Термиhологический миhимум 18 страница

Определить, повторить, забежать, забегать, стонать, гудеть, победить, убедить, ходатайствовать, зиждиться, ржаветь, окисляться, колоситься, ветвиться, съедаться, знобить, вечереть, дождить, опасть, расцвести, раздаваться, угнездиться, расходиться (по домам), сбегаться, клубиться, сбываться.

Упражнение 118. Определите, в каком значении – прямом или переносном – употреблены личные формы глагола.

Пойдем домой, отец. Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Им бал, а батюшка таскайся на поклон. (А. Грибоедов) Оппонент сказал: «Мы считаем, что основные положения работы хорошо аргументированы». «Ну, как мы себя чувствуем?» – изображая врача, обратился мальчик к собаке. №Помолчи, ведь просят же тебя!» – закричала девочка.

Упражнение 119. Найдите в тексте безличные глаголы.

Ей снится сон. Мне все чудится: будто скамейка стоит. В письмах все не скажется и не все услышится, в письмах все нам кажется, что не так напишется (К. Симонов). Еще асфальт не растопило и не позолотило крыш, а он уже встал. Читается плохо, думается так же плохо.

Упражнение 120. Определите тип спряжения у глаголов в упр. 105, 115 и 119.

· Причастие

Упражнение 121. Определите тип причастия (действительное настоящего времени, действительное прошедшего времени, страдательное настоящего времени, страдательное прошедшего времени) и способ его образования.

Читаемый, читающий, читанный, читавший, читавшийся, читающийся.

Упражнение 122. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы остальные причастия.

Обучать: обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся; убедить: убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся; рассчитывать: рассчитывающий, рассчитавший, рассчитываемый.

Упражнение 123. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте все возможные причастия от других глаголов.

Решивший: решать, решаться, решить, решиться; отведенный: отводить, отвезти, отвести, отвозить; сложившийся: сложить, сложиться, складывать, складываться; учитывающий: учесть, учесться, учитывать, учитываться; изучаемый: изучить, изучать, изучаться, изучиться.

Упражнение 124. Выберите нужный суффикс для образования причастия и образуйте причастие. Определите, какими особенностями глагола определяется выбор суффикса.

1) -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-: таять, верить, держать, ценить, полоть, гнать, смотреть, бежать, бороздить, ползти, класть, пахать, вертеть, брить, звать, дарить, идти, дышать, граничить, опаздывать, зависеть, вертеть;

2) -ш-/-вш-: расстилать, хранить, сеять, молоть, смотреть, ограничивать, зависеть, таять, нести;

3) -ем-/-ом-/-им-:нести, изображать, окружать, нарушать, двигать, руководить, любить, везти, зависеть;

4) -нн-/-енн-/-т-:отпустить, разбить, перевязать, побрить, пристрелять, пристрелить, обвесить, демократизировать, высмеять.

Упражнение 125. Определите, какие причастия и почему могут быть образованы от каждого глагола. Образуйте и запишите все возможные причастия, указывая их тип.

Рисовать, нарисовать, рисоваться, нарисоваться; гибнуть, блекнуть, крикнуть; спать, светать, гореть, черкать, поступать.

Упражнение 126. Определите, какие слова являются причастиями, какие – отглагольными прилагательными.

Неизлечиваемый – неизлечимый, непобедимый – непобеждаемый, непостигаемый – непостижимый, несгораемый – негорючий, нескончаемый – бесконечный, неоцениваемый – неоцененный, сидячий – сидящий, висячий – висящий, линялый – линявший, шаловливый – шалящий, лежалый – лежачий – лежавший, жаропонижающий, болеутоляющий, неутолимый, скоропортящийся, долгоиграющий – игравший.

Упражнение 127. Определите, в каких словосочетаниях причастия перешли в прилагательные или существительные.

