Размещением аппаратуры (саут-ц)
Система автоматического управления торможением поездов с централизованным размещением аппаратуры (САУТ-Ц) предназначена для повышения безопасности движения. Система исключает проезд светофоров с запрещающими показаниями. САУТ-Ц обеспечивает:
– контроль допустимой скорости с индикацией машинисту резерва скорости при движении по зелёному огню АЛСН, а в случае повышения скорости производит отключение тяги и осуществляет служебное торможение до заданной скорости;
– контроль и регулирование скорости поезда служебным торможением при следовании на жёлтый сигнал путевого светофора в зависимости от длины и уклона блок-участка с учётом фактической эффективности тормозов поезда. Это позволяет проследовать путевой светофор с жёлтым показанием со скоростью, определяемой в зависимости от длины и уклона следующего блок-участка на перегоне, а на станциях в зависимости от допускаемых скоростей движения по станционным путям;
– после проследования входного светофора станции и движении на закрытый выходной светофор система обеспечивает контроль и снижение скорости по входным станционным стрелкам, контроль и регулирование скорости по станционным путям и автоматическую остановку поезда служебным торможением перед запрещающим светофором на расстоянии 50м с точностью 40м;
– при самопроизвольном уходе поезда вперёд или назад система принудительно останавливает поезд.
При помощи синтезатора речи САУТ-Ц предупреждает машиниста первый раз за 500м до предвходного светофора станции речевым сообщением «Внимание, впереди станция». В подтверждение этого сообщения машинист должен нажать рукоятку бдительности РБ и в случае ненажатия, через 5 секунд раздаётся свисток ЭПК, требующий нажатия ЭПК. При неподтверждении бдительности автоматически осуществляется торможение поезда. После проследования предвходного светофора синтезатор речи предупреждает машиниста второй раз речевым сообщением «Внимание, впереди станция» и аналогично производит контроль его бдительности. С помощью синтезатора речи осуществляется также контроль бдительности машиниста при смене показаний АЛСН с зелёного на жёлтое; с жёлтого на красно-жёлтое и т.д.; перед проследованием переездов; мостов; путепроводов; тоннелей; мест, ограждённых постоянными сигналами «С»; при движении поезда по участкам пути, требующим ограничения скорости.
Информация о режимах ведения поезда поступает на локомотив от путевых устройств, которые располагаются по маршруту движения поездов.
Путевые устройства состоят из контура, образованного электрической цепью подключения путевого генератора САУТ-Ц к правому по направлению движения рельсу и участком рельса, в который от генератора, установленного в релейном шкафу светофора или в путевой коробке, поступают частотные сигналы (19,6 кГц, 27 кГц, 31 кГц).
При прохождении поезда над отрезками рельс, расположенных у предвходных и маршрутных светофоров, эти сигналы воспринимаются приёмной антенной локомотива, расшифровываются и передают соответствующую информацию машинисту, управляющему режимом ведения поезда.
У предупредительных, входных и маршрутных светофоров устанавливаются непрограммируемые путевые генераторы.
На выходе со станции устанавливается программируемый путевой генератор, который передаёт на локомотив информацию о номере (коде) перегона и расстоянии от места установки генератора до первого проходного перегонного светофора.
В соответствии с воспринятым кодом перегона посредством блока памяти путевых параметров локомотивных устройств машинисту поступает информация о длинах блок-участков, установленных ограничениях скорости и местах повышенной бдительности.
Применение программируемых путевых генераторов на выходе со станции исключает необходимость установки генераторов у проходных светофоров на перегоне, что существенно сокращает расход кабеля , аппаратуры и снижает эксплуатационные расходы.
Применение системы САУТ способствует повышению пропускной способности участков железных дорог, а также даёт возможность внедрения технологии обслуживания локомотивов одним машинистом.
САУТ-Ц может применяться:
– на участках, оборудованных трёх- или четырёхзначной АБ, ПАБ, ЦАБ, а также системами типа АЛС;
– на электропоездах, грузовых и пассажирских электровозах, тепловозах и дизельпоездах;
– при скоростях движения пассажирских поездов до 160км/час, грузовых – до 100км/час, скоростных – до 200км/час.
Функционально система состоит из путевых и локомотивных устройств (рис. 12.1). Путевые устройства (путевые генераторы ГП, ГПП) устанавливаются в имеющихся релейных шкафах и путевых коробках на входе станции у предвходных, входных и маршрутных светофоров и на выходе станции. Они управляются с поста ЭЦ и на входе станции передают на локомотив информацию о длине маршрута приёма поезда, допустимой скорости движения по стрелкам и приёмоотправочным путям, а на выходе со станции – о номере перегона. Путевые генераторы имеют встроенную диагностику с контролем целостности путевого шлейфа и индикацией на пульте ДСП.
