Абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя

Яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёегвба

Глава 16 Наведение порядка

В нашей ежедневной жизни, большинство из нас не испытывает природного хаоса. Поэтому мы не понимаем важности поддержания порядка. В течение дня мы не замечаем, как много и как часто наши действия направлены на поддержание порядка. Мы просто делаем, то, что мы привыкли делать, а жизнь тем временем продолжается. Однако, если мы действительно намерены подойти ответственно к значительным, продолжительным переменам в нашей жизни, мы должны определиться, каким должен быть порядок. И мы обязаны его установить.

Для любого человека с проблемами в обучении важно иметь способность по наведению порядка. Особенно это важно для людей с СДВ и дискалькулией, потому, что для существования самих этих проблем, у человека должно быть искаженное или отсутствующее понятие «порядка». Способность наведения порядка начинается с правильного понимания, что такое порядок и навыка по созданию того, что под ним подразумевается. По сути действия по исправлению проблем с порядком есть действия по наведению этого порядка.

Определение порядка важно для нашего понимания, что это такое. Но понимание значения слова «порядок», еще не означает, что человек наведет порядок.

По нашему определению, порядок существует, когда вещи находятся в надлежащем месте, надлежащем положении и надлежащем состоянии. Что является надлежащим местом, надлежащим положением и надлежащим состоянием? «Место» – это просто расположение в пространстве по отношению к окружающей обстановке. «Положение» - это позиция, которую занимает объект в заданном месте. А состояние? Это понятие несколько более сложное. Наука утверждает, что вещи постоянно изменяются. В жизни каждой вещи есть начало и есть конец. В течение своей жизни, между началом и концом, вещь постоянно претерпевает изменения. Таким образом, состояние вещи это форма её постоянного изменения от начала и до конца своей жизни. Все это кажется довольно простым. (Прим.: усложнять – просто, упрощать – сложно)

Слово «надлежащий» запутывает порядок. Для наших целей мы воспользуемся популярным британским значением этого слова – подходящий, годный, соответствующий. (Прим.: Ну а мы с вами воспользуемся словарями Ушакова и Ожегова: Надлежащий – Такой именно, какой следует, нужный, должный. В надлежащем порядке. Надлежащим образом. За надлежащими подписями. Надлежаще (нареч.) оборудованная мастерская. Надлежащий человек на надлежащем месте (англ. поговорка)я наших целей мы воспользуемся популярным британским значением этого слова своей жизни.ложении и состоянии.). Теперь у нас есть понимание подходящего, соответствующего места, положения и состояния для чего-либо.

Поэтому, прежде чем порядок может быть наведен, ребенок должен решить, какой именно должен быть надлежащий порядок. Все это сводится к тому, кто принимает решение, каким подходящий или соответствующий порядок является или должен быть.

Порядок не может быть от природы. В природе все вещи существуют в их месте, положении и состоянии благодаря силам природы. В природе не бывает беспорядка. Очевидно, что «порядок» и «беспорядок» понятия, придуманные человеком. Если так, тогда человеку и решать, каким должен быть порядок. Если конкретнее, то в вашем собственном окружении вы сами и должны принимать решение. Вы один, кто выбирает, какое подходящее или соответствующее место, положение и состояние для ваших вещей должно быть.

Основы порядка

Можно сравнить «наведение порядка» со сбором паззла, потому, что в действительности это так и есть. Вы вываливаете части на стол, то, что есть это хаос. Все части в беспорядке. Первое, что делают большинство людей, раскладывают части в один слой, так, чтобы ни одна часть не лежала поверх другой. Следующий шаг: перевернуть все части картинкой вверх. Дальше: найти и отложить узнаваемые части. Поскольку части на краю паззла имеют прямую сторону – они легко узнаваемы, поэтому многие собирают их вместе, группируют по цвету или рисунку и выкладывают по периметру. Затем поле заполняется на основе цвета, рисунка и конфигурации периметра, одна часть за другой. Когда последняя часть положена в её надлежащее место и положение – паззл собран.

