Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания

По пункту 1 задания

Набрать нелинейную систему с дискриминатором, имеющем крутизну дискриминационной характеристики Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и передаточную функцию линейного звена Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Найти вероятность срыва слежения в системе при входном воздействии Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Найти вероятность срыва слежения в системе по формулам (3.9) и (3.10). При расчётах принять: Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ; Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

По пункту 2 задания

Набрать нелинейную систему с дискриминатором, имеющем крутизну дискриминационной характеристики Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и передаточную функцию линейного звена Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Определить значение Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru при значениях Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Величина Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

По пункту 3 задания

Набрать нелинейную систему с дискриминатором, имеющем крутизну дискриминационной характеристики Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и передаточную функцию линейного звена Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Приняв значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru cнять зависимость вероятности срыва слежения от уровня шума Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru при детерминированном входном воздействии Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru . Величину Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru задавать, начиная со значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Указания к составлению отчёта

Отчёт должен содержать:

1. Результаты расчётов по домашнему заданию.

2. Cтруктурные схемы исследуемых следящих систем с указанием конкретных Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и их параметров.

3. Значения Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

4. Зависимость Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

5. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается метод фазовой плоскости?

2. В чём заключается метод гармонической линеаризации?

3. В чём заключается метод статистической линеаризации?

4. Дайте определение полосы удержания и захвата.

5. Как изменится вероятность срыва слежения, если помимо шума на систему будут действовать и динамические воздействия Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ?

Лабораторная работа № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФАЗОВОЙ АВТОПОДСТРОЙКИ

Целью работы является изучение принципа действия и получение математической модели системы фазовой автоподстройки (ФАП) при детерминированных входных воздействиях.

Домашнее задание

1.Изучить назначение, принцип действия, особенности построения и описания систем ФАП.

2. Cоставить структурно- динамическую схему исследуемой системы ФАП, записать передаточные функции разомкнутой и замкнутой системы.

3. Изучить методику выполнения работы.

Краткие теоретические сведения

Системы фазовой автоподстройки частоты (cистемы ФАП) применяются в радиоприёмных устройствах в качестве узкополосных следящих фильтров и демодуляторов сигналов с частотной и фазовой модуляцией.

 
  Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Рис. 3. Функциональная схема системы ФАП

Колебания сигнала и подстраиваемого генератора (ПГ) поступают на устройство, называемое фазовым дискриминатором или фазовым детектором (ФД). При рассогласовании указанных колебаний по фазе на выходе фазового детектора появляется напряжение, зависящее от величины и знака этого рассогласования. Пройдя через фильтр нижних частот выходное напряжение детектора изменяет частоту колебаний подстраиваемого генератора. Так как изменение фазы колебания равно интегралу от его мгновенной частоты, то при изменении частоты колебаний подстраиваемого генератора меняется и их фаза.

Cущественное различие фильтров, построенных на базе систем ЧАП и ФАП состоит в том, что при использовании системы ЧАП информация о начальной фазе фильтруемого сигнала теряется. В системе ФАП напряжение подстраиваемого генератора с точностью до ошибки слежения воспроизводит не только частоту, но и фазу временного сигнала.

На вход фазового детектора поступает напряжение Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , представляющее собой смесь сигнала и шума.

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.1)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - фаза сигнала,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - начальная фаза,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - частота сигнала.

Напряжение подстраиваемого генератора:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.2)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - фаза колебаний подстраиваемого генератора.

На выходе фазового детектора формируется напряжение, зависящее от разности фаз колебаний сигнала и подстраиваемого генератора:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (4.3)

Если не учитывать инерционность фазового детектора, то его выходное напряжение можно представить в виде:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.4)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - математическое ожидание выходного напряжения, зависящее от разности фаз Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ;

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - флюктуационное напряжение, не зависящее от Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru .

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - дискриминационная характеристика фазового детектора, вычисляемая по формуле:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.5)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - коэффициент пропорциональности.

Управляющее напряжение Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , снимаемое с фильтра нижних частот, связано с напряжением Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru линейным дифференциальным оператором Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru :

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru (4.6)

Так как в фазовом детекторе напряжения сигнала и подстраиваемого генератора сравниваются по фазе, необходимо от частоты Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru подстраиваемого генератора перейти к его фазе Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru :

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.7)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - начальная фаза подстраиваемого генератора.

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Рис 4. Cтруктурная схема системы ФАП

Блок Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru отображает в этой схеме операцию интегрирования, соответствующую (4.7).

Cистема ФАП с опорным генератором применяется для стабилизации промежуточной частоты сигнала в радиоприёмных устройствах

 
  Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Рис. 5. Cистема ФАП с опорным генератором.

В этой системе входной сигнал преобразуется в смесителе (См) на промежуточную частоту, проходит через усилитель промежуточной частоты (УПЧ) и сравнивается по фазе с напряжением опорного генератора (ОГ) в фазовом детекторе (ФД).

При наличии фазового рассогласования на выходе фазового детектора появляется напряжение, изменяющее частоту и фазу колебаний подстраиваемого генератора и, следовательно, частоту и фазу напряжения промежуточной частоты на входе детектора так, что исходное рассогласование уменьшается. В результате работы системы автоподстройки промежуточная частота сигнала поддерживается равной частоте опорного генератора, величина которой совпадает с номинальным значением промежуточной частоты.

В рассматриваемой системе ФАП достигается не только стабилизация промежуточной частоты сигнала, но и "привязка" фазы колебаний сигнала на промежуточной частоте к фазе колебаний опорного генератора. Для этой операции необходимы элементы: ФВ-90, вносящий фазовый сдвиг на Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru и АСД.

Фаза Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru сигнала на выходе смесителя:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ,

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - фазы колебаний сигнала и подстраиваемого генератора.

Разность фаз Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru колебаний, действующих на фазовый детектор, равна

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru , (4.8)

где

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - фаза колебаний опорного генератора.

На выходе фазового детектора формируется напряжение, зависящее от разности фаз колебаний сигнала и подстраиваемого генератора:

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - выходное напряжение фазового детектора,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru ,

Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - зависимость частоты подстраиваемого генератора от управляющего напряжения, поступающего с выхода фильтра нижних частот системы, где Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - значение собственной частоты генератора при отсутствии управляющего напряжения, Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru - крутизна регулировочной характеристики.

 
  Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru

Рис.6. Cтруктурная схема системы ФАП с опорным генератором

Задание

1. Ответить на вопросы домашнего задания.

2. Определить показатели качества переходного процесса и величину установившейся ошибки в следящей системе, вид Методика проведения эксперимента. По пункту 1 задания - student2.ru которой выбираются из табл. 4.1. и 4.2. согласно варианту задания.

3. Определить устойчивость системы, рассмотренной в пункте 2 домашнего задания.

Наши рекомендации