1. Гнетущая обстановка, плачущий ребенок, плачущий голос, журчащий ручей, смеющийся ручей, непререкаемый авторитет, шагающий экскаватор, запоминающее устройство, режущая боль, звенящая тишина, выученное стихотворение, раздражающий голос, отчужденный вид, проверенный результат.

2. Замкнутая цепь, замкнутый характер, расслабленная поза, расслабленный ремень, битый час, молотое зерно, надорванный голос, надстроенный дом, крашеная ткань, крашенное луком яйцо.

3. Верующий в бога человек, верующие люди, толпа ожидающих, ожидающие поезд пассажиры, настоящее без будущего, умирающий человек, умирающий закрыл глаза.

Упражнение 128. Выделите в тексте причастия и произведите их морфологический разбор.

Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома… За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и ; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанной дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, – все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке. (Н. Гоголь)

· Деепричастие

Упражнение 129. Определите вид глагола. Образуйте от каждого из глаголов деепричастие и укажите способ его образования.

Пустить, пускать, распорядиться, распоряжаться, раскаяться, присутствовать, понять, понимать, признать, признавать, встать, вставать, клеить, склеить, намокнуть, продрогнуть, дрогнуть, разрéзать, разрезáть, использовать, телеграфировать.

Упражнение 130. Определите, к какой группе относятся глаголы, не образующие деепричастий несовершенного вида: 1) глаголы совершенного вида; 2) глаголы с неопределенной формой, заканчивающиеся на -чь; 3) односложные в настоящем времени глаголы; 4) глаголы, в которых происходит чередование свистящих с шипящими.

Набежал ветер, пишет письмо, бережем книги, выскочил из дому, купил пальто, шила платье, жали рожь, стерегу дом, налей воды, мажет хлеб маслом, подойди, пожалуйста, вили гнездо, выстроят дом, спали крепко.

Упражнение 131. Выделите глаголы, которые не образуют деепричастий совершенного вида. Определите, к какой группе они относятся: 1) глаголы несовершенного вида; 2) глаголы с неопределенной формой, заканчивающиеся на -чь.

Переговариваться, переговорить, посмотреть, прилечь, мокнуть, сберегать, сберечь, испечь, запекать, петь, пропеть, читать, вычитать, решаться, изнемочь, успевать, успеть.

Упражнение 132. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Найдите среди них деепричастия и определите их вид.

Радостно побежать – побежать, радуясь; идти задумчиво – идти, задумав недоброе; идти, не смотря под ноги – сделать несмотря на препятствия – пойти в поход, несмотря на то, что погода испортилась; уйти, горячо благодаря – справиться с делом благодаря способностям и настойчивости; читать, лежа на диване – читать лежа.

Упражнение 133. Объясните, почему употребление деепричастий в предложениях, приведенных ниже, ошибочно: 1) деепричастие и глагол обозначают действия, совершаемые разными лицами или предметами; 2) обозначают действие одного лица или предмета, которое не является в предложении подлежащим; 3) сказуемое обозначает состояние человека или окружающей среды; 4) видовременные отношения действий глагола и деепричастия противоречат логической последовательности этих действий.

Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию. Словно подтверждая наше нежелание выйти из дому, на улице темно и сыро. Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки. Придя к врачу, старушке определенно нездоровилось. Прибыв в порт, пароходу передали приказ причалить немедленно. Вспоминая свое детство, порой становится грустно. Золотя солнечными лучами верхушки деревьев, начало светать.

Упражнение 134. Выделите деепричастия и произведите их морфологический разбор.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался заходить, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – "надо все по закону", – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. (Л.Толстой)

3.2.6 Наречие

Упражнение 135. Выделите наречия и определите их разряд.

1. Помнится, я видел однажды вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжело шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому багровому солнцу. (И. Тургенев) 2. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землей, около курганчиков и ветряной мельницы… поползла по земле ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А.Чехов)

Упражнение 136. Найдите наречия и определите, к какой части речи они примыкают.

Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно. (А. Пушкин) После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными. (А. Чехов) У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов) Езда шагом наскучила ей. (М. Горький) Ужасных дум безмолвно полон, он скитался. (А. Пушкин)

Упражнение 137. Определите, каким членом предложения являются наречия.

Он любил вкусно есть. Все ему нипочем. Мы решили строить дом заново. Нам надоела жизнь врозь. Опять – это наречие. Брови у нее вразлет. Мальчик писал орфографически грамотно. Хочется кофе по-турецки. Следует мыслить логически корректно. Вот оно, одно из тех Еще, из которых выросли наши сегодняшние Уже. (А. Левина)

Упражнение 138. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Найдите среди них наречия.

1. В избах – темно от угара, туманно и тихо в степи. Утро тихо, радостно, молодо. (И.Бунин) Но привычные стоят лошаденки тихо. (Н. Некрасов) 2. Светло, легко и своенравно она блестит среди болот… (И. Бунин) Мне грустно и легко; печаль моя светла… (А. Пушкин) Легко и бледно небо голубое, поля в весенней дымке… (И. Бунин) 3. Я знаю это лучше тебя. Ты лучше всех. 4. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Саша сильнее Антона. Его сон крепче моего. 5. Он взглянул на меня еще холоднее. Дни стали холоднее. На улице становится все холоднее.

3.2.7 Служебные части речи

· Междометие

Упражнение 139. Выделите все служебные слова (предлоги, союзы, частицы) и междометия из текста.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покоя ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже, какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!...

Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (По А. Пушкину)

· Предлоги

Упражнение 140. Выделите предлоги, образованные в результате перехода в эту часть речи других слов. Определите смысловой разряд всех предлогов: производных и непроизводных.

1. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков. (А. Пушкин) 2. Эта борьба с устарелым слогом, уже не существующая для нас благодаря решительной победе Пушкина, должна была стоить ему многих трудов, потому что, несмотря на все исправления, оставила в его стихах некоторые следы. (Н. Чернышевский) 3. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью комментариев и толкований. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Литература – это искусство пластического изображения посредством слова. (М. Горький). 5. Прокурор поступил согласно закону. Простота и ясность стиля достигаются не путем снижения литературного качества, а в результате подлинного мастерства. (М. Горький) 6. Мы проезжали мимо Казбека. Артисты говорили насчет следующего представления.

Упражнение 141. Определите частеречную принадлежность омонимов и перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. (В)место веселия и смеха я ощутил лишь дрожь и замирание сердца. Я с трудом добрался (в)место, обозначенное на карте.

2. Он был кем-то (в)роде начальника штаба. Прилагательное согласуется с существительным (в)роде и падеже.

3. Они шли след (в)след. Он ступил (в)след, оставленный братом. Он смотрел (в)след уходящим друзьям.

4. Все сидевшие закивали головами (на)подобие китайских болванчиков. Никто не обращал внимания (на)подобие фигур.

5. У меня были сомнения (на)счет этих саженцев. Перевести деньги (на) счет брата.

6. Сегодня выпали осадки (в)виде дождя и мокрого снега. Пароход остановился (в)виду города. Мы не пригласили этого человека (в)виду его скандального характера. (В)виду сильного шторма корабли ушли в бухту.

7. (В) следстви(е/и) внесены коррективы. (В) следстви(е/и) плохой погоды экскурсия в горы была отменена.

8. (В)последстви(е/и) я убедился, что не всегда можно постичь происходящее. (В) последстви(е/и) этом никто не виноват: никто не хотел смерти девушки.

9. Рассказ выходил вялым и бледным (не)смотря на трагическое содержание. Она шла (не)смотря под ноги. (Hе)смотря на то, что ветер носился над морем, тучи были неподвижны. Катер (не)смотря на запрет не сбавил хода. Надо критиковать (не)взирая на лица. (Hе)смотря на трудности студенты выполнили работу. Вдоль поезда (не)смотря на проливной дождь мечутся шпики и жандармы. Мы продолжали идти (не)смотpя на метель.