Имейте в виду, что окончательный вид паззла был изначально предопределен. «Порядок» был предусмотрен еще до открытия коробки. Это действие направлено на расположение частей паззла в установленном порядке. Это и было наведение порядка.

Мы не появляемся на свет с врожденной способностью наводить порядок. Этому мы должны научиться. Мы должны научиться этому на примере наших родителей и педагогов. Мы должны научиться делать это без выяснения, что это такое. Мы должны делать это просто, потому, что от нас этого ожидают. Если мы хотим увидеть, на сколько хорошо это работает, не надо смотреть дальше стен своего дома. Многим даже не надо смотреть дальше детской комнаты.

Касательно обычного хаоса в детской комнате, динамика ситуации далека от бардака. На первый взгляд, это выглядит, как будто ребенок неряха. Ребенку дана ответственность поддерживать комнату в порядке, однако этого не происходит. Позицию расстроенных родителей ребенок ощущает, как придирки. Обычно и беспорядок в детской комнате и чувство разочарования родителей происходят от трех ошибок самих родителей:

  • Ребенку сказано, что он отвечает за порядок в комнате, и еще родители пытаются держать эту ситуацию под контролем. В действительности ответственность за поддержание порядка не передана ребенку, иначе бы обстановка в детской комнате не касалась родителей;
  • Ребенок не способен или не хочет брать на себя ответственность. Если бы ребенок действительно мог или хотел взять на себя ответственность за порядок в комнате, родителям не на что было бы жаловаться;
  • Этот порядок определен родителями, а не ребенком. Ребенок не кладет вещи в надлежащее, по мнению родителей, место, поэтому комната в беспорядке, опять же по их мнению. У ребенка не отложилось, какой порядок должен быть изначально. Если бы он знал и действительно отвечал за порядок – проблемы бы не существовало.

Если ребенок хочет научиться, мы должны его научить, как поддерживать порядок в его комнате. Если бы он мог навести порядок в своей комнате, он бы смог навести его где угодно. Зная, как навести порядок, ребенок может действительно быть ответственным за создание нового порядка для вещей и ситуаций, влияющих на его жизнь.

Создание порядка

Порядок созданный сначала, определяет, каким он должен быть, затем нужно только поддерживать его. Далее, три упражнения, которые научат, как создавать порядок, собирая паззл из 50 частей, как установить порядок, освобождая заваленный стол, и как создать порядок в собственном пространстве ребенка.

Упражнение 1

Это упражнение представляет фундаментальные шаги для установления порядка. Вам понадобится, соответствующий возрасту, паззл. Сборка паззла должна занимать от 30 до 120 минут. Паззла из 50 частей должно быть достаточно. Выполняйте упражнение в хорошо освещенном месте, за партой или столом.

Положите паззл на стол, а ребенка поставьте напротив. Выполните упражнения «Ориентация» (Глава 12) (Прим.: здесь Дейвис делает ошибку, выполняем «проверку точки зрения», см. Главу 25), «Разрядка» (Глава 10), и установите уровень энергии (Глава 13) (Прим.: видимо в соответствии с ситуацией на 5 уровень. Эти процедуры проделываются только на этапе их освоения. Здесь ребенок должен пользоваться этим навыком).

Используйте выражения соответствующие возрасту ребенка, не давайте ребенку проявлять активность, если возможно, пусть лучше сидит у вас на руках.

