Физические основы процесса горения топлива.

Горение топлива – химическая реакция соединения горючих элементов топлива с окислителем при высокой температуре, сопровождающаяся интенсивным выделением теплоты. Окислителем служит кислород воздуха.

Процессы горения разделяют на 2 группы: 1). гомогенное горение – горение газообразных горючих (характеризуется системой "газ + газ"); 2). гетерогенное горение – горение твердых и жидких горючих (характеризуется системой "твердое тело + газ" или "жидкость + газ").
Процесс горения может протекать с разной скоростью – от медленного до мгновенного. В теплоэнергетических установках практическое значение имеет такая скорость реакции, при которой происходит устойчивое горение, т.е. при постоянной подаче в зону горения топлива и окислителя. При этом соотношение концентрации топлива и окислителя должен быть определенным. При нарушении этого соотношения (богатая смесь, бедная смесь) скорость реакции снижается и уменьшается тепловыделение на единицу объема.

Горение – это в основном химический процесс, т.к. в результате его протекания происходит качественные изменения состава реагирующих масс. Но в то же время химическая реакция горения сопровождается различными физическими явлениями: перенос теплоты, диффузионный перенос реагирующих масс и др.

Горение газообразного топлива. Минимальная температура, при которой происходит воспламенение смеси, называется температурой воспламенения. Значение этой температуры для различных газов неодинаково и зависит от теплофизических свойств горючих газов, содержания горючего в смеси, условий зажигания, условий отвода теплоты в каждом конкретном устройстве и т.д.

Горючий газ в смеси с окислителем сгорает в факеле. Различают два метода сжигания газа в факеле – кинетический и диффузионный. При кинетическом сжигании до начала горения газ предварительно смешивается с окислителем. Газ и окислитель подают вначале в смешивающее устройство горелки. Горение смеси осуществляется вне пределов смесителя. При этом скорость горения не должна превышать скорости химических реакций горения.
Диффузионное горение происходит в процессе смешивания горючего газа с воздухом. Газ поступает в рабочий объем отдельно от воздуха. Скорость процесса будет ограничена скоростью смешивания газа с воздухом.

Кроме этого существует смешанное (диффузионно-кинетическое) горение. В этом случае газ предварительно смешивается с некоторым количеством воздуха, затем полученная смесь поступает в рабочий объем, где отдельно подается остальная часть воздуха.

В топках котельных агрегатов в основном используют кинетический и смешанный способы сжигания топлива.

Горение твердого топлива. Процесс горения состоит из следующих стадий: 1) подсушка топлива и нагревание до температуры начала выхода летучих веществ; 2) воспламенение летучих веществ и их выгорание; 3) нагревание кокса до воспламенения; 4) выгорание горючих веществ из кокса. Эти стадии иногда частично накладываются одна на другую.
Выход летучих веществ у различных топлив начинается при различных температурах: от 550К у торфа, до 1070К у антрацита.

Горение жидкого топлива. Основным жидким топливом, используемым в теплоэнергетике и промышленной теплотехнике является мазут. В установках небольшой мощности также используют смесь технического керосина со смолами.

Наибольшее применение получил метод сжигания жидкого топлива в распыленном состоянии. Этот метод позволяет значительно ускорить сгорание топлива и получить высокие тепловые напряжения объемов топочных камер вследствие увеличения площади поверхности контакта топлива с окислителем.

Процесс горения жидкого топлива можно разделить на следующие стадии: 1) нагревание и испарение топлива; 2) образование горючей смеси; 3) воспламенение горючей смеси от постороннего источника (искры, раскаленной спирали и т.п.); 4) собственно горение смеси.

Расчет процессов горения топлива.

Расход воздуха на сжигание топлива.

Все расчеты процессов горения топлива ведутся на основе стехиометрических уравнений реакции горения:

С + О2 = СО2; 2Н2 + О2 = 2Н2О; S + O2 = SO2.

