Определение герметичности ЦПГ при помощи пневмотестера
4.1 Краткое описание назначения и принципа работы пневмо прибора К-272.
Герметичность ЦПГ можно определить с помощью пневмотестера. Пневмотестер состоит из блока питания 1, указателя 2, быстросъёмных муфт 3 и 5, соединённых гибкими воздухопроводами; корундовой втулки 6, регулировочной рукоятки 7 и контргайки 8.
Рисунок 4 – Пневмотестер
Блок питания представляет собой редуктор (стабилизатор) давления воздуха с фильтром тонкой очистки. Указатель состоит из пластмассового корпуса, манометра и корундовой втулки с калиброванным отверстием диаметром 1,2мм, которая завальцована во входном штуцере указателя и является входным соплом.
Рисунок 5 – Штуцер
Быстросъемная муфта служит для подключения пневмотестера к проверяемому цилиндру. Для предотвращения расхода воздуха в отключенном состоянии муфта снабжена запорным клапаном.
Быстросъемная муфта 5 служит для подвода сжатого воздуха к блоку питания. С помощью этой же муфты воздух может подаваться непосредственно в проверяемый цилиндр, минуя пневмотестер.
Для присоединения к двигателю служит универсальный составной штуцер (рис.2), состоящий из ниппеля, штуцера и наконечника. Наконечник используется для дизельного двиателя.
Крепление штуцера в этом случае производится с помощью упора. Соединение штуцера с ниппелем уплотняется про-
кладкой, а с двигателем - прокладками. Сигнализатор 10 предназначен для определения начала такта сжатия в проверяемом цилиндре. Контрольный дроссель (штуцер К272.05.010) служит для проверки исправности пневмотестера и представляет собой корундовую втулку с отверстием диаметром 1,2 мм, завальцованную в штуцер и являющуюся калиброванной мерой расхода воздуха.
Оценка износа поршневых колец, поршней, цилиндров и проверка герметичности над поршневого пространства производится путем измерения манометром давления воздуха в измерительной камере, образующейся из воздухопровода после входного сопла и из полости над поршневого пространства. Изменение давления в этой камере от начального расчетного рабочего значения 0,16 МПа (1,6 кг/см2) происходит из-за утечки (расхода) воздуха через суммарные неплотности цилиндропоршневой группы (эквивалентный измерительный зазор) или из-за других дефектов двигателя. Поступление воздуха в измерительную камеру определяется входным соплом (отверстием корундовой втулки). Таким образом давление воздуха, измеряемое манометром (измеряемое давление), будет пропорционально зависеть от его расхода через суммарные неплотности над поршневого пространства. Если герметичность над поршневого пространства соответствует норме ТУ, то измеряемое давление воздуха будет однозначно характеризовать с доверительной вероятностью не менее 0,9 степень этой герметичности. Износ поршня, его канавок и колец, а также другие нарушения герметичности: неплотности клапанов, прокладки головки блока, трещины в блоке и головке блока и пр., - увеличивают расход воздуха, что покажет пониженное от нормативного значение измеряемого давления. В этом случае необходимо провести более углубленное диагностирование с целью выявления мест возможной утечки воздуха. Если показания пневмотестера нестабильны, а полученные значения давления меньше нормативного, то необходимо провести более углубленное диагностирование при повышенном давлении воздуха, подаваемого в проверяемый цилиндр непосредственно от воздушной магистрали. Это позволит на слух по шуму истечения воздуха выявить места его утечки. Желательно использовать для этого фонендоскоп или чувствительный пуховой индикатор. Для подачи повышенного давления соединительную муфту (рис. 2) надо отсоединить от блока питания и присоединить к штуцеру, ввёрнутому в свечное отверстие проверяемого цилиндра. Перед подачей воздуха в цилиндр необходимо принять меры для удержания поршня в верхней части цилиндра (см. меры безопасности). Если этих мер недостаточно, то необходимо снизить давление в сети сжатого воздуха. Места утечки воздуха определяются по месту его выхода: в глушителе – не герметичность выходного клапана; в карбюраторе – не герметичность впускного клапана; в маслоналивной горловине - большой износ поршневых колец; в наливной горловине радиатора или в соседнем цилиндре - прогорание прокладки блока.
