Однофакторный дисперсионный анализ

Постановка задачи: зависит ли уровень удовлетворенности профессией у учителей от длительности работы в данной сфере деятельности? В школе были отобраны 3 группы учителей (6+6+5 человек) по одному и тому же предмету, все мужчины. Принадлежность к то или иной группе зависела от стажа работы в школе. Затем была исследована методом самоотчета степень удовлетворенности профессией (максимальный показатель = 10 баллам, минимальный – 0). Данные занесены в таблицу:

Первые 5 лет 5 – 10 лет 10 – 15 лет
 

Дальнейший этап - выдвижение гипотез.

Но : различия между градациями фактора достоверно не превосходят случайные различия внутри группы (то есть исследуемый фактор не влияет на результативный признак).

Н1 : различия между градациями фактора достоверно превосходят случайные различия внутри группы (то есть исследуемый фактор влияет на результативный признак).

Затем необходимо определить объем разрядов, возвести в квадрат все значения и определить общую сумму квадратов.

X1 X12 X2 X22 X3 X32 S(X1+X2+X3)
25 64 36 19
9 81 25 17
36 100 81 25
16 81 49 20
49 36 64 21
64 49   15
Sx1=33 Sx12=199 Sx2=49 Sx22=411 Sx3=35 Sx32=255 Sxобщ=117
n1=6 n2=6 n3=5 Nобщ=17

Теперь необходимо произвести вычисления по следующим формулам:

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru , где С – количество разрядов (от англ. column - колонка)

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

В указанные формулы подставляются соответствующие значения.

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru 59,76

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru 4

Таблицы для определения критических значений отличаются от других таблиц (столбцы не соответствуют уровням критической значимости) и составлены по другому принципу: столбцы расположены в соответствии со степенями свободы между группами, а строки – в соответствии со степенями свободы внутри групп. В связи с этим, для фиксации критических значений рекомендуется составить следующюю таблицу:

Fэмп df мг (числитель) df вг (знаменатель) Fкрит (p=0,05) Fкрит (p=0,01)
3,914 3,739 6,515

Fэмп>Fкр (р=0,05) Þ H1 ст.зн.

Однофакторный дисперсионный анализ - student2.ru Таким образом, мы можем сказать, что исследуемый фактор (стаж работы в школе) влияет на степень удовлетворенности профессией. Для ответа на вопрос о характере этого влияния необходимо определить средние арифметические значения для каждого разряда и построить график.

X1 X2 X3
 
Мх1=5,5 Мх2=8,17 Мх3=7

При анализе гистограммы можно увидеть, что на первом этапе удовлетворенность работой педагога низка, на отрезке 5 – 10 лет она имеет максимальные значения и в последующие 5 лет несколько снижается.

Наши рекомендации