Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие

ЭКОНОМЕТРИКА

Учебно-методическое пособие

Казань – 2004

Составители: проф. Шалабанов А.К., препод. Роганов Д.А.

Рецензенты: зав. каф. экономической кибернетики КГУ

проф. Фазылов В.Р.

проф. Академии Управления «ТИСБИ» Хабриева М.Н.

© Шалабанов А.К., Роганов Д.А., 2004

© Академия Управления «ТИСБИ», 2004

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………….4

Введение…..………………………………………………………………..5

1. Парная регрессия и корреляция……………..………………………9

1.1. Линейная модель парной регрессии и корреляции………..……….13

1.2. Нелинейные модели парной регрессии и корреляции…………..…26

2. Множественная регрессия и корреляция………………….………38

2.1. Спецификация модели. Отбор факторов при построении уравнения множественной регрессии…………………………….……..38

2.2. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок на основе МНК………………………………………………………...….44

2.3. Проверка существенности факторов и показатели

Качества регрессии………………………………………………..51

2.4. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными остатками……………………………....64

2.5. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК)…….……….73

2.6. Регрессионные модели с переменной структурой

(фиктивные переменные)…………………………………………………80

3. Системы эконометрических уравнений…………...………………87

3.1. Структурная и приведенная формы модели………………………..89

3.2. Проблема идентификации…………………………………………...92

3.3. Методы оценки параметров структурной формы модели…………98

4. Временные ряды……………………………………………………..102

4.1. Автокорреляция уровней временного ряда……………………….104

4.2. Моделирование тенденции временного ряда……………………..111

4.3. Моделирование сезонных колебаний……………………………...112

4.4. Автокорреляция в остатках. Критерий Дарбина-Уотсона…….....122

Приложение A. Случайные переменные……………………………127

Приложение B. Тестовые задания……………………………………152

Приложение C. Вопросы к экзамену………………………………...164

Приложение D. Варианты индивидуальных заданий……………..166

Приложение E. Математико-статистические таблицы…………...194

Литература………...…………………………………………………….197

Предисловие

Применение аспектов математики в различных областях знаний (экономика, физика, химия, биология, социология и т.д.) принесло значительные успехи. Для экономических специальностей «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Налоговое дело» студентам читаются большие по объему курсы математики, включая спецкурсы «Математические методы и модели в экономике» и «Эконометрика», которые могут быть успешно использованы в учебной практике студентами для выполнения курсовых и дипломных работ. В настоящее время идет накопление информации в различных областях экономических знаний с использованием эконометрики.

Пособие содержит курс лекций по основным разделам эконометрики: парная и множественная регрессия, системы эконометрических уравнений и временные ряды.

По всем разделам представлены тесты и варианты контрольных работ. Для выполнения контрольных заданий по 10 вариантам рассмотрены типовые задачи.

Пособие предназначено для студентов дневной формы обучения, но может быть полезно студентам заочной и дистанционной форм обучения для самостоятельного изучения дисциплины.

Введение

Эконометрика – одна из базовых дисциплин экономического образования во всем мире. Однако до недавнего времени она не была признана в СССР и России. Это было связано с тем, что из трех основных составляющих эконометрики – экономической теории, экономической статистики и математики – две первые были представлены в нашей стране неудовлетворительно. Но теперь ситуация изменилась коренным образом.

Существуют различные варианты определения эконометрики:

1) расширенные, при которых к эконометрике относят все, что связано с измерениями в экономике;

2) узко инструментально ориентированные, при которых понимают определенный набор математико-статистических средств, позволяющих верифицировать модельные соотношения между анализируемыми экономическими показателями.

На наш взгляд, наиболее точно объяснил сущность эконометрики один из основателей этой науки Р.Фриш, который и ввел этот название в 1926 г.: «Эконометрика – это не то же самое, что экономическая статистика. Она не идентична и тому, что мы называем экономической теорией, хотя значительная часть этой теории носит количественный характер. Эконометрика не является синонимом приложений математики к экономике. Как показывает опыт, каждая из трех отправных точек – статистика, экономическая теория и математика – необходимое, но не достаточное условие для понимания количественных соотношений в современной экономической жизни. Это единство всех трех составляющих. И это единство образует эконометрику»[1].