Локомотивные устройства САУТ-Ц содержат:
– две бортовые микропроцессорные ЭВМ (ЭВМ1, ЭВМ2);
– блок диагностики системы;
– пульт управления;
– пуль индикации;
– два датчика измерения пути, скорости и направления движения;
– блок памяти путевых параметров перегона;
– микропроцессорный синтезатор речи;
– антенна для приёма сигналов путевых устройств.
При отправлении поезда со станции локомотивные устройства получают от программируемых путевых генераторов информацию о номере перегона, по которому блок памяти путевых параметров передаёт в бортовые ЭВМ информацию о характере блок-участков. Бортовые ЭВМ работают параллельно и рассчитывают программные траектории движения поезда в зависимости от показаний АЛС, текущего расстояния до запрещающего огня или ограничений скорости, фактической эффективности тормозных средств поезда. Результаты расчётов сравниваются со скоростью, измеряемой с помощью датчиков, устанавливаемых на двух колёсных парах локомотива. В случае достижения фактической скорости поезда до её программного значения производится предварительное отключение режима тяги с последующим служебным торможением, а затем производится слежение за скоростью поезда в соответствии с её программным значением путём регулирования усилия торможения, предупреждая проезд проходных светофоров с запрещающими показаниями и превышение допустимой скорости на перегонах.
Рис. 12.1. Функционально схема САУТ-Ц
При приёме поезда на станцию локомотивные устройства получают от путевых генераторов информацию о длине маршрута приёма и допустимых скоростях движения по стрелкам и приёмоотправочным путям станции. Бортовые ЭВМ рассчитывают программные траектории движения поезда, сравнивают их с фактической скоростью и осуществляют управление режимами тяги и торможения, предупреждая проезды входных, маршрутных, выходных светофоров с запрещающими показаниями и превышение допустимой скорости на стрелках и приёмоотправочных путях станции.
САУТ-Ц является адаптивной системой прицельного торможения, в которой исключён ручной ввод информации о характеристике тормозных средств поезда. Учёт вариации тормозных характеристик каждого поезда обеспечивается при пробном и каждом последующем торможении. Адаптация системы по фактической эффективности тормозных средств в движущемся поезде резко увеличивает техническую эффективность системы прицельного торможения по предупреждению проездов запрещающих сигналов. Отличительными особенностями САУТ-Ц являются:
– использование на локомотиве электронной памяти для хранения путевых параметров перегонов с привязкой её на границах станций;
– применение микропроцессорного синтезатора речи, обеспечивающего дополнительный контроль бдительности машиниста перед переездами, тоннелями, мостами и др. сооружениями;
– обеспечение непрерывной диагностики локомотивной аппаратуры.
Пульт индикации САУТ-Ц выдаёт машинисту информацию о расстоянии до светофора, резерве скорости по безопасности движения (разность между программной и фактической скоростью), фактическую эффективность тормозных средств поезда.
Точность прицельного торможения грузовых поездов ±40м, пассажирских и пригородных ±20м относительно расчётной точки, расположенной на расстоянии 50м до запрещающего сигнала. При необходимости машинист может нажать кнопку «Подтягивание», тогда поезд остановится с требуемой точностью.
Технические данные САУТ-Ц
При движении поезда с зелёным показанием АЛС САУТ-Ц осуществляет контроль максимально допустимой скорости Vmax. Отключение тяги производится при скорости Vmax-2км/час, включение первой ступени служебного торможения осуществляется при скорости Vmax+2км/час. В аварийных случаях при скорости Vmax+6км/час выполняется экстренное торможение.
При движении поезда с КЖ показанием АЛС к путевому светофору с запрещающим показанием САУТ-Ц в начале блок-участка контролирует превышение допустимой скорости движения на красный сигнал, величина которой может быть изменена с дискретностью 10 км/час в диапазоне от 40 км/час до Vmax, и регулирует скорость, а на расстоянии необходимого тормозного пути до сигнала производит отключение тяги и автоматическое служебное торможение до полной остановки поезда перед путевым светофором на расстоянии 10-150 м.
При движении поезда с жёлтым показанием АЛС к проходному светофору с жёлтым огнём или входному светофору станции с одним жёлтым огнём САУТ-Ц обеспечивает в начале блок-участка контроль предельно-допустимой скорости движения и готовность выполнить служебное торможение. На расстоянии необходимого тормозного пути до следующего путевого светофора с красным показанием САУТ-Ц отключает тягу и производит автоматическое служебное торможение до целевой скорости Vц проследования путевого светофора с жёлтым показанием. Величина этой скорости определяется автоматически в зависимости от длины 2-го блок-участка.
При движении поезда на жёлтый сигнал входного светофора с двумя жёлтыми огнями САУТ-Ц обеспечивает в начале блок-участка контроль предельно-допустимой скорости движения, а на расстоянии необходимого тормозного пути до входного светофора отключает тягу и производит автоматическое служебное торможение до Vц проследования входного светофора. Величина этой скорости определяется автоматически и зависит от ограничения скорости движения по стрелкам и расстояний от них до входного светофора, предаваемыми путевыми устройствами САУТ-Ц.
