Виды экономического анализа

Понятие экономического анализа.

Анализ – это один из методов познания, изучения предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ - это глубокое и систематизированное изучение процессов и явлений, происходящих в рамках хозяйствующего субъекта, с целью определения основных показателей деятельности, их динамики и влияния отдельных факторов на повышение эффективности деятельности. Также он является важнейшим элементом системы управления производством и помогает преобразовать экономические показатели, данные в соответствующую информацию (таблицы и выводы по ним).

Цель экономического анализа - получение максимального количества наиболее полных информационных параметров, которые дают объективное представление финансового состояния организации (от прибыли, убытков, изменений в структуре активов, пассивов и прочих расчетов)

Предмет экономического анализа - причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов и явлений.

Различают:

¾ макроэкономический анализ – это теоретический экономический анализ, изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей

¾ микроэкономический анализ - изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования – анализ хозяйственной деятельности.

Метод экономического анализа представляет собой диалектический подход, а также способы изучения, измерения, обобщения и влияния многочисленных факторов на применение результатов хозяйственной деятельности.

Метод экономического анализа реализуется через методики, которые варьируются в зависимости от целей, задач, объектов и способов исследования

Объект экономического анализа - экономические результаты деятельности (удовлетворение потребностей).

Субъект экономического анализа

¾ пользователи внутренние (администрация)

¾ внешние пользователи, имеющие финансовый интерес (акционеры, контрагенты)

¾ внешние пользователи, не имеющие финансового интереса (федеральная служба, гос. статистика, аудиторы)

Задачи экономического анализа

Задачи экономического анализа: связаны со сложной ситуацией в нашей стране и определяют роль экономического анализа в преодолении сложившихся экономических проблем.

1. выбор оптимального варианта (вариантов) деловых решений;

2. разработка эффективных рекомендаций по устранению сложившихся экономических проблем;

3. разработка методики диагностики банкротства предприятия

4. использование многомерных оценок эффективности финансово-хозяйственной деятельности (ФХД)

5. совершенствование методик анализа:

макроэкономический анализ перспективного

¾ маржинального

¾ комплексного

6. выявление резервов повышения эффективности производства в целом.

Основные принципы экономического анализа

Всестороннее изучение экономических явлений и процессов деятельности организации строится на следующих основных принципах:

- конкретность – анализ основывается на реальных данных, его результаты получают конкретное количественное выражение.

- комплексность исследования требует охвата всех сторон деятельности организации с целью объективности его оценок

- системность – каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамичная система, которая состоит из ряда взаимосвязанных между собой элементов, а не изолировано

- регулярность – анализ проводят регулярно, а не от случая к случаю

- объективность - критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка объективных выводов, не допускать фальсификации отдельных данных и вуалированных данных учета

- действенность – анализ должен быть действенным, активно воздействовать на производство, повышать результаты хозяйственной деятельности.

- оперативность - заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонений от нормативных, стандартных показателей, от показателей за прошлые периоды

- экономичность - анализ должен быть эффективным а затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

- сопоставимость – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом

- научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Виды экономического анализа

I Классификация по отраслевому признаку:

1. Отраслевой - учитывает специфику конкретной отрасли

2. Многоотраслевой - использует универсальные методики и показатели

II Классификация по признаку времени

1. Предварительный (прогнозный, перспективный) - проводится до совершения хоз. операций и необходим для обоснования управленческих решений и прогнозирования будущего

2. Последующий (ретроспективный ) – проводится после совершения хоз. операций и необходим для контроля выполнения управленческих решений

При этом, перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны и дополняют друг друга

¾ Без ретроспективного анализа невозможно провести перспективный

¾ с другой стороны, от глубины и качества обоснования управленческих решений во многом зависит их выполнение и последующий анализ.

Ретроспективный анализ подразделяется на:

1. оперативный (ситуационный) – проводится сразу, после совершения операции или изменения ситуаций за короткие промежутки. Позволяет оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хоз. процесс

2. итоговый (заключительный) – проводится за отчетный период времени, деятельность изучается всесторонне, комплексно и дается полная оценка результатов хозяйствования.

Итоговый и оперативный анализы тесно связаны и дополняют друг друга и дают возможность руководству предприятия не только ликвидировать недостатки, но и комплексно обобщать достижения.

III По пространственному признаку

1. внутрихозяйственный – изучается деятельность только одного предприятия

2. межхозяйственный - изучается деятельность двух и более предприятий

IV По объектам управления

1. технико-экономический анализ – изучает взаимодействие технических и экономических подсистем и их влияние на результаты хозяйствования

2. финансово-экономический анализ – изучается экономическая подсистема

3. управленческий анализ – изучается всесторонняя деятельность предприятия

4. социально-экономический анализ - изучается взаимодействие социальной и экономической подсистем и их влияние на результаты хозяйствования

5. экономико-статистический анализ - изучение массовых общественных явлений, происходящих на различных уровнях управления

6. экономико-экологический анализ – изучается взаимодействие предприятия с окружающей природной средой

7. маркетинговый анализ – изучается внешняя среда функционирования предприятия

V По методике изучения объектов

1. сравнительный (сравнение отдельных показателей с данными прошлых лет)

2. факторный ( оценка влияния факторов)

3. диагностический (выявление нарушений нормального хода процесса)

4. маржинальный (метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании взаимосвязей)

5. экономико-математический (мат. статистика)

6. детерминированный (исследование функциональной взаимосвязи межу показателями)

7. Стохастический изучает вероятность случайных зависимостей (выработка и стаж работы)

8. функционально – стоимостной (исследование функции объекта и их стоимости)

VI По субъектам

1. внутренний

2. внешний

VII По охвату изученных явлений

1. сплошной (выводы делаются после изучения всех объектов)

2. выборочный (после изучения части совокупности объектов)

VIII По содержанию программы исследования

1. комплексный

2. тематический (изучает отдельные стороны, представляющие наибольший интерес)

Наши рекомендации