Эконометрика – это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической теории, экономической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.

Эконометрический метод складывался в преодолении следующих трудностей, искажающих результаты применения классических статистических методов (сущность новых терминов будет раскрыта в дальнейшем):

1. асимметричности связей;

2. мультиколлинеарности связей;

3. эффекта гетероскедастичности;

4. автокорреляции;

5. ложной корреляции;

6. наличия лагов.

Для описания сущности эконометрической модели удобно разбить весь процесс моделирования на шесть основных этапов[2]:

1-й этап (постановочный) – определение конечных целей моделирования, набора участвующих в модели факторов и показателей, их роли;

2-й этап (априорный) – предмодельный анализ экономической сущности изучаемого явления, формирование и формализация априорной информации, в частности, относящейся к природе и генезису исходных статистических данных и случайных остаточных составляющих;

3-й этап (параметризация) – собственно моделирование, т.е. выбор общего вида модели, в том числе состава и формы входящих в нее связей;

4-й этап (информационный) – сбор необходимой статистической информации, т.е. регистрация значений участвующих в модели факторов и показателей на различных временных или пространственных тактах функционирования изучаемого явления;

5-й этап (идентификация модели) – статистический анализ модели и в первую очередь статистическое оценивание неизвестных параметров модели;

6-й этап (верификация модели) – сопоставление реальных и модельных данных, проверка адекватности модели, оценка точности модельных данных.

Эконометрическое моделирование реальных социально-экономических процессов и систем обычно преследует два типа конечных прикладных целей (или одну из них): 1) прогноз экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и развитие анализируемой системы; 2) имитацию различных возможных сценариев социально-экономического развития анализируемой системы (многовариантные сценарные расчеты, ситуационное моделирование).

При постановке задач эконометрического моделирования следует определить их иерархический уровень и профиль. Анализируемые задачи могут относиться к макро- (страна, межстрановой анализ), мезо- (регионы внутри страны) и микро- (предприятия, фирмы, семьи) уровням и быть направленными на решение вопросов различного профиля инвестиционной, финансовой или социальной политики, ценообразования, распределительных отношений и т.п.

Данное пособие написано на основе книг [1], [2] и с использованием других указанных источников. Учебный материал в пособии условно разбит на четыре части и приложения:

В первой части рассмотрены модели парной регрессии (линейная и нелинейные модели).

Во второй части достаточно подробно разбирается модель множественной линейной регрессии и кратко обсуждается проблемы гомоскедастичности и автокоррелированности остатков.

Третья часть посвящена системам одновременных эконометрических уравнений.

В четвертой части рассматриваются модели временных рядов.

Приложение A содержит краткие сведения из теории вероятностей и математической статистики.

В приложениях B, C и D содержатся тестовые задания, варианты контрольных работ по всем темам и экзаменационные вопросы.

Приложение E содержит статистико-математические таблицы распределений Фишера, Стьюдента и Дарбина-Уотсона.

Парная регрессия и корреляция

Парная регрессия представляет собой регрессию между двумя переменными – Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru и Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , т. е. модель вида:

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru ,

где Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru – зависимая переменная (результативный признак); Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru – независимая, или объясняющая, переменная (признак-фактор). Знак «^» означает, что между переменными Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru и Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru нет строгой функциональной зависимости, поэтому практически в каждом отдельном случае величина Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru складывается из двух слагаемых:

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru ,

где Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru – фактическое значение результативного признака; Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru – теоретическое значение результативного признака, найденное исходя из уравнения регрессии; Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru – случайная величина, характеризующая отклонения реального значения результативного признака от теоретического, найденного по уравнению регрессии.

Случайная величина Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru называется также возмущением. Она включает влияние не учтенных в модели факторов, случайных ошибок и особенностей измерения. Ее присутствие в модели порождено тремя источниками: спецификацией модели, выборочным характером исходных данных, особенностями измерения переменных.