Упражнение 142. Раскройте скобки и правильно напишите наречия (или вводные слова) и омонимичные им существительные (местоимения) с предлогами.

1. Я сел у костра, бpат пpилег (с)боку. Солдат шел (с)боку повозки. (В)начале казалось, что перед нами стоит громадный лес. (В)начале мая у нас расцветает сирень. Мы встретились (на)кануне. (В)дали над степью поднималась серая туча. Лейтенант построил солдат и повел их (в)глубь леса. (В)лево, бесконечно далеко (в)глубь, расстилались засеянные поля. (Hа)встречу с родителями в этом году я не рассчитывал. Ради детей медведица готова иди (на)встречу любой опасности. А берега все идут (на)встречу, лаская глаза и душу красотой. Все матросы и офицеры корабля были (на)лицо. Инженер распорядился (на)счет ремонта машин. (В)дали голубой столбом уж крутился песок золотой. (М. Лермонтов)

2. (За)чем же так неблагосклонно хлопочем, судим обо всем? (За)чем пойдешь, то и найдешь. К чему молодость, к чему я живу, (за)чем у меня душа, (за)чем все это? Этот человек мне подозрителен: уж не (за)тем ли он пришел сюда, (за)чем и я? Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена (за)тем, что модных колец не достали.

3. (По)этому вопросу мы уже приняли решение, (по)этому вновь возвращаться к нему не стоит. Он (от)того молчит, что не знает уроки. (От)того стула отломились ножки.

4. И верится, и плачется, (и)так легко, легко. (И)так все осталось по-прежнему. (И)так, изо дня в день. (И)так, мы можем перейти к новой теме. Он так огорчился (и)так просил уважить его, что я взял подарок.

· Союзы

Упражнение 143. Выделите союзы и определите их разряд по значению и структуре.

Либо пан, либо пропал. (Пословица) Лингвистика, или языкознание, изучает строение языков. Не только он, но и я были огорчены отъездом гостей. Отец ушел, так как очень спешил. На улице и снег, и ветер. Он не знал английского, но прекрасно разбирался в радиоэлектронике. Как он, так и я были рады прогулке. Я обрадовался, да и мама тоже. Увидев, как мы торопимся, водитель автобуса подождал нас. Погода сегодня хуже, чем вчера. Мама потребовала, чтобы мы вернулись. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли. Невозможно музыку передать словами, как бы ни был богат язык. Нам показалось, будто мелькнул огонек.

Упражнение 144. Определите часть речи омонимичных слов. Перепишите, раскрывая скобки и обосновывая написание.

1. Через несколько дней П.И. Чайковский писал: «Планы мои растут и, право, двух жизней мало, что(бы) все исполнить, что(бы) хотелось. «Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, что(бы) поправить дела, все было бесполезно. Мы обсуждали, что(бы) предпринять, что(бы) лучше отдохнуть. Я думал, что/бы/ мне сказать отцу, что(бы) он не сердился. Кот думал: "Что(бы) съесть? Ведь что(бы) рыбу съесть, надо в воду лезть"».

2. Теплая небесная вода для pастений – то(же), что для нас любовь. Стpанный старичок говорил протяжно, звук его голоса так(же) изумил меня. Было то(же) стpашное безмолвие, и так(же) неподвижно светил месяц. Казаков вдруг остановился, товарищи то(же) застыли возле лошадей. Так(же) мощно, как вверх, эвкалипты растут в толщину. После длительного перехода люди устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе. Я поблагодаpил друга за то(что) он вовремя столкнул меня с плота. Этим он спас мне жизнь, pискуя ею так(же), как я.

3. При (том)же доме находился сад. И при(том) он глуховат. Идти оставалось далеко, и при(том) песчаной дорожкой. При(том) заводе имелся филиал политехнического института. Гуси громко кричали, при(том) ни с того ни с сего.

4. Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита и был великий эконом. (А. Пушкин) Солнце спряталось за(то) облако. Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. Берись за(то), к чему ты сроден. Они немножечко дерут, за(то) уж в pот хмельного не беpут. Это был добрый, глупый пес, но Никитин терпеть его не мог за(то), что он имел привычку класть свою морду на колени обедающих.

· Частицы

Упражнение 145. Выделите частицы в следующих предложениях и определите их разряд.

Он мне только друг. Он всего лишь студент. Он уже почти специалист. Вот и дождались Нового года. Ведь уже дождь собирается. Соседи вон машину купили. Соседи и машину купили. Вот и птицы улетают. Ведь птицы уже улетают. Лишь ласточки остались. Разве дрозды улетают? Неужели дрозды улетают? Улетают ли дрозды? Птицы не улетают. Птицы же улетают! Вроде бы птицы улетают. Птицы было улетели, но вернулись. Бывало, птицы улетали. Самое удобное время для отлета. Улетали бы птицы скорей! Именно журавли улетели. Даже журавли улетели. Весна уже, а птиц все нет. Это более приемлемый вариант выхода из сложной ситуации.

· Междометия

Упражнение 146. Выделите в следующих предложениях междометия.

1. Ах, красота – это страшная сила! (Надсон) 2. О, если б в небо хоть раз подняться!.. 3. О, счастье битвы!.. (М. Горький) 4. У!.. Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. (М. Горький) 5. Ай, да не шуми, дубрава зеленая… (Русская песня) 6. Боже мой, как это могло произойти?!.. 7. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин) 8. Царь завыл: «Ох, дети, дети! Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» (А. Пушкин) 9. Домой? Черта с два! Почем мне знать дорогу? (А. Пушкин)

Упражнение 147. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите 3 разных предлога, 3 союза, частицы и произведите их морфологический разбор.

(В)следстви(е/и) подчиненного положения Якова в пансионе товарищи обращались с ним небрежно. У многих русских рек, (на)подоби(е/и) Волги, один берег горный, другой луговой. У американцев нет никакого артистического самолюбия, и они борются, имея (в)виду только один денежный приз. (В)виду недостатка продовольствия сокращение пути теперь было особенно важным. (В)течени(е/и) болезни наступило резкое ухудшение. (В)течени(е/и) семестра студенты недостаточно занимались этим предметом. (В)заключени(е/и) он поблагодарил всех за доставленное удовольствие принимать своих друзей за праздничным столом. (В)заключени(е/и) врачей указан метод дальнейшего лечения. (И)так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
(А. Пушкин) (И)так он был по службе очевидный неудачник. Селифан потянул поводья назад, чужой кучер сделал (то)же. Много тpуда ему пpедстоит, но (за)то зимой он отдохнет. Историки культура, а (так)же искусства мало и неясно говорят о широте и силе культурного влияния сказок. Мне стало грустно и досадно не (по)тому, что гунны вымерли, а (от)того, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне. (По)этому признаку и (по)тому, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. Из пяти человек трое были (за)то, что(бы) объявить Косте выговор. (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (За)чем со мной ты слушала, грустя, далеких песен радость молодую? (И. Бунин)

Часть 4. СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

4.1 СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Последовательность синтаксического анализа словосочетания:

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Определить вид словосочетания: подчинительное или сочинительное.

3. В подчинительном словосочетании найти главное и зависимое слова; определить, какими частями речи они являются; назвать грамматический тип словосочетания (глагольное, именное, наречное). В сочинительном словосочетании указать средство связи (союз) и смысловые отношения между словами (соединительные, разделительные, противительные, сопоставительные, пояснительные, присоединительные).

4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, какими средствами выражена связь (окончанием, окончанием и предлогом, только по смыслу).

5. Определить значение словосочетания по смысловым отношениям между главным и зависимым словами (субъектное, определительное, объектное, обстоятельственное значение).

