Общая форма записи модели задачи ЛП

Целевая функция (ЦФ) Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , при ограничениях Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru (1.1)

При описании реальной ситуации с помощью линейной модели следует проверять наличие у модели таких свойств, как пропорциональность и аддитивность. Пропорциональность означает, что вклад каждой переменной в ЦФ и общий объем потребления соответствующих ресурсов должен быть прямо пропорционален величине этой переменной. Например, если продавая j-й товар в общем случае по цене 100 рублей, фирма будет делать скидку при определенном уровне закупки до уровня цены 95 рублей, то будет отсутствовать прямая пропорциональность между доходом фирмы и величиной переменной Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru . Т.е. в разных ситуациях одна единица j-го товара будет приносить разный доход. Аддитивность означает, что ЦФ и ограничения должны представлять собой сумму вкладов от различных переменных. Примером нарушения аддитивности служит ситуация, когда увеличение сбыта одного из конкурирующих видов продукции, производимых одной фирмой, влияет на объем реализации другого.

Допустимое решение– это совокупность чисел (план) Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , удовлетворяющих ограничениям задачи (1.1).

Оптимальное решение – это план, при котором ЦФ принимает свое максимальное (минимальное) значение.

Методические рекомендации

Задача № 1.01

Фабрика производит два вида красок: первый – для наружных, а второй – для внутренних работ. Для производства красок используются два ингредиента: А и В. Максимально возможные суточные запасы этих ингредиентов составляют 6 и 8 т соответственно. Известны расходы А и В на 1 т соответствующих красок (табл. 1.1). Изучение рынка сбыта показало, что суточный спрос на краску 2-го вида никогда не превышает спроса на краску 1-го вида более, чем на 1 т. Кроме того, установлено, что спрос на краску 2-го вида никогда не превышает 2 т в сутки. Оптовые цены одной тонны красок равны: 3 тыс. руб. для краски 1-го вида; 2 тыс. руб. для краски 2-го вида.

Необходимо построить математическую модель, позволяющую установить, какое количество краски каждого вида надо производить, чтобы доход от реализации продукции был максимальным.

Таблица 1.1

Параметры задачи о производстве красок

Ингредиенты Расход ингредиентов, т ингр./т краски Запас, т ингр./сутки
Краска 1-го вида Краска 2-го вида
А
В

Решение

Прежде чем построить математическую модель задачи, т.е. записать ее с помощью математических символов, необходимо четко разобраться с экономической ситуацией, описанной в условии. Для этого необходимо с точки зрения экономики, а не математики, ответить на следующие вопросы:

1) Что является искомыми величинами задачи?

2) Какова цель решения? Какой параметр задачи служит критерием эффективности (оптимальности) решения, например, прибыль, себестоимость, время и т.д. В каком направлении должно изменяться значение этого параметра (к max или к min) для достижения наилучших результатов?

3) Какие условия в отношении искомых величин и ресурсов задачи должны быть выполнены? Эти условия устанавливают, как должны соотноситься друг с другом различные параметры задачи, например, количество ресурса, затраченного при производстве, и его запас на складе; количество выпускаемой продукции и емкость склада, где она будет храниться; количество выпускаемой продукции и рыночный спрос на эту продукцию и т.д.

Только после экономического ответа на все эти вопросы можно приступать к записи этих ответов в математическом виде, т.е. к записи математической модели.

1) Искомые величины являются переменными задачи, которые как правило обозначаются малыми латинскими буквами с индексами, например, однотипные переменные удобно представлять в виде Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

2) Цель решения записывается в виде целевой функции, обозначаемой, например, Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru . Математическая формула ЦФ Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru отражает способ расчета значений параметра – критерия эффективности задачи.

3) Условия, налагаемые на переменные и ресурсы задачи, записываются в виде системы равенств или неравенств, т.е. ограничений. Левые и правые части ограничений отражают способ получения (расчет или численные значения из условия задачи) значений тех параметров задачи, на которые были наложены соответствующие условия.

В процессе записи математической модели необходимо указывать единицы измерения переменных задачи, целевой функции и всех ограничений.

Построим модель задачи №1.01, используя описанную методику.

Переменные задачи

В задаче №1.01 требуется установить, сколько краски каждого вида надо производить. Поэтому искомыми величинами, а значит, и переменными задачи являются суточные объемы производства каждого вида красок:

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – суточный объем производства краски 1-го вида, [т краски/сутки];

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – суточный объем производства краски 2-го вида, [т краски/сутки].