  1. Скажите ребенку: «Мы собираемся навести порядок с паззлом. Ты, наверно, уже знаешь, как его собирать? Но я хочу, что бы ты следовал моим указаниям»
  2. Попросите высыпать содержимое коробки на стол.
  3. Попросите разложить части так, что бы они не лежали одна на другой.
  4. Попросите перевернуть все части картинкой вверх.
  5. Попросите найти все части периметра и сгруппировать их по цвету или рисунку.
  6. Объясните ребенку, как соединять смежные части, основываясь на рисунке и периметре.
  7. Попросите ребенка собрать периметр паззла.
  8. Далее, укажите на угол паззла и спросите: «Какого цвета могла бы быть часть, которую нужно поставить сюда?», а затем: «Какой формы она должна быть?».
  9. Попросите найти эту часть и поставить на место.
  10. Повторите шаги 8 и 9 три раза.
  11. Спросите: «Можешь показать мне место, куда ты хочешь положить следующую часть?». Если ответ «Да», попросите найти эту часть, если «Нет» повторяйте шаги 8-11, до тех пор, пока не получите ответ «Да».
  12. Попросите его продолжить собирать паззл, пока не будет найдена последняя деталь. Когда закончит, скажите: «Поздравляю, ты установил порядок в этом паззле! Теперь давай посмотрим, что ты делал. Какой был твой первый шаг?»
  13. Рассмотрите каждый шаг процесса, до 10, затем спросите: «Какое было последнее действие?»
  14. Скажите: «Это есть последовательность для наведения порядка. С такой последовательностью или слегка измененной, ты можешь навести порядок во всем, это займет столько времени, смотря какой порядок ты хочешь навести. Если ты не знаешь, как должен выглядеть твой порядок, ты должен сам решить это для себя. Следующее упражнение покажет тебе, как это сделать».

Упражнение 2

В этом упражнении мы представляем фундаментальные шаги определения порядка. Еще раз, вам понадобится хорошо освещенный стол или парта. Так же вам понадобится десяток различных предметов, включая комок ваты и клочок бумаги (Прим.: одним словом полезные предметы и разный мусор) Организуйте свое рабочее место. Вывалите предметы кучей на стол.

1. Попросите ребенка взять один предмет.

2. Спросите: «Что это?».

3. Спросите: «Какое состояние у этого предмета?». Могут быть разные варианты, например:

· Старое или новое;

· Хорошее или плохое;

· Грязное или чистое;

· Целое или сломанное;

· Милое или безобразное;

· Или просто нормальное.

  1. Спросите: «Где бы могло быть подходящее место для этого предмета в этом состоянии?»
  2. Скажите: «Определи этому предмету нужное место, говоря предмету: «это твоё место».
  3. Спросите: «Какое положение должен занимать этот предмет в этом состоянии в этом месте?»
  4. Скажите: «Определи этому предмету нужное положение, говоря предмету: «Это твое положение».
  5. Скажите: «Положи предмет в нужное место в нужном положении».
  6. Повторите шаги 1-8 для всех предметов из кучи.
  7. Когда последний предмет ляжет на место, скажите: «Поздравляю, ты определил порядок и создал порядок для всех этих предметов! С такой последовательностью действий ты можешь определить и создать порядок для чего угодно». В последовательности 9 шагов:

· Отделить предмет;

· Установить, что это;

· Определить его состояние;

· Основываясь на самом предмете и его состоянии, определить лучшее место для него;

· Назначить ему это место;

· Определить какое положение предмет должен занимать в этом месте;

· Назначить ему это положение;

· Положить предмет в это место в этом положении;

· Повторять эту последовательность шагов, пока не установится порядок.

  1. Попросите ребенка записать эту последовательность. Когда сделает, скажите: «Это твое руководство по наведению порядка. С этой последовательностью действий ты сможешь навести порядок в любом месте. Есть еще одно упражнение, которое тебе поможет закрепить твой навык по созданию порядка».

Упражнение 3

Теперь мы собираемся научить ребенка, как создавать порядок. Это упражнение нужно выполнить в его комнате. Если вы имеете дело со взрослым человеком, позвольте ему выбрать комнату. Используйте все, что есть в комнате. Для наведения порядка ребенок должен использовать «руководство по наведению порядка» (из упражнения 2).

Если это не ваш ребенок, сначала объясните его родителям, что вы собираетесь делать и получите разрешение. Объясните ребенку, что он собирается навести порядок в своей комнате. Это будет новый порядок – это будет его порядок. Вперед, в его комнату.

