Постановка задач для уравнений параболического типа

Классическим примером уравнения параболического типа является уравнение теплопроводности (диффузии). В одномерном по пространству случае однородное (без источников энергии) уравнение теплопроводности имеет вид

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . (2.1)

Если на границах х=0 и х=l заданы значения искомой функции u(x,t) в виде

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.2)

т.е. граничные условия первого рода, и, кроме того, заданы начальные условия

u(x,0)=ψ(x), 0≤x≤l, t=0, (2.4)

то задачу (2.1)-(2.4) называют первой начально-краевой задачей для уравнения теплопроводности (2.1).

В терминах теории теплообмена u(x,t) – распределение температуры в пространственно-временной области Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru коэффициент температуропроводности, а (2.2), (2.3) с помощью функций ϕ0(t), ϕl(t) задают температуру на границах x=0 и x=l.

Если на границах х=0 и х=l заданы значения производных искомой функции по пространственной переменной

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.5) Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.6)

т.е. граничные условия второго рода, то задачу (25.1), (2.5), (2.6), (2.4) называют второй начально-краевой задачей для уравнения теплопроводности (2.1). В терминах теории теплообмена на границах в этом случае заданы тепловые потоки.

Если на границах заданы линейные комбинации искомой функции и ее производной по пространственной переменной

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.7)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.8)

т.е. граничные условия третьего рода, то задачу (2.1), (2.7), (2.8), (2.4) называют третьей начально-краевой задачей для уравнения теплопроводности (2.1). В терминах теории теплообмена граничные условия (2.7), (2.8) задают теплообмен между газообразной или жидкой средой и границами расчетной области с неизвестными температурами u(0,t), u(l,t).

Для пространственных задач теплопроводности в области Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru первая начально-краевая задача имеет вид

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Аналогично ставится вторая и третья начально-краевые задачи для пространственного уравнения задачи (2.9) – (2.11).

На практике часто ставятся начально-краевые задачи теплопроводности со смешанными краевыми условиями, когда на границах задаются граничные условия различных родов.

2.1.2. Понятие о методе конечных разностей. Применение метода конечных разностей к решению уравнений параболического типа

Основные определения, связанные с методом конечных разностей, рассмотрим на примере конечно-разностного решения первой начально-краевой задачи для уравнения теплопроводности (2.1)-(2.4). Нанесем на пространственно-временную область 0≤x≤l, 0≤t≤T конечно-разностную сетку ω

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.12)

с пространственным шагом h=l/N и шагом по времени τ=T/K (рис 2.1).

Введем два временных слоя: нижний tk=kτ , на котором распределение искомой функции u(xj,tk), известно (при k=0 распределение определяется начальным условием (2.4) u(xj,t0)=ψ(xj)) и верхний временной слой tk+1=(k+1)τ, на котором распределение искомой функции u(xjj,tk+1), j=0,1,…,N подлежит определению.

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 2.1. Конечно-разностная сетка

Сеточной функцией задачи (2.1)-(2.4) (обозначение ) назовем однозначное отображение целых аргументов j, k в значения функции Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

На введенной сетке (2.12) введем сеточные функции Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru первая из которых известна, вторая – подлежит определению. Для ее определения в задаче (2.1)-(2.4) заменим (аппроксимируем) дифференциальные операторы отношением конечных разностей (см. раздел «Численное дифференцирование»), получим

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.13)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.14)

Подставляя (2.13), (2.14) в задачу (2.1)-(2.4), получим явную конечно-разностную схему для этой задачи в форме

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.15)

где для каждого j-го уравнения все значения сеточной функции известны, за исключением одного Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru , которое может быть определено явно из соотношений (2.15). В соотношения (2.15) краевые условия (j=0, j=N) входят при значениях j=1 и j=N-1, а начальное условие – при k=0.

Если в (2.14) дифференциальный оператор по пространственной переменной аппроксимировать отношением конечных разностей на верхнем временном слое

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.16)

то после подстановки (2.13), (2.16) в задачу (2.1)-(2.4), получим неявную конечно-разностную схему для этой задачи

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.17)

Теперь сеточную функцию на верхнем временном слое можно получить из решения СЛАУ (2.17) с трехдиагональной матрицей. Эта СЛАУ в форме, пригодной для использования метода прогонки, имеет вид

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

где

Шаблоном конечно-разностной схемы называют ее геометрическую интерпретацию на конечно-разностной сетке. Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 2.2. Шаблоны явной и неявной конечно-разностных схем для уравнения теплопроводности

На рисунке 2.2 приведены шаблоны для явной (2.15) и неявной (2.17) конечно-разностных схем при аппроксимации задачи (2.1)-(2.4).