Рассмотрим каждый этап отдельно, обращая внимание на типичные ошибки и трудности.

· Выделение словосочетаний из предложения.На первом этапе анализа при выделении словосочетания из предложения необходимо учитывать, что словосочетание является объединением двух или более знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (то есть сочинительной и подчинительной связью). Если в словосочетании зависимое слово подчинено главному (от главного слова можно задать вопрос к зависимому: домкакой? – большой; подойти к чему? – к дому; говорить как? – быстро), то перед нами подчинительное словосочетание, например, деревянный дом, строить дом. Если компоненты словосочетания равноправны (нельзя задать вопрос от одного к другому) и соединены сочинительными союзами, то словосочетание – сочинительное, например, книги и газеты. Сочинительные словосочетания занимают в предложении позиции одного члена предложения и образуют ряды однородных членов.

При выделении словосочетаний надо помнить, что не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1) подлежащее и сказуемое: Мы изучаем русский язык;

2) слово с предлогами: у реки, в течение десятилетия;

3) аналитические формы слов, например, форма будущего времени буду читать или степени сравнения самый интересный;

4) фразеологические обороты: перемывать косточки, за тридевять земель и т.п.

Например, в предложении Из уцелевших бревен на скорую руку они сколотили избенку можно выделить словосочетания: из уцелевших бревен, сколотили избенку, сколотили на скорую руку, сколотили из бревен.

Среди словосочетаний выделяются также синтаксически неделимые (цельные) сочетания, которые выполняют роль одного члена предложения, поскольку главное слово в них не имеет достаточной смысловой полноты: стакан чая, несколько дней, девушка с голубыми глазами, человек высокого роста, казаться добрым и т.п. Наиболее употребительными являются следующие типы неделимых (цельных) словосочетаний:

1) словосочетания со значением количества (главное слово – числительное, а также существительное, образованное от числительного, или близкое числительному по значению): пять книг, сотни километров, часть приборов;

2) словосочетания со значением совместности, построенные по модели: главное слово (чаще существительное и местоимение) + предлог с + зависимое слово (чаще существительное и местоимение) в творительном падеже: мы с тобой, Петя с Ваней (следует помнить, что данные словосочетания являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа: Мама с дочкой готовили обед);

3) словосочетания со значением избирательности, построенные по модели: главное слово + предлог из + зависимое слово в родительном падеже: один из многих, каждый из вас, кто-нибудь из друзей;

4) словосочетания со вспомогательными глаголами или глаголами-связками: казаться, делаться, становиться, начинать, хотеть и под.: казаться красивым, становиться лучше, начал работать, хочет учиться;

5) словосочетания со значением характеристики лица (обычно они включают формы существительных с глазами, с лицом, роста): (девушка) с голубыми глазами, (человек) с переломанной рукой, (мужчина) высокого роста.

Знание этих словосочетаний необходимо для синтаксического разбора предложения. Например, в небольшом отрывке из романа М. Булгакова (Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе) можно выделить несколько синтаксически цельных словосочетаний: два гражданина, первый из них, маленького роста, (очки) сверхъестественных размеров.

· Определение структуры словосочетания.Смысловая связь между компонентами словосочетания устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. Например, интересная книга (книга какая? – интересная) – предмет и его признак; написать сочинение (написать что? – сочинение) – действие и объект, на который оно направлено; по-весеннему свежий (свежий как? – по-весеннему) признак и характер его проявления. Определение смысловой структуры словосочетания заключается в указании грамматических значений его главного и зависимого слов.

Грамматическая связь компонентов словосочетания выражается при помощи окончания. Например, последние известия, удивляться таланту художника. В приведенных примерах все изменяемые слова зависят от главного, грамматически эта связь оформляется с помощью окончания. Другим средством связи слов являются предлоги, которые уточняют значение падежных словоформ, например, работать в саду, говоритьо саде, подплыватьк берегу, сидеть у берега.

Наши рекомендации