Из уравнений видно, что для сжигания 12 кг углерода необходимо 32 кг кислорода и при этом образуется 44 кг СО2. Для сжигания 4 кг водорода необходимо 32 кг кислорода и при этом образуется 36 кг водяного пара. Для сжигания 32 кг серы необходимо 32 кг кислорода и при этом образуется 64 кг SО2. Следовательно, для полного сгорания 1 кг углерода теоретически требуется затратить 32/12 = 2,67 кг кислорода, для 1 кг водорода 32/4 = 8 кг О2, а для 1 кг серы 32/32 = 1 кг О2. Часть кислорода содержится в топливе (0,01Ор кг/кг), остальное, в количестве МO2 = 0,01(2,67Ср + 8Нр + Sp – Ор) кг/кг нужно подать с воздухом. Если учесть, что массовая доля кислорода в воздухе 0,231, а плотность воздуха при нормальных условиях 1,293 кг/м3, то получим объем воздуха теоретически необходимого для сжигания 1 кг твердого или жидкого топлива, м3/кг:

V0 = MO2/0,231×1,293 = 0,0889(Ср + 0,375Sp) +0,265Нр – 0,0333Ор.

По аналогии можно получить формулу для определения расхода воздуха при сжигании газообразного топлива, м33:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

На практике не удается осуществить полное горение топлива с теоретическим количеством воздуха. Это объясняется неравномерной подачей воздуха, недостаточным перемешиванием воздуха с топливом, несовершенством топочных устройств и т. д.

Для достижения более полного горения топлива воздух в топочную камеру подают с избытком. Отношение действительного объема воздуха V к теоретически необходимому – V0 называется коэффициентом избытка воздуха:

a = V/V0 > 1,

откуда действительный объем воздуха необходимого для сжигания топлива V = a× V0.

Коэффициент избытка воздуха в зависимости от вида топлива и способа сжигания колеблется в пределах 1,05-1,6. Чем лучше смешивание топлива с воздухом, тем меньше a.

Состав и объем продуктов сгорания топлива.

В результате полного сжигания топлива в теоретических условиях образуются продукты сгорания, состоящие из диоксида углерода – CO2, водяного пара – H2O, диоксида серы – SO2, азота – N2. CO2 и SO2 принято объединять и называть «сухие трехатомные газы», обозначая RO2.

Объемы продуктов сгорания определяют на основании стехиометрических уравнений (как и объем воздуха необходимый для горения). Например, при сжигании 1 кг углерода образуется 44/12 = 3,67 кг СО2 и т.д. Для упрощения расчетов серу замещают эквивалентным количеством углерода Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru . Далее учитывая, что плотность СО2 равна 1,977 кг/м3 получим объем трехатомных газов, м3/кг:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

Объем азота в продуктах сгорания складывается из объема азота, содержащегося в подаваемом воздухе, и азота содержащегося в топливе. Окончательно:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

Наличие водяных паров в продуктах сгорания обусловлено горением водорода, испарением влаги топлива и влаги поступающей с воздухом (влагосодержание воздуха принимается d = 10 г/кг). Тогда теоретический объем водяных паров равен:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

Аналогично получают формулы для расчета продуктов сгорания газообразного топлива.

С учетом избытка воздуха, подаваемого для горения, действительный объем продуктов сгорания будет больше и рассчитывается по формуле:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

Энтальпия воздуха и продуктов сгорания.

При расчетах принято относить энтальпию воздуха и продуктов сгорания к 1 кг твердого или жидкого топлива, или к 1 м3 газообразного топлива.

Энтальпия теоретического количества воздуха, кДж/кг или кДж/м3:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru ,

где Св - объемная теплоемкость воздуха, кДж/(м3К);

J - температура продуктов сгорания, оС.

Энтальпия продуктов сгорания определяется как сумма энтальпий всех составляющих газов:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru ,

где Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru ­– энтальпия теоретического объема продуктов сгорания

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru ;

С - объемная теплоемкость соответствующих газов, кДж/(м3К).

Котельные установки (КУ)

Основные способы сжигания топлива и типы топочных устройств.

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru
В котельных установках и печах используют различные виды топлива: твердое, жидкое и газообразное. По способу сжигания топлива топки делятся на три основных типа: слоевые, факельные и вихревые. Факельные и вихревые топки объединяют в общий класс камерных топок.

В слоевых топках (рисунок а), сжигается твердое топливо. Топливо 2 находится на колосниковой решетке 1, а воздух, необходимый для горения, подается под решетку и проходит сквозь слой топлива. Процесс горения, в основном, происходит в слое топлива, а в топочном объеме происходит лишь догорание газообразных продуктов. Шлак проваливается через отверстия в колосниковой решетке, а затем удаляется. Этот способ сжигания имеет ряд недостатков: большой коэффициент избытка воздуха, значительные потери от механической неполноты сгорания топлива, неэффективное использование топочного объема.