Явная конечно-разностная схема (2.15), записанная в форме

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.18)

обладает тем достоинством, что решение на верхнем временном слое получается сразу (без решения СЛАУ) по значениям сеточных функций на нижнем временном слое Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru , где решение известно (при k=0 значения сеточной функции формируются из начального условия (2.4.)). Но эта же схема обладает существенным недостатком, поскольку она является условно устойчивой с условием Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru , накладываем на сеточные характеристики τ и h.

С другой стороны, неявная конечно-разностная схема (2.17), записанная форме

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.19)

приводит к необходимости решать СЛАУ, но зато эта схема абсолютно устойчива.

Проанализируем схемы (2.18), (2.19). Пусть точное решение, которое не известно, возрастает по времени, т.е. Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . Тогда, в соответствии с явной схемой (2.18) разностное решение будет заниженным по сравнению с точным, т.к. Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru определяется по меньшим значениям сеточной функции на предыдущем временном слое, поскольку решение является возрастающим по времени.

Для неявной схемы (2.19) на возрастающем решении, наоборот, решение завышено по сравнению с точным, поскольку оно определяется по значениям сеточной функции на верхнем временном слое.

На убывающем решении картина изменяется противоположным образом: явная конечно-разностная схема завышает решения, а неявная - занижает (см. рис. 2.3)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 2.3. Двусторонний метод аппроксимации

На основе этого анализа возникла идея о построении более точной неявно-явной конечно-разностной схемы с весами при пространственных конечно-разностных операторах, причем при измельчении шагов τ и h точное (неизвестное) решение может быть взято в ″вилку″ сколь угодно узкую, т.к. если явная и неявная схемы аппроксимируют дифференциальную задачу и эти схемы устойчивы, то при стремлении сеточных характеристик и h к нулю, решения по явной и неявной схемам стремятся к точному решению с разных сторон.

Рассмотрим неявно-явную схему с весами для простейшего уравнения теплопроводности

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.20)

где θ - вес неявной части конечно-разностной схемы, 1−θ - вес для явной части, причем 0≤θ≤1. При θ=1 имеем полностью неявную схему, при θ=0 - полностью явную схему, и при θ=1/2 - схему Кранка-Николсона. Для схемы Кранка-Николсона (θ=1/2) порядок аппроксимации составляет , Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru т.е. на один порядок по времени выше, чем обычные явная или неявная схемы.

Неявно-явная схема с весами (2.20) абсолютно устойчива при 1/2≤θ≤1 и условно устойчива с условием при 0≤θ<1/2.

Таким образом, схема Кранка-Николсона (2.20) при θ=1/2 абсолютно устойчива и имеет второй порядок аппроксимации по времени и пространственной переменной x.

2.1.3. Аппроксимация граничных условий, содержащих производные

В задачах математической физики вообще, и в задачах теплопроводности в частности, граничные условия 1-го рода аппроксимируются точно в узлах на границе расчетной области. Граничные условия 2-го и 3-го рода отличаются тем, что в них присутствует производная первого порядка искомой функции по пространственной переменной. Поэтому для замыкания конечно-разностной схемы необходима их аппроксимация. Простейшим вариантом является аппроксимация производных направленными разностями первого порядка:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Тогда в общем случае граничных условий 3-го рода (2.7), (2.8) уравнения, связывающие значения искомой функции в двух крайних узлах разностной сетки, выглядят следующим образом:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Дополняя полученными уравнениями явную конечно-разностную аппроксимацию во внутренних узлах, получим явную разностную схему для третьей начально-краевой задачи (2.1), (2.4), (2.7), (2.8).

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В результате алгоритм перехода на новый временной слой Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru с использованием явной схемы можно представить в следующем виде:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Т.е. сначала рассчитываются значения искомой функции во всех внутренних узлах на новом временном слое, а затем определяются значения на границах.