Целевая функция

В условии задачи №1.01 сформулирована цель – добиться максимального дохода от реализации продукции. Т.е. критерием эффективности служит параметр суточного дохода, который должен стремится к максимуму.Чтобы рассчитать величину суточного дохода от продажи краскок обоих видов, необходимо знать объемы производства красок, т.е. Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru т краски в сутки, а также оптовые цены на краски 1-го и 2-го видов – согласно условию, соответственно 3 и 2 тыс.руб. за 1 т краски. Таким образом, доход от продажи суточного объема производства краски 1-го вида равен Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru тыс.руб. в сутки, а от продажи краски 2-го вида – Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru тыс.руб. в сутки. Поэтому запишем ЦФ в виде суммы дохода от продажи красок 1-го и 2-го видов (при допущении независимости объемов сбыта каждой из красок)

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru [тыс.руб./сутки],

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Ограничения

Возможные объемы производства красок Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru ограничиваются следующими условиями:

· количество ингредиентов А и В, израсходованное в течение суток на производство красок обоих видов, не может превышать суточного запаса этих ингредиентов на складе;

· согласно результатам изучения рыночного спроса суточный объем производства краски 2-го вида может превышать объем производства краски 1-го вида, но не более, чем на 1 т краски;

· объем производства краски 2-го вида не должен превышать 2 т в сутки, что также следует из результатов изучения рынков сбыта;

· объемы производства красок не могут быть отрицательными.

Таким образом, все ограничения задачи №1.01 делятся на 3 группы, обусловленные:

1) расходом ингредиентов;

2) рыночным спросом на краску;

3) неотрицательностью объемов производства.

Ограничения по расходу любого из ингредиентов имеют следующую содержательную форму записи

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Запишем эти ограничения в математической форме.

Левая часть ограничения – это формула расчета суточного расхода конкретного ингредиента на производство красок. Так из условия известен расход ингредиента А на производство 1 т краски 1-го вида (1 т ингр. А) и 1 т краски 2-го вида (2 т ингр. А) (см. табл.1.1). Тогда на производство Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru т краски 1-го вида и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru т краски 2-го вида потребуется Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru т ингр. А.

Правая часть ограничения – это величина суточного запаса ингредиента на складе, например, 6 т ингредиента А в сутки (см. табл.1.1). Таким образом, ограничение по расходу А имеет вид

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Аналогична математическая запись ограничения по расходу В

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Примечание 1.1. Следует всегда проверять размерность левой и правой части каждого из ограничений, поскольку их несовпадение свидетельствует о принципиальной ошибке при составлении ограничений.

Ограничение по суточному объему производства краски 1-го вида по сравнению с объемом производства краски 2-го вида имеет

содержательную форму

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru

и математическую форму

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Ограничение по суточному объему производства краски 1-го вида имеет

содержательную форму

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru

и математическую форму

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Неотрицательность объемов производства задается как

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Таким образом, математическая модель этой задачи имеет вид

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru

Задача №1.02

Выполнить заказ по производству 32 изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и 4 изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru взялись бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru . Производительность бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru по производству изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru составляет соответственно 4 и 2 изделия в час, фонд рабочего времени этой бригады 9,5 ч. Производительность бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – соответственно 1 и 3 изделия в час, а ее фонд рабочего времени – 4 ч. Затраты, связанные с производством единицы изделия, для бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru равны соответственно 9 и 20 руб., для бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – 15 и 30 руб.

Составьте математическую модель задачи, позволяющую найти оптимальный объем выпуска изделий, обеспечивающий минимальные затраты на выполнение заказа.

Решение

Переменные задачи

Искомыми величинами в задаче являются объемы выпуска изделий. Изделия Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru будут выпускаться двумя бригадами Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru . Поэтому необходимо различать количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , произведенных бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , и количество изделий И1, произведенных бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru . Аналогично, объемы выпуска изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru также являются различными величинами. Вследствие этого в данной задаче 4 переменные. Для удобства восприятия будем использовать двухиндексную форму записи Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru (j=1,2), изготавливаемых бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru (i=1,2), а именно,

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , изготавливаемых бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , [шт.]; Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , изготавливаемых бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , [шт.]; Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , изготавливаемых бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , [шт.]; Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , изготавливаемых бригадой Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , [шт.].

Примечание 1.2.В данной задаче нет необходимости привязываться к какому-либо временному интервалу (в задаче №1.01 была привязка к суткам), поскольку здесь требуется найти не объем выпуска за определенное время, а способ распределения известной плановой величины заказа между бригадами.

Целевая функция

Целью решения задачи является выполнение плана с минимальными затратами, т.е. критерием эффективности решения служит показатель затрат на выполнение всего заказа. Поэтому ЦФ должна быть представлена формулой расчета этих затрат. Затраты каждой бригады на производство одного изделия Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru и Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru известны из условия. Таким образом, ЦФ имеет вид

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru ,

Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru .

Ограничения

Возможные объемы производства изделий бригадами ограничиваются следующими условиями:

· общее количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru , выпущенное обеими бригадами, должно равняться 32 шт., а общее количество изделий Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – 4 шт.;

· время, отпущенное на работу над данным заказом, составляет для бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – 9,5 ч, а для бригады Общая форма записи модели задачи ЛП - student2.ru – 4 ч;

· объемы производства изделий не могут быть отрицательными величинами.

Таким образом, все ограничения задачи №1.02 делятся на 3 группы, обусловленные:

1) величиной заказа на производство изделий;

2) фондами времени, выделенными бригадам;

3) неотрицательностью объемов производства.

Для удобства составления ограничений запишем исходные данные в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2

Наши рекомендации