В факельных топках (рисунок б), сжигается твердое, жидкое и газообразное топливо. При сжигании твердого топлива требуется его предварительный размол до пылевидного состояния. При этом способе сжигания топливо и воздух подаются через горелки 2 в топочный объем 1, и горение происходит в объеме топки. Преимущество этого способа сжигания в полноте использования топочного объема, меньших коэффициентах избытка воздуха, меньшей неполноты сгорания топлива и полной механизации топочных процессов.

В вихревых топках (рисунок в), сжигается твердое, жидкое и газообразное топливо. Их конструкция предусматривает установку циклонного предтопка 1, где за счет интенсификации процесса горения развиваются высокие температуры, плавящие золу и шлак (в случае сжигания твердого топлива). Чтобы несгоревшее топливо преждевременно не уносилось из циклона, на выходе из него имеется горловина 2. Шлак находится в жидком состоянии, что облегчает его улавливание и отвод из топки.

На практике самые распространенные топки - факельные.

Общие сведения о котельной установке. Котельная установка состоит из котельного агрегата (КА), предназначенного для получения пара или горячей воды и вспомогательного оборудования, для подготовки и подачи топлива, воздуха, воды, а также удаления продуктов сгорания.

КА, в зависимости от мощности и вида сжигаемого топлива, оборудуются слоевой, факельной или вихревой топкой. Для нормальной работы КА необходимо организовать движение (циркуляцию) воды и пароводяной смеси. По способу организации циркуляции КА делятся на котлы с естественной циркуляцией, многократной принудительной циркуляцией и прямоточные.

Рассмотрим схему котельной установки с КА с естественной циркуляцией и факельной топкой, предназначенной для сжигания газообразного или жидкого топлива (см. рисунок). Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru

В топке 1 сжигается топливо, подаваемое через горелку. Образующиеся газообразные продукты сгорания передают часть теплоты (в основном излучением) кипящей воде, движущейся в кипятильных трубах 2, расположенных на стенках топки. Эти поверхности нагрева называются экранами. Далее продукты сгорания проходят через верхнюю часть заднего экрана 3, называемую фестоном (разреженные трубы заднего экрана), и последовательно омывая пароперегреватель 4, экономайзер 5, воздухоподогреватель 6, охлаждаются до температуры 180-120 оС и с помощью дымососа 9 через дымовую трубу 10 выбрасываются в атмосферу.

Прошедшая предварительную подготовку вода (очищенная от солей жесткости и растворенных газов) подается в экономайзер 5, где подогревается до температуры близкой к температуре кипения при данном давлении, после чего поступает в барабан котла 7. Отсюда она по опускным трубам 8 поступает в экранные трубы 2. Образующаяся в экранных трубах парожидкостная смесь попадает в барабан 7. Здесь происходит ее сепарация: жидкость отделяется от пара и снова поступает в опускные трубы 8, а насыщенный пар – в пароперегреватель 4 где перегревается до требуемой температуры и направляется к потребителю.

Атмосферный воздух, необходимый для горения топлива, подается вентилятором в воздухоподогреватель 6, где подогревается до заданной температуры, после чего подается через горелки в топку.

Котельный агрегат и его элементы.КА производственных и энергетических котельных подразделяют в зависимости от давления на: КА низкого давления (0,8-1,6 МПа), среднего (2,4-4 МПа), высокого (10-14 МПа) и сверхвысокого давления (25-31Мпа).

Котельные агрегаты с паропроизводительностью 0,01-5,5 кг/с относятся к котлам малой мощности, с производительностью до 30 кг/с к котлам средней мощности и производительностью > 30 кг/с (до 500-1000 кг/с) – к котлам большой мощности.

По конструкции КА можно разделить на два типа – газотрубные и водотрубные. Более совершенными являются водотрубные паровые котлы. Они имеют развитые поверхности нагрева, состоящие из труб, заполненных водой или пароводяной смесью, которые снаружи обогреваются продуктами сгорания топлива.

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru
При работе КА важно обеспечить надежное охлаждение поверхностей нагрева, в которых происходит парообразование. Для этого необходимо соответствующим образом организовать движение воды и пароводяной смеси в испарительных поверхностях нагрева. По характеру организации движения рабочего тела в испарительных поверхностях котельные агрегаты делятся на три типа: с естественной циркуляцией (рис а); с принудительной циркуляцией (рис б); прямоточные (рис в).