При использовании неявной конечно-разностной схемы получаем следующий разностный аналог дифференциальной задачи:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В результате для получения решения на новом временном слое решается система линейных алгебраических уравнений с трехдиагональной матрицей. Аналогичная картина имеет место и при использовании неявно-явной схемы с весами.

Принципиальной особенностью рассмотренного выше подхода является первый порядок аппроксимации граничных условий. Т.е. порядок аппроксимации в граничных узлах ниже порядка аппроксимации во внутренних узлах расчетной области. При этом глобальный порядок аппроксимации (во всей расчетной области) равен наименьшему относительно всех узлов сетки порядку аппроксимации.

Одним из способов повышения порядка аппроксимации граничных условий является использование формул численного дифференцирования второго порядка:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В случае явной схемы алгоритм вычисления решения на новом временном слое при такой аппроксимации граничных условий не приобретает принципиальных изменений. Если же используется неявная схема, то получающаяся при этом СЛАУ теряет трехдиагональный вид (первое и последнее уравнение содержат три неизвестных). Этот недостаток легко устраним, т.к. путем линейной комбинации первого уравнения со вторым (последнего с предпоследним) можно добиться исключения третьего неизвестного из соответствующего уравнения. Однако при этом возможно нарушение диагонального преобладания матрицы и, следовательно, нарушение условий применимости метода прогонки.

Более эффективным является подход, позволяющий повысить порядок аппроксимации граничных условий без увеличения числа узлов в аппроксимационных соотношениях. Для иллюстрации этого подхода рассмотрим следующий пример.

Пример 2.1.

Решить третью начально-краевую задачу для параболического уравнения, содержащего как конвективные члены (пропорциональные производной Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru ), так и источниковые члены, содержащие искомую функцию Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.21)-(2.24) Решение.

Во внутренних узлах конечно-разностной сетки неявная конечно-разностная схема для уравнения (2.21) имеет вид:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.25)

Если производные первого порядка в граничных условиях (2.22) и (2.23) аппроксимировать по следующей схеме (с помощью отношения конечных разностей справа и слева)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

то граничные условия аппроксимируются с первым порядком, и глобальный порядок будет равен первому порядку несмотря на то, что во всех остальных узлах порядок аппроксимации по пространственным переменным равен двум. Для сохранения порядка аппроксимации, равного двум, в граничных узлах разложим на точном решении значение Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в окрестности точки x=0 в ряд Тейлора по переменной x до третьей производной включительно, Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru - в аналогичный ряд в окрестности точки x=l, получим (в предположении что функция u(x,t) в граничных узлах имеет первые производные по времени и вторые - по x):

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.26)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . (2.27)

Далее, подставим сюда значения второй производной в граничных узлах, полученные из дифференциального уравнения (2.21):

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

и найдем из полученных выражений (2.26), (2.27) значения первой производной Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в граничных узлах с порядком Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Подставляя Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в (2.22), а Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в (2.23) и аппроксимируя полученные соотношения в соответствующих граничных узлах (при этом Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru получим алгебраические уравнения для граничных узлов, в каждом из которых два неизвестных:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.28)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.29)

Таким образом, (2.28) - конечно-разностная аппроксимация граничного условия 3-го рода (2.22) на левой границе x=0, а (2.29) - конечно-разностная аппроксимация граничного условия 3-го рода (2.23) на правой границе x=l, которые сохраняют тот же порядок аппроксимации, что и в конечно-разностной аппроксимации (2.25) дифференциального уравнения (2.21).

Приписывая к граничным конечно-разностным уравнениям (2.28), (2.29), каждое из которых содержит два значения сеточной функции, алгебраические уравнения (2.25), записанные в виде

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.30)

получим СЛАУ с трехдиагональной матрицей, решаемую методом прогонки

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (2.31)

(j = N, N-1, ... , 0.) (2.32)

Изложенный метод аппроксимации краевых условий, содержащих производные по пространственным переменным, повышает не только порядок аппроксимации, но и сохраняет консервативность конечно-разностной схемы, т.е. в конечно-разностной аппроксимации соблюдаются законы сохранения, на основе которых выведены дифференциальные соотношения задачи (2.21) - (2.24).

Аналогичный подход можно осуществить в краевых задачах для дифференциальных уравнений любых типов.