Довольно высокая достоверность диагностирования позволяет применить пневмотестер для прогнозирования остаточного ресурса цилиндропоршневой группы. Это возможно, если диагностирование с его помощью будет проводиться регулярно через определённый пробег автомобиля в конкретных условиях эксплуатации, а персонал накопит достаточные статистические данные по динамике износа.
4.2 Описание методики подготовки и калибровки прибора.
I. установить блок питания 1 на рабочем месте в вертикальном положении;
II. подключить шлангом Ø8 мм пневмотестер к магистрали сжатого воздуха;
III. убедиться в отсутствии утечек воздуха через соединения прибора, особенно после редуктора;
IV. отрегулировать редуктором давление воздуха до 0,16 МПа по манометру прибора;
V. выполнить калибровку пневмотестера,
Калибровка прибора. Вставить в выходную муфту 3 контрольный дроссель из комплекта принадлежностей и считать показания манометра. Шкала манометра при этом должна находиться в вертикальном положении. Показания должны быть 0,11 ± 0,01 МПа (1,1 + 0,1 кгс/см2) и не выходить за заданные пределы в течение 2 мин. Рекомендуется это повторить несколько раз (до 5 раз), освобождая дроссель и вставляя его снова. При освобождении дроссель следует придерживать рукой, оберегая его от падения.
Если показания будут выходить за заданные пределы, то необходимо установить с помощью редуктора измеряемое давление 0,11 МПа (1,1 кгс/см2) при подключенном дросселе. Если теперь оно будет стабильно укладываться в заданный выше допуск после нескольких повторных включений, положение регулировочной рукоятки 7 регулятора зафиксировать с помощью контргайки 8 и не регулировать давление во время работы.
4.3 Подготовка двигателя к проверке.
I. запустить и прогреть двигатель;
II. вывернуть свечи всех цилиндров (карбюраторного двигателя, а у дизеля снять форсунки).
III. ввернуть штуцер прибора в свечное отверстие.
4.4 Установка двигателя в положение М3 (метка зажигания):
I. открыть смотровые люки на картере маховика двигателя, если метки находятся на маховике;
II. установить звуковой сигнализатор (свисток) на штуцер, ввернутый в свечное отверстие цилиндра;
III. подключить к контактам прерывателя карбюраторного двигателя контрольную лампу и включить зажигание;
IV. проворачивать пусковой рукояткой коленчатый вал до начала звукового сигнала сигнализатора (момент начала такта сжатия) и далее до тех пор, пока лампа не загорится. Проворачивать двигатель стартером не допускается. В этот момент метки на маховике и картере должны совпасть. Если четки не совпадают, то коленчатый вал проворачивают до совпадения меток и регулируют прерыватель на загорание лампы в этот момент.
4.5 Методика проверки технического состояния цилиндра в исправном и неисправном состоянии
I. проворачивая рукояткой коленвал, установить поршень первого цилиндра в положение МЗ на маховике или шкиве коленвала. Измерение в ВМТ (верхней мёртвой точке) или после ВМТ снижают точность диагностирования, так как поршневые кольца будут прижаты не к нижним, а к верхним кромкам поршневых канавок;
II. подсоединить быстросъёмный наконечник прибора к штуцеру, ввёрнутому в свечное отверстие цилиндра;
III. подать сжатый воздух в пневмотестер и зафиксировать показания манометра;
IV. при наличии повышенных утечек (показания манометра < 0,1 МПа) установить место повышенной утечки. Место утечки определяется установкой индикатора утечки;
V. занести результаты проверки в черновик.
Аналогично выполнить проверку остальных цилиндров с учетом порядка их работы.