Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений

Теорема Кронекера-Капелли. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

Пусть задана система из т линейных уравнений с п неизвестными Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru : Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru

Решением системы называется такой набор чисел Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru , что при его подстановке в систему вместо соответствующих неизвестных (с1 вместо х1, …, сп вместо хп) каждое из уравнений системы обращается в тождество.

Если система имеет хотя бы одно решение, она называется совместной; система, не имеющая ни одного решения, называется несовместной. Система называется определенной, если она имеет единственное решение, и неопределенной, если она имеет более одного решения.

Две системы линейных уравнений с одинаковым числом неизвестных называются эквивалентными, если множества всех решений этих систем совпадают.

Матрица Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru называется расширенной матрицей системы.

Теорема (Кронекера-Капелли)Система линейных уравнений совместна тогда и только тогда, когда ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы системы: Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru .

Исследовать систему линейных уравнений означает определить, совместна она или нет, а для совместной системы – выяснить, определенна она или нет. При этом возможны три варианта:

1. Если Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru , то система несовместна.

2. Если Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru , где п- число неизвестных, то система совместна и определенна.

3. Если Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru , то система совместна и неопределенна.

Метод Гаусса основан на алгоритме последовательного исключения неизвестных.

Задача состоит в том, чтобы привести ее к «треугольному» виду при помощи эквивалентных преобразований, то есть получить единицы на главной диагонали и нули под ними.

Выпишем расширенную матрицу коэффициентов системы. Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru

Алгоритм состоит в том, что на каждом шаге выполняются следующие действия (количество шагов определяется количеством уравнений). Выбирается одна из ненулевых, не рассмотренных ранее строк, ее номер считаем равным i. Все элементы этой строки делятся на элемент, стоящий на i-м месте (номер столбца этого элемента равен j). Если на i-м шаге какая-то из строк содержит уже на i-м месте единицу, то именно она переставляется и считается i-й строкой. Далее, добавляя к остальным строкам строку i, умноженную на подходящее число, добиваемся того, что все элементы столбца j, расположенные ниже строки i, были равны нулю.

При решении системы уравнений методом Гаусса возможны следующие случаи:

1. Если матрица Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru приведена к треугольному виду, то система совместна и имеет единственное решение.

2. Если матрица Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru содержит хотя бы одну строку, все элементы которой равны нулю, то система совместна и имеет множество решений.

3. Если матрица Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru содержит строку, все элементы которой, кроме свободного члена, равны нулю, то система несовместна, то есть решения не имеет.

Определение. Система линейных алгебраических уравнений (СЛУ) называется однородной, если все свободные члены системы равны нулю.

Лекция 6. Исследование систем линейных уравнений - student2.ru

Очевидно, что однородная СЛУ всегда совместна, так как одно ее решение всегда известно: все неизвестные равны нулю.

Теорема. Однородная система имеет единственное нулевое решение, тогда и только тогда, когда определитель матрицы коэффициентов при неизвестных не равен нулю. В противном случае система имеет множество решений.

Наши рекомендации