Тема 3. Разностные схемы для уравнений гиперболического типа Разностные схемы для уравнения колебания струны. Явная схема («крест»). Неявная схема (типа Кранка-Николсона). Порядок аппроксимации. Исследование устойчивости методом Фурье. Семейство схем с весами. Устойчивость. Погрешность аппроксимации. Исследование устойчивости разностных схем для уравнения колебания.

3.1. Постановка задач для уравнений гиперболического типа

Классическим примером уравнения гиперболического типа является волновое уравнение, которое в области 0<x<l, t>0 имеет вид:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Данное уравнение описывает, в частности, процесс малых поперечных колебаний струны. В этом случае u(x,t) - поперечные перемещения (колебания) струны, а – скорость распространения малых возмущений в материале, из которого изготовлена струна.

Если концы струны движутся по заданным законам, то есть на концах заданы перемещения (или значения искомой функции), то первая начально-краевая задача для волнового уравнения имеет вид:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (3.1)- (3.5)

причем, если концы струны жестко закреплены, то ϕ0(t)=ϕl(t)=0.

Как видно, в задачах для волнового уравнения, кроме начального распределения искомой функции, задается еще распределение начальной скорости перемещения.

Если на концах струны заданы значения силы, которая по закону Гука пропорциональна значениям производной перемещения по пространственной переменной (то есть на концах заданы значения первых производных по переменной x), то ставится вторая начально-краевая задача для волнового уравнения:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В условиях, когда концы струны свободны, функции ϕ0(t)=ϕl(t)=0.

Наконец в условиях, когда концы закреплены упруго, т.е. на концевые заделки действуют силы, пропорциональные перемещениям, ставится третья начально-краевая задача для волнового уравнения: Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Аналогично ставятся двумерные и трехмерные начально-краевые задачи для двумерного и трехмерного волнового уравнения.

3.2 Конечно-разностная аппроксимация уравнений гиперболического типа

Рассмотрим первую начально-краевую задачу для волнового уравнения (3.1)-(3.5). На пространственно-временной сетке (3.12) будем аппроксимировать дифференциальное уравнение (3.1) одной из следующих конечно-разностных схем:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (3.6) с шаблоном на рисунке 3.1а и

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (3.7)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 3.1. Шаблоны конечно-разностных схем для волнового уравнения

с шаблоном на рисунке 3.1 б

При этом схема (3.6) является явной. С ее помощью решение Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru определяется сразу, поскольку значения сеточных функции , на нижних временных слоях должны быть известны. В соответствии с шаблоном для этой схемы порядок аппроксимации равен двум, как по пространственной, так и по временной переменной. При этом явная конечно-разностная схема (3.6) для волнового уравнения условно устойчива с условием Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru , накладываемым на сеточные характеристики τ , h..

Схема (3.7) является неявной схемой и обладает абсолютной устойчивостью. Ее можно свести к СЛАУ с трехдиагональной матрицей, решаемой методом прогонки.

В обеих схемах необходимо знать значения Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru на нижних временных слоях. Для k=1 это делается следующим образом:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (3.8)

где Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru функция из начального условия (3.5).

Для определения Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru можно воспользоваться простейшей аппроксимацией второго начального условия (3.6): Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Откуда для искомых значений Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru получаем следующее выражение:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Недостатком такого подхода является первый порядок аппроксимации второго начального условия. Для повышения порядка аппроксимации воспользуемся следующей процедурой.

Разложим Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в ряд Тейлора на точном решении по времени в окрестности t=0 :

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . (3.9)

Для определения второй производной в выражении (3.9) воспользуемся исходным дифференциальным уравнением . Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В результате получаем искомую сеточную функцию Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru со вторым порядком точности:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . После определения из начальных условий значений сеточных функций , на двух первых временных слоях вычислительный процесс продолжается согласно схемам (3.8) или (3.9). При этом аппроксимация краевых условий (3.3) и (3.4) производится аналогично тому, как это описывалось выше для уравнений параболического типа. Для иллюстрации этого этапа рассмотрим следующий пример.

Пример 3.1.

Выписать явную конечно-разностную схему для третьей начально-краевой задачи.

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Решение.

Аппроксимация дифференциального уравнения на шаблоне (3.1б) выглядит следующим образом:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

где . Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Граничные условия аппроксимируем с первым порядком:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . В результате переход на новый временной слой представляется следующим алгоритмом:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru Таким образом, сначала рассчитываются значения искомой функции u во внутренних узлах на новом временном слое, после чего из аппроксимации граничных условий находятся значения функции в крайних узлах.

