Тема 10. Статистическое изучение взаимосвязей

Статистическое изучение взаимосвязей дает возможность получить количественную оценку зависимости между признаками, что позволяет использовать полученные данные при анализе и прогнозировании массовых экономических явлений. Необходимо научиться применять различные методы анализа связи: метод параллельных рядов, аналитических группировок, графический, балансовый, индексный, корреляционно-регрессионный.

Следует обратить внимание на методику анализа корреляции качественных признаков и особенности корреляционного анализа в рядах динамики.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность статистических методов: сопоставления параллельных рядов, группировок балансового метода.

2. Какие экономические задачи решают с помощью корреляционно-регрессионного анализа?

3. Как составить и решить уравнение связи (регрессии)?

4. Интерпретация и значение коэффициентов регрессии, корреляции, детерминации.

5. Особенности расчета коэффициента корреляции в рядах динамики.

Теоретические вопросы по вариантам

Вариант 1

1.Определение и формы статистического наблюдения.

2.Виды статистических таблиц.

Вариант 2

1.Определение и виды статистического наблюдения.

2.Основные показатели вариации.

Вариант 3

1.Определение и способы статистического наблюдения.

2.Роль и значение показателей вариации.

Вариант 4

1.Виды ошибок статистического наблюдения.

2.Агрегатные индексы.

Вариант 5

1.Виды и сроки отчетности проведения статистического наблюдения.

2.Иидексы постоянного состава.

Вариант 6

1.Виды и формы индексов.

2.Правила построения таблиц.

Вариант 7

1.Предмет статистики.

2. Задачи корреляционного метода анализа.

Вариант 8

1.Определение статистического показателя.

2.Правила построения рядов динамики.

Вариант 9

1.Определение величины интервала.

2.Виды и формы индексов.

Вариант 10

1.Определение средних величин и их виды.

2.Виды рядов динамики.

Вариант 11

1.Виды не сплошного наблюдения.

2. Средняя гармоническая и ее значение.

Вариант 12

1.Стадии статистического наблюдения.

2.Средняя геометрическая и ее значение.

Вариант 13

1 .Виды абсолютных величин и их значение.

2.Средняя квадратическая и ее значение.

Вариант 14

1.Виды относительных величин и их значение.

2.Значение средних величин.

Вариант 15

1.Значение группировок.

2.Виды статистических таблиц.

Вариант 16

1.Общее и отличие группировок и таблиц.

2.Индивидуальные индексы.

Вариант 17

1.Виды не сплошного наблюдения.

2.Общие индексы.

Вариант 18

1.Определение рядов динамики.

2.Коэффициент детерминации.

Вариант 19

1 .Виды рядов динамики.

2.Коэффициент регрессии.

Вариант 20

1.Общее и отличие в относительных величинах планового задания и выполнения плана.

2.Графическое изображение статистических данных.

Вариант 21

1.Общее и отличие в относительных величинах динамики и сравнения.

2.Виды статистических данных.

Вариант 22

1. Коэффициент корреляции.

2.Виды отбора в выборочную совокупность.

Вариант 23

1.Общее и отличие рядов: динамики, ранжированного и вариационного.

2.Средняя ошибка выборочного наблюдения.

Вариант 24

1.Предельная ошибка выборочного наблюдения.

2.Общее и отличие индексов постоянного и переменного состава.

Вариант 25

1.Средний арифметический индекс.

2.Методология статистики.

Вариант 26

1.Что характеризует индекс влияния структурных сдвигов.

2.Общее и отличие средней арифметической простой и взвешенной.

Вариант 27

1.Что характеризует разность числителя и знаменателя агрегатных индексов физического объема продукции и цен.

2.Коэффициент корреляции.

Вариант 28

1.Различия величин индекса цен переменного и фиксированного состава.

2.Виды графиков и способы их построения.

Вариант 29

1.Индексы количественных показателей.

2.Общее и отличие методов группировки и средних величин.

Вариант 30

1.Индексы качественных показателей.

2.Особенности расчета коэффициента корреляции в рядах динамики.

Исходные данные для решения задачи 1 по теме «Группировка и корреляция»

Задача 1. Сгруппируйте предприятия по объему произведенной продукции (ц.). Выявите влияние этого фактора на себестоимость 1ц продукции (р/ц).

Задача 2. Сгруппируйте предприятия по себестоимости продукции (р/ц). Выявите зависимость себестоимости 1ц продукции от ее объема (ц).

Задача 3. Сгруппируйте предприятия по производи-тельности труда (ц на1 человека). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции(р).

