Смотря на это помпаж может возникнуть при неправильном


управлении двигателями и винтом ручкой общего шага, как при системе автоматического поддержания оборотов несущего винта, так и при помощи системы «шаг—газ».

Как на земле, так и в полете появление помпажа сопровож­дается следующими признаками: резкое повышение темпера­туры газов перед турбинами, характерные хлопки двигателей, уменьшение оборотов компрессора.

Для предупреждения помпажа на земле при управлении дви­гателями и винтом необходимо вначале переводить рукоятку корректора газа плавно вправо за время не менее 2—3 с и после достижения оборотов несущего винта 95% перемещать ручку общего шага вверх не менее чем за 10 с до номинального режима работы двигателей и 15 с — до взлетного режима. При возник­новении помпажа на земле необходимо выключить двигатель краном останова.

Для предупреждения помпажа в полете темп выбора ручки общего шага при правом положении корректора газа для увели­чения мощности двигателей должен быть такой, чтобы не допу­скать перетяжеления винта и чтобы обороты не выходили за минимально допустимые (89%). На вертикальных режимах полета не допускать увеличения общего шага при правой кор­рекции выше шага, соответствующего взлетному режиму, тем самым не допускать уменьшения оборотов несущего винта ниже 89%. В полете при пользовании системой «шаг—таз» (корректор газа не доведен до крайнего правого положения) действия руч­кой общего шага должны соответствовать такому темпу, кото-рый не допускает выход оборотов несущего винта за допусти­мые пределы (89—103%). В этом случае для облегчения удер­жания оборотов в заданных пределах необходимо пользоваться рукояткой корректора газа.

При появлении помпажа в полете необходимо выключить двигатель, у которого возник помпаж, и в дальнейшем действо­вать так, как и при отказе одного двигателя. Если помпаж воз­ник у обоих двигателей, необходимо их выключить и в дальней­шем действовать так, как при отказе двух двигателей.

ОТКАЗ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Могут быть два случая отказа путевого управления: отказала система изменения шага рулевого винта или произошла поломка: самого хвостового винта или трансмиссии к нему.

В случае отказа системы изменения шага рулевого винта рулевой (винт будет создавать некоторую тягу, вертолет будет разворачиваться в ту или иную сторону и не представится воз­можности предотвратить этот разворот с помощью педалей. Если такой отказ произошел на малых высотах при выполнении вертикальных режимов полета, необходимо произвести призем­ление, плавно уменьшая общий шаг несущего винта. Если отказ;




»произошел в обычном поступательном полете, то необходимо сбалансировать вертолет соответствующим скольжением, про­должать полет до ближайшего аэродрома или вертодрома и про­извести посадку с коротким пробегом. При посадке стремление к развороту удерживать соответствующим скольжением и кре­ном. Перед приземлением убрать крен.

В случае поломки рулевого винта или трансмиссии к нему тяга его будет отсутствовать, вертолет получит левый разворот за счет реактивного момента несущего винта и крен вправо за счет действия неуравновешенной боковой силы несущего винта. Кроме того, вертолет будет опускать нос, так как отсут­ствует реактивный момент рулевого винта. Опускание носа будет еще более интенсивное, если произойдет отрыв хвостового винта и хвостового редуктора, что повлечет к изменению центровки вертолета. Вертолет также может получить и тенденцию к на­бору высоты за счет освободившейся мощности рулевого винта. Если поломка рулевого винта или трансмиссии к нему произой­дет на малых высотах и при малых скоростях при выполнении вертикальных режимов полета, необходимо, удерживая вертолет от набора высоты, правого крена и опускания носа, произвести приземление, плавно уменьшая общий шаг несущего винта. В момент приземления следует немедленно уменьшить общий шаг до минимального, повернуть рукоятку корректора газа влево, тем самым устранить реактивный момент несущего винта, который продолжает разворачивать вертолет и на земле влево, в результате чего создается момент, стремящийся опрокинуть вертолет вправо. Этот момент появляется ввиду того, что при вращении вертолета влево вокруг оси вращения несущего винта, колеса основного шасси, находясь за осью вращения, при встрече с землей получают большое трение, а корпус вертолета по инерции стремится вправо. Силы трения колес о землю будут большие из-за неориентирующихся колес основного шасси и ввиду того, что они направлены перпендикулярно продольной оси вертолета, т. е. по направлению оси колес. Указанный мо­мент будет кренить вертолет вправо и может его опрокинуть. Опрокидывания можно избежать, если в момент приземления энергично уменьшить общий шаг до отказа и одновременно вывести рукоятку корректора газа влево до отказа.

Если полный отказ рулевого винта произошел в поступатель­ном полете на высотах до 500 м, то необходимо перевести верто­лет на режим самовращения несущего винта, опустив ручку общего шага вниз до отказа, а рукоятку корректора газа повер­нуть влево. Вертолет будет разворачиваться вправо с меньшей угловой скоростью, так как моменты трения всей трансмиссии и сопротивления вращению рулевого винта будут меньше реак­тивного момента несущего винта. Этот разворот необходимо устранить левым креном и скольжением. Установить скорость 120 км/ч. Выключить двигатели кранами останова и закрыть

пожарные краны обоих двигателей. Посадку производить на ре­жиме самовращения несущего винта. Особенность такой посадки будет заключаться в том, что подход к земле происходит с левым креном для предотвращения правого разворота. По мере при­ближения к земле крен надо убирать с таким расчетом, чтобы приземление произошло без крена. На пробеге вертолет будет стремиться к развороту вправо за счет вращения винта в эту сторону. Этот разворот пилот предотвратить не может, он будет «затухать» при уменьшении оборотов винта и увеличении трения колес о землю.

Если полный отказ рулевого винта произошел на высоте бо­лее 500 м, то направление полета после перевода несущего винта на режим самовращения можно удерживать не только скольже­нием влево, но и изменением мощности двигателей. При стрем­лении вертолета к правому развороту необходимо увеличить мощность, появившийся реактивный момент развернет вертолет влево. При появлении разворота влево необходимо уменьшить режим работы двигателей, винт развернет вертолет вправо за счет трения в трансмиссии. В этом случае необходимо подобрать такой режим работы двигателей, при котором реактивный момент несущего винта был бы равен заворачивающему моменту несущего винта за счет трения в трансмиссии. При приближе­нии к земле действия должны быть такими же, как и при полном отказе рулевого винта на высоте менее 500 м, т. е. выключить двигатели и производить посадку на режиме самовращения несу­щего винта.

Наши рекомендации