Для окончательного замыкания вычислительного процесса определим, исходя из начальных условий, значения искомой функции на двух первых временных слоях Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

В начальный момент времени значения Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru определяются точно:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . Если воспользоваться аппроксимацией первого порядка по времени, то как было показано выше, получим

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . Для повышения порядка аппроксимации разложим в ряд Тейлора на точном решении по времени в окрестности t=0 :

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru где, согласно исходному уравнению

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru Окончательно получаем Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru .

Тема 4. Разностные схемы для уравнений эллиптического типа Задача Дирихле для уравнения Пуассона в квадрате. Аппроксимация. Однозначная разрешимость. Принцип максимума. Устойчивость. Разностная задача Дирихле в прямоугольнике. Сложная область. Связные и несвязные области. Метод установления. Явная и неявная схемы. Схема переменных направлений. Анализ явной схемы установления и анализ схемы переменных направлений.

Классическим примером уравнения эллиптического типа является уравнение Пуассона

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

или уравнение Лапласа при f(x,y)≡0.

Здесь функция u(x,y) имеет различный физический смысл, а именно: стационарное, независящее от времени, распределение температуры, скорость потенциального (безвихревого) течения идеальной (без трения и теплопроводности) жидкости, распределение напряженностей электрического и магнитного полей, потенциала в силовом поле тяготения и т.п.

Если на границе Г расчетной области Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru задана искомая функция, то соответствующая первая краевая задача для уравнения Лапласа или Пуассона называется задачей Дирихле

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (4.1)-(4.2)

Если на границе Г задается нормальная производная искомой функции, то соответствующая вторая краевая задача называется задачей Неймана для уравнения Лапласа или Пуассона

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (4.3)-(4.4)

При этом n – направление внешней к границе Г нормали.

Более приемлемой является координатная форма краевого условия (4.4)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru где Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru − направляющие косинусы внешнего вектора единичной нормали к границе Г, i и j орты базисных векторов.

Наконец третья краевая задача для уравнения Пуассона (Лапласа) имеет вид

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

4.1. Конечно-разностная аппроксимация задач для уравнений эллиптического типа

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 4.1. Центрально-симметричный шаблон

Рассмотрим краевую задачу для уравнений Лапласа или Пуассона (4.1), (4.2) в прямоугольнике Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru , на который наложим сетку

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (4.5)

На этой сетке аппроксимируем дифференциальную задачу во внутренних узлах с помощью отношения конечных разностей по следующей схеме (вводится сеточная функция Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru ):

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (4.6)

которая на шаблоне имеет второй порядок по переменным и , поскольку шаблон центрально симметричен.

СЛАУ имеет пяти-диагональный вид (каждое уравнение содержит пять неизвестных и при соответствующей нумерации переменных матрица имеет ленточную структуру). Решать ее можно различными методами линейной алгебры, например, итерационными методами, методом матричной прогонки и т.п.

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис.4.2 Центрально- симметричный шаблон

Рассмотрим разностно-итерационный метод Либмана численного решения задачи Дирихле (4.1), (4.2). Для простоты изложения этого метода примем , тогда из схемы (4.6 ) получим (k-номер итерации)

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (4.8)

На каждой координатной линии (например, Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru ) с помощью линейной интерполяции (см. рис.4.3) граничных значений Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru определим Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru на нулевой итерации, подставив которые в (4.8), получим распределение Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru на первой итерации

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Рис. 4.3. К разностно-итерационному методу Либмана

Это распределение снова подставляются в (4.8), получаем распределение Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru и т.д. Процесс Либмана прекращается, когда Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru ,

где - Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru наперед заданная точность.

При решении задач с граничными условиями 2-го и 3-го родов наряду с аппроксимацией дифференциального уравнения производится также аппроксимация граничных условий. Здесь в качестве примера приведем разностную схему, аппроксимирующую третью краевую задачу для уравнения Пуассона в прямоугольнике.