Задача 4. Сгруппируйте предприятия по выручке от реализации продукции (р). Определите зависимость этого признака от производительность труда (ц на 1человека).

Задача 5. Сгруппируйте предприятия по производи-тельности труда (ц на 1человека). Определите влияние этого фактора на окупаемость (%).

Задача 6. Сгруппируйте предприятия по окупаемости (%). Определите зависимость этого признака от производительности труда (ц на 1человека)

Задача 7. Сгруппируйте предприятия по затратам труда на 1ц продукции (ч-ч./ц). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции (р).

Задача 8. Сгруппируйте предприятия по окупаемости продукции (%). Определите зависимость этого признака от затрат средств на 1ц продукции (р/ц).

Задача 9. Сгруппируйте предприятия по окупаемости продукции (%). Определите зависимость этого признака от затрат труда на 1ц продукции (ч-ч./ц).

Задача 10. Сгруппируйте предприятия по затратам труда на 1ц продукции (ч-ч./ц). Определите влияние этого фактора на окупаемость продукции (%).

Задача 11. Сгруппируйте предприятия по затратам средств на 1 ц продукции (р/ц). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции (р).

Задача 12. Сгруппируйте предприятия по затратам средств на 1 ц продукции (р/ц). Определите влияние этого фактора на окупаемость (%).

Задача 13. Сгруппируйте предприятия по фондовооруженности (р. на 1человека). Выявите влияние этого фактора на полную себестоимость (р).

Задача 14. Сгруппируйте предприятия по цене реализации 1ц продукции (р/ц). Определите влияние этого фактора на окупаемость продукции (%).

Задача 15. Сгруппируйте предприятия по фондовооруженности (р. на 1человека). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции (р).

Задача 16. Сгруппируйте предприятия по себестоимости 1ц произведенной продукции (р/ц). Определите зависимость этого признака от фондовооруженности (р. на 1человека).

Задача 17. Сгруппируйте предприятия по себестоимости 1ц произведенной продукции (р/ц). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции (р).

Задача 18. Сгруппируйте предприятия по затратам средств на 1 ц продукции (р/ц). Определите влияние этого фактора на фондоотдачу (ц/р).

Задача 19. Сгруппируйте предприятия по фондовооруженности (р/чел). Определите влияние этого фактора на окупаемость продукции (%).

Задача 20. Сгруппируйте предприятия по трудоемкости (ч-ч/ц). Определите влияние этого фактора на окупаемость продукции (%).

Задача 21. Сгруппируйте предприятия по фондоотдаче (ц/р). Определите влияние этого фактора на выручку от реализации продукции (р).

Задача 22. Сгруппируйте предприятия по стоимости основных производственных фондов (р). Определите влияние этого фактора на фондоотдачу (ц/р).

Задача 23. Сгруппируйте предприятия по выручке от реализации продукции (р). Определить зависимость этого признака от затрат труда на 1ц продукции (ч-ч/ц).

Задача 24. Сгруппируйте предприятия по выручке от реализации продукции (р). Определите зависимость этого признака от затрат средств на 1ц продукции (р/ц).

Задача 25. Сгруппируйте предприятия по окупаемости продукции (%). Определите зависимость этого признака от цены реализации 1ц продукции (р).

Задача 26. Сгруппируйте предприятия по выручке от реализации продукции (р). Определите зависимость этого признака от себестоимости 1ц продукции (р).

Задача 27. Сгруппируйте предприятия по окупаемости продукции (%). Определите зависимость этого признака от трудоемкости (ч-ч/ц)

Задача 28. Сгруппируйте предприятия по выручке от реализации продукции (р). Определите влияние этого фактора на окупаемость продукции (%).

Задача 29. Сгруппируйте предприятия по фондоотдаче (ц/р). Определите зависимость этого признака от стоимости основных производственных фондов (р).

Задача 30. Сгруппируйте предприятия по окупаемости продукции (%). Определите зависимость этого признака от выручки за реализованную продукции (р)

Методические советы по выполнению задачи 1

Задачи 1-26 выполняются по данным табл. 1, используя следующие методы:

1. Метод статистических группировок, который отражает различие уровней анализируемых признаков в группах и устанавливает взаимосвязь между результативными и факторными признаками.

2. Метод корреляционно-регрессионного анализа устанавливает наличие, форму и вид взаимосвязи результативных и факторных признаков, определяя их уровень (тесноту) связи и оценивая использование факторов единицами наблюдения (предприятий).

Таблица 1

Исходные данные предприятий для решения задач по группировке и

корреляционно-регрессионного анализа

Наши рекомендации