От правильно выбранной спецификации модели зависит величина случайных ошибок: они тем меньше, чем в большей мере теоретические значения результативного признака Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , подходят к фактическим данным Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru .

К ошибкам спецификации относятся неправильный выбор той или иной математической функции для Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru и недоучет в уравнении регрессии какого-либо существенного фактора, т. е. использование парной регрессии вместо множественной.

Наряду с ошибками спецификации могут иметь место ошибки выборки, которые имеют место в силу неоднородности данных в исходной статистической совокупности, что, как правило, бывает при изучении экономических процессов. Если совокупность неоднородна, то уравнение регрессии не имеет практического смысла. Для получения хорошего результата обычно исключают из совокупности единицы с аномальными значениями исследуемых признаков. И в этом случае результаты регрессии представляют собой выборочные характеристики.

Использование временной информации также представляет собой выборку из всего множества хронологических дат. Изменив временной интервал, можно получить другие результаты регрессии.

Наибольшую опасность в практическом использовании методов регрессии представляют ошибки измерения. Если ошибки спецификации можно уменьшить, изменяя форму модели (вид математической формулы), а ошибки выборки – увеличивая объем исходных данных, то ошибки измерения практически сводят на нет все усилия по количественной оценке связи между признаками.

Особенно велика роль ошибок измерения при исследовании на макроуровне. Так, в исследованиях спроса и потребления в качестве объясняющей переменной широко используется «доход на душу населения». Вместе с тем, статистическое измерение величины дохода сопряжено с рядом трудностей и не лишено возможных ошибок, например, в результате наличия скрытых доходов.

Предполагая, что ошибки измерения сведены к минимуму, основное внимание в эконометрических исследованиях уделяется ошибкам спецификации модели.

В парной регрессии выбор вида математической функции Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru может быть осуществлен тремя методами:

1) графическим;

2) аналитическим, т.е. исходя из теории изучаемой взаимосвязи;

3) экспериментальным.

При изучении зависимости между двумя признаками графический метод подбора вида уравнения регрессии достаточно нагляден. Он основан на поле корреляции. Основные типы кривых, используемые при количественной оценке связей, представлены на рис. 1.1:

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru

Рис. 1.1. Основные типы кривых, используемые при

количественной оценке связей между двумя переменными.

Значительный интерес представляет аналитический метод выбора типа уравнения регрессии. Он основан на изучении материальной природы связи исследуемых признаков.

При обработке информации на компьютере выбор вида уравнения регрессии обычно осуществляется экспериментальным методом, т. е. путем сравнения величины остаточной дисперсии Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , рассчитанной при разных моделях.

Если уравнение регрессии проходит через все точки корреляционного поля, что возможно только при функциональной связи, когда все точки лежат на линии регрессии Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , то фактические значения результативного признака совпадают с теоретическими Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , т.е. они полностью обусловлены влиянием фактора Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru . В этом случае остаточная дисперсия Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru .

В практических исследованиях, как правило, имеет место некоторое рассеяние точек относительно линии регрессии. Оно обусловлено влиянием прочих, не учитываемых в уравнении регрессии, факторов. Иными словами, имеют место отклонения фактических данных от теоретических Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru . Величина этих отклонений и лежит в основе расчета остаточной дисперсии:

Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru .

Чем меньше величина остаточной дисперсии, тем меньше влияние не учитываемых в уравнении регрессии факторов и тем лучше уравнение регрессии подходит к исходным данным.

Считается, что число наблюдений должно в 7-8 раз превышать число рассчитываемых параметров при переменной Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru . Это означает, что искать линейную регрессию, имея менее 7 наблюдений, вообще не имеет смысла. Если вид функции усложняется, то требуется увеличение объема наблюдений, ибо каждый параметр при Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru должен рассчитываться хотя бы по 7 наблюдениям. Значит, если мы выбираем параболу второй степени Парная регрессия и корреляция. Учебно-методическое пособие - student2.ru , то требуется объем информации уже не менее 14 наблюдений.

Наши рекомендации