Пример

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

Как и ранее в прямоугольнике Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru построим сетку Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru

На этой сетке аппроксимируем дифференциальную задачу во внутренних узлах по рассмотренной выше центрально-разностной схеме

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . Граничные условия аппроксимируем с первым порядком с помощью направленных разностей:

Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru . В результате получена СЛАУ, содержащая уравнений (N1+1)(N2+1)-4 относительно неизвестных Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru (i=0,1,…,N1 , j=0,1,…,N2 ) при этом угловые узлы с координатами (i,j), равными Постановка задач для уравнений параболического типа - student2.ru в вычислениях не участвуют). Как и в случае граничных условий первого рода, она имеет пятидиагональный вид и может быть решена, например, итерационным методом Либмана.

Замечание. Метод простых итераций для решения СЛАУ, возникающих при аппроксимации уравнения Пуассона (Лапласа), отличается довольно медленной сходимостью. Этот недостаток может стать существенным при использовании мелких сеток, когда число уравнений в системе становится большим.

Тема 5. Вариационные и вариационно-разностные методы Метод Ритца. Описание метода Ритца. Формулировка метода и применение для решения разностной задачи Дирихле. Построение простейших разностных уравнений диффузии с помощью метода Ритца.

Глава 4, §4.1, §4.2, §4.3, §4.4 В.С. Владимиров, В.В. Жаринов Уравнения математической физики, М.: Физматлит, 2003.

Тема 6. Численные методы решения интегральных уравнений Метод конечных сумм для решения интегральных уравнений Фредгольма и Вольтерра. Метод вырожденных ядер. Резольвента. Нахождение собственных значений и собственных функций. Метод наименьших квадратов. Методы Монте-Карло.

Соболь И.М.. Численные методы Монте-Карло. М.: Наука, 1973.

Соболь И.М.. Метод Монте-Карло. М.: Наука, 1985.

Список литературы

Основная:

1 .Калиткин Н.Н. Численные методы. М.: Наука, 1978.

2. Демидович Б.П., Марон И.А., Шувалова Э.Э. Численные методы анализа. М.: Наука, 1967.

3. Бахвалов Н.С. Численные методы. Том 1, изд. 2-е, стереотипное, М.,1975.

4. Ермаков СМ., Михайлов Г.А. Статистическое моделирование. Изд. 2-е. М.: Наука, 1982.

5. Соболь И.М.. Численные методы Монте-Карло. М.: Наука, 1973.

6. Соболь И.М.. Метод Монте-Карло. М.: Наука, 1985.

7. Самарский А.А. Теория разностных схем. М.: Наука, 1977.

8. Марчук Г. И. Методы вычислительной математики. М.:Наука, 1989.

9. Бабенко К.И. Основы численного анализа. М.: Наука. 1986.

10. Крылов В.И., Бобков В.В., Монастырный П.И. Вычислительные методы. Т. 1. М.: Наука, 1976, Т. 2. М.: Наука, 1977.

11.Самарский А.А., Гулин А.В. Численные методы. М.: Наука, 1989.

12.Годунов С.К., Рябенький B.C. Разностные схемы, введение в теорию. М: Наука, 1977.

13. Васильев Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач. – М., 1980 – 520 с. с илл.

14. Габассов Р. Кириллова Ф.М. Принцип максимума в теории оптимального управления. – Минск: Наука и техника, 1974.

15. Гамкрелидзе Р.В. Основы оптимального управления. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1977

Дополнительная:

1.Шакенов К.К. Методы Монте-Карло и их приложения. Алматы: КазГУ,1993.

2. Дробышевич В.И., Дымников В.П., Ривин Г.С. Задачи по вычислительной математике. М.: Наука, 1980.

3.Копченова Н.В., Марон И.А., Вычислительная математика в примерах и задачах. М.: Наука, 1972.

4.Черкасова М.П. Сборник задач по численным методам. Минск: Высшая школа, 1967.

5.ВазовВ., Дж.Форсайт. Разностные методы решения дифференциальных

уравнений в частных производных. М.: ИЛ, 1963.

6.Ортега Дж., Рейнболдт В. Итерационные методы решения нелинейных

систем уравнений со многими неизвестными. М.: Наука, 1975.

7.Митчел Э., Уэйт Р. Метод конечных элементов для уравнений с частными производными. М.: Мир, 1981.

8.Трауб Дж. Итерационные методы решения уравнений. М.: Мир, 1983.

9.Михлин С.Г. Некоторые вопросы теории погрешностей. Л.: ЛГУ, 1988.

10.Михлин С.Г. Вариационные методы в математической физике. М., 1970.

Наши рекомендации