70-80° к линии посадочных знаков.

Перед снижением перевести винт на малый шаг и по показанию регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя убедиться, что винт полностью облегчен, проверить температуру головок цилиндров (не менее 140° С) и масла (не менее30° С),при необходимости прикрыть створку маслорадиатора и жалюзи капота.

Установить скорость 130 км/ч и начать снижение. Снижение производить с таким расчетом, чтобы высота полета перед вводом •в четвертый разворот была не ниже 200 м.

Ввод в четвертый разворот начинать в момент, когда угол между линией визирования на посадочные знаки и осью ВППбудет составлять 15-20°.

Разворот выполнять на скорости 130 км/ч. Точность выхода на посадочную прямую в процессе разворота корректировать изменением крена.

После выхода самолета из четвертого разворота установить скорость 120 км/ч, выпустить закрылки на угол 44° и перевести самолет на снижение в точку начала выравнивания. Снижение выполнять на скорости 120 км/ч. (Посадку на аэродром разрешается выполнять с закрылками, выпущенными на 21°.)

Посадка

На высоте 30 м, убедившись в точности расчета и захода, проконтролировать скорость планирования, перевести взгляд на землю влево вперед в направлении снижения и под углом 10 - 150. С высоты 30 м следить за расстоянием до земли, постоянством угла планирования, сохранением направления, отсутствием крена и сноса.

На высоте 5 – 6 м начать выравнивание самолета, одновременно с началом выравнивания плавно уменьшать режим работы двигателя с таким расчетом, чтобы к концу выравнивания рычаг управления двигателем был убран полностью на себя. Если на выравнивании замечено увеличение вертикальной скорости, уборку РУД задержать и далее убирать плавнее.

Выравнивание закончить на высоте 0,75 – 1м. В процессе выравнивания взгляд должен скользить по земле и быть направлен вперед на 25 – 30 м под углом 20 – 250 влево от продольной оси самолета.

Выдерживание производить с постепенным снижением, одновременно создавая самолету трехточечное положение.

Самолет приземляется на скорости 90 – 100 км/ч. После приземления ручки управления плавно полностью подобрать на себя.

Предупреждение. При посадке на БВПП летчику в момент приземления быть готовому к парированию разворачивающего момента влево.

Торможение выполнять плавно во второй половине пробега, на допуская подъема хвоста.

После окончания пробега освободить посадочную полосу. Зарулить на стоянку, охладить и выключить двигатель.

При невыпуске закрылков планирование выполнять на скорости 130 км/ч. В этом случае посадка самолета особенностей не имеет.

Уход на второй круг

Уход на второй круг возможен с любой высоты, вплоть до высоты выравнивания.

При уходе на второй круг с высоты более 30 м летчик должен:

1) увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной за 2-3 с;

2) не допуская потери скорости менее 115 км/ч, перевести самолет в набор высоты.

При уходе на второй круг с высоты выравнивания летчик должен:

1) не отрывая взгляда от земли и продолжая выполнять посадку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной за 2-3 с;

2) не допуская уменьшения скорости менее 115 км/ч, перевести самолет в набор высоты.

Наши рекомендации