Прежде, чем вы начнете, если на полу комнаты валяется масса игрушек, попросите его собрать все в кучу в центре комнаты или вне комнаты.

  1. Начните с мебели. Укажите на предмет и спросите: «Что это?»
  2. Спросите: «Какое состояние у этого предмета?»
  3. Спросите: «Этот предмет должен находиться в этом месте или у него есть другое место?»

· Если предмет там, где он должен быть, скажите: «Назначь этому предмету его место и положение и скажи ему: «Это твое место и твое положение»;

· Если предмет должен быть перемещен, спросите: «Где бы ты хотел, что бы этот предмет был?». Когда ответит, скажите: «Назначь этому предмету его место и скажи ему: «Это твое место»;

· Спросите: «Какое положение этот предмет должен занимать в этом месте?» Когда ответит, скажите: «Назначь этому предмету его положение и скажи ему: «Это твое положение»;

· Если предмет должен быть перемещен, скажите: «Давай передвинем его. Я тебе помогу». Помогите ребенку передвинуть предмет, туда, куда он хочет. Конечно, вы должны руководствоваться здравым смыслом. Если это пианино, вам может понадобиться помощь. Если это книжная полка, ребенку, возможно, нужно убрать книги, что бы облегчить полку. (Прим.: Пианино и шкафы нет смысла двигать, ограничьтесь мелкой мебелью, вроде стула). Если место назначения занято, попросите его сначала освободить место.

  1. Повторите шаги 1-3 с другими большими предметами в комнате, вроде мебели, телевизора или компьютера. (Прим.: не стоит этого делать, лучше заняться предметами по‑проще, вроде стула, кресла).
  2. Когда вы закончили с большими предметами, возьмитесь за маленькие. Скажите: «У тебя есть руководство по наведению порядка. Какой первый шаг?». Когда он ответит, «отделить предмет», скажите: «Сделай это, отдели один предмет»;
  3. Скажите: «Следуй указаниям твоего руководства для этого предмета». Возможно, вам придется намекнуть, что-нибудь вроде этого: «Большинство людей складывают грязные носки в стиральную машину» или «Многие складывают пижаму в шкаф».
  4. Когда ребенок выполнил шаг 8 и положил предмет на место, скажите: «Ты назначил этому предмету место и положение. Все предметы в этом месте должны находиться в таком положении?»
  5. Если ответ «Да» скажите: «Положи все предметы в этом месте в это положение».
  6. Когда закончит, спросите: «О чем говорит шаг №9 твоей инструкции?» Когда ответит «повторить шаги 1-8 для всех предметов из кучи», скажите: «Хорошо, берем следующий предмет».
  7. Повторите шаги 6-8, пока не наведете порядок. Наблюдайте за ребенком. Если он берет десятый предмет и все еще заглядывает в руководство, спросите: «Можешь запомнить шаги, что бы не заглядывать в руководство?» Цель, чтобы шаги стали частью личности ребенка. Возможно понадобится помочь ему, намекая какой следующий шаг, чтобы он запомнил последовательность действий.
  8. Возможно, нет необходимости присутствовать до конца наведения порядка. Если ребенок управляется без вашей помощи, спросите: «Я нужен тебе или ты можешь закончить наведение порядка без меня?» Если ребенок считает, что вы должны присутствовать, останьтесь.
  9. Если вы больше не нужны или наведение порядка завершено, закончите упражнение словами: «Всему в этой комнате должен быть определен порядок. Это твоя комната и это твоя ответственность и твоя обязанность наводить здесь порядок. Это значит, что когда, что-то лежит не на своем месте, не в своем положении или не в своем состоянии, только ты можешь восстановить здесь порядок. Это твоя работа, и если ты хорошо выполняешь свою работу – никто не сможет пожаловаться»

(Прим.: гениально. Надо попробовать на своем ребенке)

Часть 3

СДВ и СДВГ

Наши рекомендации