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru

Рассмотрим работу прямоточного КА (рис. в). Питательная вода подается в конвективный экономайзер 6, где она подогревается за счет теплоты газов, и поступает в экранные трубы 1, выполненные в виде параллельно включенных змеевиков, расположенных на стенах топочной камеры. В нижней части змеевиков вода нагревается до температуры насыщения. Парообразование до степени сухости 70-75% происходит в змеевиках среднего уровня расположения. Затем пароводяная смесь поступает в переходную конвективную зону 4, где происходит окончательное испарение воды и частичный перегрев пара. Из переходной зоны пар направляется в радиационный перегреватель 2, затем доводится до заданной температуры в конвективном перегревателе 3 и поступает к потребителю. В опускной шахте КА расположены первая (по ходу газов) и вторая ступени 5 и 7 воздухоподогревателя.

К основным элементам КА относятся пароперегреватели, экономайзеры и воздухоподогреватели.
Пароперегревательпредставляет собой змеевиковую поверхность теплообмена, предназначенную для перегрева пара (повышения температуры выше температуры кипения), полученного в испарительной части КА. Пар движется внутри трубок, омываемых снаружи дымовыми газами. Пароперегреватель – неотъемлемый элемент энергетических КА.

Водяные экономайзерыпредназначены для подогрева питательной воды, до поступления ее в испарительную часть КА, за счет теплоты дымовых газов. Применение экономайзера существенно увеличивает КПД котельного агрегата.

В зависимости от применяемого материала экономайзеры делятся на чугунные и стальные, по типу поверхности – на ребристые и гладкотрубные, по степени подогрева воды – на не кипящие и кипящие.

Воздухоподогреватели предназначены для подогрева воздуха, до поступления его в топку КА, за счет теплоты дымовых газов.При этом уменьшаются потери теплоты с уходящими газами, а горячий воздух, направляемый в топку котла, улучшает условия сгорания топлива и уменьшает потери теплоты от химической и механической неполноты сгорания, повышает температуру горения, интенсифицирует теплообмен, что в итоге повышает КПД установки. В среднем понижение температуры уходящих газов на каждые 20-25 оС повышает КПД примерно на 1%.

Тепловой баланс котельного агрегата.

Тепловой баланс котельного агрегата устанавливает связь между количеством подведенной и расходуемой теплоты. На основании теплового баланса определяют расход топлива и вычисляют КПД котельного агрегата.

Суммарное количество теплоты, внесенной в котельный агрегат, называют располагаемой теплотой QР. В общем случае

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru ,

где Qрн - низшая теплота сгорания топлива;

hтл - физическая теплота топлива, вносимая в топку;

Qхв - теплота холодного воздуха поступающего в воздухоподогреватель котла и воздуха проникшего в топку извне в виде присоса (присосы воздуха имеют место вследствие наличия неплотностей в стенках котла и разности давлений в газоходах котла и окружающей среды);

Qпар - теплота, вносимая в топку с паром, используемым для распыления мазута и обдувки поверхностей нагрева.

Если предварительный подогрев воздуха и топлива отсутствует и пар для распыления топлива не используется, то Qр = Qрн.

В общем случае тепловой баланс записывается в виде:

QР = Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6,

где Q1 - полезно использованная теплота, расходуемая на подогрев воды, парообразование и перегрев пара;

Q2 – потери теплоты с уходящими из котельного агрегата газами (имеют место т.к. температура газов на выходе из котла 120-200оС);

Q3 – потери теплоты от химической неполноты сгорания топлива, т.е. обусловлены наличием в продуктах сгорания продуктов неполного горения;

Q4 – потери теплоты от механического недожога (не полностью сгоревшее топливо);

Q5 – потери теплоты через ограждения КА (в окружающую среду);

Q6 – потери с физическим теплом шлака (для котлов, работающих на твердом топливе).

Если представить тепловой баланс в процентах получим:

q1 + q2 + q3 + q4 + q5 + q6 = 100 %.

Доля теплоты, использованной в КА представляет собой КПД котла брутто hКА (без учета затрат на собственные нужды):

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru = q1 = 100 - (q2 + q3 + q4 + q5 + q6).

Расход топлива в котельном агрегате можно определить из выражения:

Физические основы процесса горения топлива. - student2.ru .

Наши рекомендации