Уточнить схему собственного тела, указать местоположение предметов в пространстве относительно себя
Правый — левый
Проводить эту игру лучше сначала с небольшим числом участников. Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку; левую руку; правую ногу; правое ухо; левое колено; левую пятку и т.д. За каждое ошибочно выполненное действие игрок платит фант. Побеждает тот, кто допустит в игре меньшее число ошибок.
Постепенно — по мере овладения детьми навыками четкого различения и правильного показа левой и правой частей тела — количество участников игры может увеличиваться. Можно предложить детям сыграть в эту игру и в парах с тем, чтобы потом лучшие игроки каждой пары сыграли друг с другом.
Пожалуйста
Ведущий предлагает участникам игры внимательно слушать его игровые задания и выполнять их, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста». Выигрывает тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки (или допустит их меньше, чем остальные игроки):
■ Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
■ Поверните голову влево;
■ Пожалуйста, поверните голову вправо;
■ Наклоните голову к левому плечу;
■ Повернитесь налево;
■ Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.
Что справа, что слева?
Ведущий предлагает детям выполнить следующую игровую задачу — назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем — слева от участников игры. Выигрывает либо тот, кто правильно предложит наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа (слева) от игроков.
Отвечай точно!
Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные или ошибочные реплики каждого из них.
Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и то же положение. От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).
Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе, но постепенно предметы все быстрее перечисляются ведущим. Можно выбрать перед началом игры судью, который по ее окончании подведет итоги и объявит победителя.
Ориентировка по памяти
Перед началом игры ведущий предлагает участникам игры внимательно осмотреть помещение, в котором они находятся (оно может быть как хорошо знакомым, например групповая или классная комната, так и совсем незнакомым). Затем он по очереди завязывает глаза и произвольно называет несколько предметов окружающей обстановки. Задача игрока — по памяти назвать, где находится тот или иной предмет относительно него («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). В том случае, если дан правильный ответ, все участники игры подбадривают его аплодисментами. После нескольких вопросов и ответов в игру вступает другой игрок, и игра продолжается.
Водители
Играющие — «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.
Вариант. Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.
Определить сторонность объектов, находящихся напротив; определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив
Покажи у товарища
В эту игру можно играть парами. Одному из них дается ряд заданий, например показать у расположившегося напротив него товарища левую бровь, правое ухо, правую щеку, левое плечо и т.д. Затем в парах происходит смена ролей. После того как определится лучший игрок в каждой паре, они могут продолжить соревнование друг с другом.
Кто первый? Кто последний?
В этой игре взрослый предлагает 3—4 детям выстроиться в шеренгу, другие дети располагаются напротив. Ведущий предлагает детям совершить ряд самостоятельных перестроений для того, чтобы остальные игроки при очередном перестроении назвали первого, последнего ребенка в шеренге.