При движении поезда по станционным путям САУТ-Ц обеспечивает на расстоянии необходимого тормозного пути до начала ограничения скорости отключение тяги и автоматическое служебное торможение до ограничения скорости по станционным путям, передаваемого устройствами САУТ-Ц входного светофора. При движении поезда по станционному пути к закрытому выходному светофору САУТ-Ц предупреждает превышение скорости ограничения, а на расстоянии необходимого тормозного пути производит автоматическое служебное торможение до полной остановки перед закрытым выходным светофором на расстоянии 10-150м.
При безостановочном пропуске поезда по боковому пути и белому огню АЛС, САУТ-Ц разрешает проследовать выходной светофор с допустимой скоростью после нажатия машинистом кнопки «Отпр.» на пульте управления. В случае ненажатия этой кнопки происходит остановка поезда перед выходным светофором.
Для более высокой точности остановки поезда перед светофором после нажатия кнопки «Подтяг.», САУТ-Ц разрешает движение поезда со скоростью не более 30 км/час на расстоянии 270м. Однако, повторное нажатие этой кнопки исключает возможность движения поезда.
САУТ-Ц позволяет проследовать путевой светофор с запрещающим показанием со скоростью не более 20км/час после остановки поезда и нажатия кнопки «К20» на пульте управления. При дальнейшем следовании поезда по красному огню АЛС система обеспечивает контроль допустимой скорости 20км/час. Отключение тяги осуществляется при скорости 18км/час, включение первой ступени торможения - при скорости 22км/час. В конце блок-участка САУТ-Ц производит служебное торможение и остановку поезда перед сигналом на расстоянии 10-100м. В случае появления разрешающего показания АЛС, САУТ-Ц обеспечивает контроль допустимой скорости 20км/час до конца блок-участка. При повторном нажатии кнопки «К20» ограничение может быть снято.
Путевые устройства САУТ-Ц, установленные на выходе со станции, обеспечивают подачу на локомотив адреса (кода) перегона и расстояние до первого проходного светофора.
Путевые устройства САУТ-Ц, установленные у предвходного светофора, обеспечивают передачу на локомотив информацию о расстоянии до входного светофора, профиле пути, приведённом расстоянии от входного светофора до стрелочного перевода.
Путевые устройства САУТ-Ц, установленные у входных и маршрутных светофоров, обеспечивают передачу на локомотив длины маршрута приёма поезда на станцию, ограничение скорости движения поезда по главным путям станции, профиле пути.
При любом показании АЛС и самопроизвольном движении поезда на расстояние более 3м в направлении, не соответствующем установленному «Вперёд» или «Назад», реверсивной рукояткой контроллера машиниста, а также при её нулевом положении, САУТ-Ц осуществляет остановку поезда служебным торможением.
САУТ-Ц может выполнять управление тормозами поезда при движении по постоянным или временным ограничениям скорости. Информация об ограничениях скорости поступает от путевых устройств САУТ-Ц за счёт кодирования несущей частоты путевого генератора или от локомотивного блока путевых параметров.
При «сбоях кодов» АЛС САУТ-Ц автоматически разрешает проследовать светофор на белый огонь.
После проследования границы блок-участков локомотивный блок путевых параметров имитирует путевое устройство САУТ, посылая сигнал в контрольный виток приёмной антенны САУТ-УМ. Предаваемая информация может быть дополнительно закодирована, если необходимо передать сведения о постоянных ограничениях скорости.
Локомотивный блок путевых параметров с помощью синтезатора речи извещает машиниста о показаниях локомотивного светофора при вступлении поезда на новый блок-участок или при смене показаний локомотивного светофора.
При отсутствии путевых устройств САУТ-Ц, отказах канала приёма информации или локомотивного блока путевых параметров в САУТ-Ц предусмотрено автоматическое задание длины блок-участка, min по длине на участке обращения локомотива. Такое задание расстояния происходит при смене показаний локомотивного светофора с зелёного на жёлтое и т.д. В этих случаях расстояние от точки прицельной остановки до светофора может быть больше 50-75м, что зависит от фактической длины блок-участка.
Система САУТ-Ц может дополняться системами «Дозор», «Снежинка», «УКБМ».
Недостатки системы САУТ-Ц
1. Система воспринимает информацию с АЛС. Если информация не совпадает (анализируется в пункте индикации и диагностики), систему выключает машинист.
2. Перемычки к рельсам устанавливаются строго под прямым углом на расстоянии 1м. При установке проверяется грунт на наличие металлических предметов, которые следует удалить.
3. При отказе генераторов: ГПН(ГПШ) – генераторы взаимозаменяемые; ГППН(ГППШ) – 19,6 кГц – проектируются в релейном шкафу, приписаны на станцию и невзаимозаменяемые (закодирован номер перегона).
4. Сбои САУТ-Ц: при расследовании надо знать ∆V, показания локомотивного и напольного светофоров, место сбоя, сведения о маршруте (на станции).