Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста

Новиковская О. А.

Н73 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет.— СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.

18ВЫ 978-5-93437-279-9

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко­мендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ре­дакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соло­минка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», « Смоляной бычок », « Гуси-лебеди ».

По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, по­казываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.

Задания, игры, упражнения соответствуют основным разделам дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родите­ли, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей

© О. А. Новиковская, 2007
©А.С.Андреев, оформление обложки, 2007
©Редакционная подготовка. Издательство
I8ВN 978-5-93437-279-9«Паритет», 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувстви­тельно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-но­рушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказ­ки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что

хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рас­сказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитыва­ются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педа­гогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного вос­питания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые ино­гда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, автор этой книги предлагает использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подго­товки к обучению в школе.

Конспекты занятий по сказкам, приведенные в книге, послужат педагогам, гувернерам и родителям основой для обучающих и развивающих занятий с деть­ми среднего дошкольного возраста.

В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям — есть среди них сказки о животных, наделенных человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки.

Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребен­ке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слу­шателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников являет­ся умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются

в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста—воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Ма­лыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения.

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. Поначалу юные математики пересчиты­вают и сравнивают количество однородных предметов (например: «один, два, три — всего три кубика»), затем считают разнородные предметы (например: «ку­бик, мячик, кукла, машинка — всего четыре игрушки»).

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и помо­жет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа.

В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашива­ют, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине.

Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидакти­ческие игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольни­ков, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимате­лен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие.

. Когда слуховое внимание сформируется хорошо, приступают к развитию фо­нематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Детей 4—5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда малыши научатся безошибочно различать речевые звуки, начинается новый этап — знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки — это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно

сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению также предусматривает необ­ходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообраз­ные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и ученика.

Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста

В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Для всестороннего знаком­ства детей с каждой из этих сказок педагогам и родителям предлагается пять конспектов занятий на следующие темы: «Слушаем сказку», «Рассказываем сказку», «Показываем сказку», «Читаем сказку» и «Рисуем сказку».

Задания сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжет­ными. На цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок и атри­буты, необходимые для проведения игр. Их необходимо вырезать, наклеить на картон или плотную бумагу (для прочности) и вырезать еще раз. Получившиеся фигурки персонажей сказки укрепите на подставках (образец изготовления дан на рис. 1, с. 21).

       
  Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста - student2.ru
    Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста - student2.ru
 

Цветные декорации подготовьте аналогично. Сделайте необходимые прорези для соединения персонажей сказок и необходимых атрибутов или смены декора­ций по ходу сюжета сказки. Для того, чтобы атрибуты и декорации прослужили дольше, предварительно наклейте скотч на предполагаемые места прорезей.

Первое занятие каждого цикла—«Слушаем сказку»—предусматривает знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает

или читает сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми де­корации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой необходимо по­говорить с малышами о том, что в ней происходит, уточнить, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие-либо обороты речи, взрослый обязательно должен все разъяснить и убедиться, что малыши поняли.

Затем взрослый сам задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, о чем говорят их поступки? Взрослый может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы взрослого помогут детям лучше запо­мнить сюжет и понять смысл народной сказки.

В первое занятие каждого сказочного цикла обязательно входят загадки. От­гадать их детям будет не очень сложно, так как малыши непосредственно перед этим обсуждали с взрослым характерные черты всех героев сказки. Заканчива­ется занятие игрой, во время которой дети употребляют новые слова или закреп­ляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюже­том сказки.

Второе занятие—«Рассказываем сказку»—начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, ме­няя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помога­ет рассказчикам — указывает на ребенка, которому следует пересказывать оче­редной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает малышу наводящий вопрос.

Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, спо­собствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, па­мять и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совер­шенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Следует отметить, что все задания и игры, включенные в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.

Третье занятие — «Показываем сказку» — включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора.

В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или иг­рушки, посаженные в «зрительном зале». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора».

После показа сказки на импровизированной сцене дети выполняют несколь­ко учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или арти­куляционная гимнастика. Затем детям предлагаются развивающие игры, в ко­торых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например умение рисовать или копировать голоса разных животных.

На четвертом занятии сказочного цикла— «Читаем сказку» —детей гото­вят к обучению чтению. Малыши знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с на­чальными буквами имен этих героев. После представления дошкольники вы­полняют задание по прописыванию этих букв.

Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика. В этой обучаю­щей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся

определять количество слогов в словах. Когда малыши овладеют этим навыком, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загад­ки друг другу.

Последнее, пятое занятие называется «Рисуем сказку». На нем перед деть­ми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения каранда­шом. Малыши помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для это­го разнообразные рисунки и графические работы.

Обязательным заданием на занятии является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.

Наши рекомендации