Задачи и примеры их решения

Рис. 1

Задача 1.Определить, какой расход задачи и примеры их решения - student2.ru протекает по горизонтальному трубопроводу, имеющему сужение (рис.1), при следующих данных: диаметры задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , пьезометрические высоты задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru . Потери напора и неравномерность распределения скоростей в сечениях не учитывать.

Решение задачи:

Примем задачи и примеры их решения - student2.ru мм; задачи и примеры их решения - student2.ru мм; задачи и примеры их решения - student2.ru м;

задачи и примеры их решения - student2.ru м.

Напишем уравнение Бернулли без учета потерь для сечений 1-1 и 2-2 относительно плоскости сравнения, проходящей через ось трубопровода:

задачи и примеры их решения - student2.ru

Из уравнения неразрывности задачи и примеры их решения - student2.ru имеем

задачи и примеры их решения - student2.ru

После подстановки значения для задачи и примеры их решения - student2.ru в уравнение Бернулли получим

задачи и примеры их решения - student2.ru

Решив последнее равенство относительно задачи и примеры их решения - student2.ru , будем иметь

задачи и примеры их решения - student2.ru

задачи и примеры их решения - student2.ru

Задача 2. Из открытого резервуара, в котором поддерживается постоянный уровень, по стальному трубопроводу (эквивалентная шероховатость задачи и примеры их решения - student2.ru ), состоящему из труб различного диаметра задачи и примеры их решения - student2.ru и различной длины задачи и примеры их решения - student2.ru , вытекает в атмосферу вода, расход которой задачи и примеры их решения - student2.ru , температура задачи и примеры их решения - student2.ru . Определить скорости движения воды, потери напора (по длине и местные) на каждом участке трубопровода, величину напора задачи и примеры их решения - student2.ru в резервуаре. Построить напорную и пьезометрическую линии на всех участках трубопровода.

Решение задачи:

Примем задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ;

задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru .

Составим уравнение Д. Бернулли для каждого из сечений: 0-0, 1-1, 2-2, 3-3:

задачи и примеры их решения - student2.ru

задачи и примеры их решения - student2.ru

задачи и примеры их решения - student2.ru

Из уравнения неразрывности задачи и примеры их решения - student2.ru выразим задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru .

задачи и примеры их решения - student2.ru ( задачи и примеры их решения - student2.ru );

задачи и примеры их решения - student2.ru ( задачи и примеры их решения - student2.ru );

задачи и примеры их решения - student2.ru ( задачи и примеры их решения - student2.ru ).

На первом участке трубопровода присутствуют местные потери на входе в трубу:

задачи и примеры их решения - student2.ru

где задачи и примеры их решения - student2.ru и потери напора по длине:

задачи и примеры их решения - student2.ru

На втором участке трубопровода присутствуют местные потери на внезапное сужение:

задачи и примеры их решения - student2.ru

а потери напора по длине:

задачи и примеры их решения - student2.ru

На третьем участке трубопровода присутствуют местные потери на внезапное сужение:

задачи и примеры их решения - student2.ru

а потери напора по длине:

задачи и примеры их решения - student2.ru

Для определения потерь напора по длине вычислим числа Рейнольдса и установим режим движения на каждом участке трубопровода.

задачи и примеры их решения - student2.ru ( задачи и примеры их решения - student2.ru ),

задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru .

Значение задачи и примеры их решения - student2.ru для первого участка составляет задачи и примеры их решения - student2.ru , для второго – задачи и примеры их решения - student2.ru и для третьего – задачи и примеры их решения - student2.ru .

Следовательно, на первом участке имеет место квадратичная зона сопротивления, и значение задачи и примеры их решения - student2.ru определяется по формуле Шифрисона:

задачи и примеры их решения - student2.ru

На втором и третьем участках трубопровод работает в переходной зоне сопротивления, в которой задачи и примеры их решения - student2.ru определяют по формуле Альтшуля:

задачи и примеры их решения - student2.ru

Следовательно, задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru .

Величина напора составляет задачи и примеры их решения - student2.ru .

Напорная и пьезометрическая линии на всех участках трубопровода представлены на рис. 2.

 
Рис. 2 - Построение напорной и пьезометрической линий

Задача 3. Определить расход воды, проходящий через водоспускную трубу в бетонной плотине, если напор над центром трубы задачи и примеры их решения - student2.ru , диаметр трубы задачи и примеры их решения - student2.ru , длина ее задачи и примеры их решения - student2.ru .

Решение задачи:

Примем задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru .

Расход воды, проходящий через водоспускную трубу, определим по формуле

задачи и примеры их решения - student2.ru

где задачи и примеры их решения - student2.ru – коэффициент расхода; задачи и примеры их решения - student2.ru – площадь сечения трубы, задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru – ускорение свободного падения, задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru – напор над центром трубы, задачи и примеры их решения - student2.ru .

Чтобы труба работала как насадок и рассчитывалась как гидравлически короткий трубопровод, должны быть соблюдены одновременно два условия:

1) длина трубы должна быть задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru – условие не выполняется;

2) максимальный вакуум задачи и примеры их решения - student2.ru в насадке должен быть меньше 8 м вод. ст. Значение задачи и примеры их решения - student2.ru вычисляют по формуле задачи и примеры их решения - student2.ru , где задачи и примеры их решения - student2.ru – напор над центром трубы. задачи и примеры их решения - student2.ru ., то есть условие не выполняется.

Водоспускная труба работает как отверстие и задачи и примеры их решения - student2.ru .

Расход воды составляет

задачи и примеры их решения - student2.ru .

Рис. 3

Задача 4. Определить время наполнения бассейна объемом задачи и примеры их решения - student2.ru из магистрали с заданным давлением задачи и примеры их решения - student2.ru по горизонтальной трубе длиной задачи и примеры их решения - student2.ru и диаметром задачи и примеры их решения - student2.ru , снабженной вентилем ( задачи и примеры их решения - student2.ru ) и отводом ( задачи и примеры их решения - student2.ru ) (рис.3). Коэффициент сопротивления трения определить по эквивалентной шероховатости задачи и примеры их решения - student2.ru мм, предполагая наличие квадратичного режима.

Решение задачи:

Примем задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru .

Напишем уравнение Бернулли для сечения 1-1 и 2-2 относительно оси трубопровода

задачи и примеры их решения - student2.ru

После приведения подобных членов получим

задачи и примеры их решения - student2.ru

откуда

задачи и примеры их решения - student2.ru

Коэффициент сопротивления трения определяем по формуле Никурадзе

задачи и примеры их решения - student2.ru

тогда

задачи и примеры их решения - student2.ru

Время наполнения бассейна

задачи и примеры их решения - student2.ru

Рис. 4

Задача 5. Определить диаметры труб для участков тупиковой водопроводной сети и установить требуемую высоту водонапорной башни в точке 1 для подачи следующих расходов в конечные пункты сети: задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , задачи и примеры их решения - student2.ru , и задачи и примеры их решения - student2.ru . Длины участков в метрах указаны на схеме сети (рис.4). Местность горизонтальная. В конечных пунктах сети должен быть обеспечен свободный напор задачи и примеры их решения - student2.ru . При расчете воспользоваться значениями предельных расходов и расходных характеристик для новых водопроводных труб.

Решение задачи:

Примем задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru ; задачи и примеры их решения - student2.ru и задачи и примеры их решения - student2.ru .

1. Устанавливаем расчетные расходы для всех участков сети:

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru ,

задачи и примеры их решения - student2.ru .

2. За главную линию тупиковой сети (магистраль) принимаем наиболее длинную и нагруженную линию, по которой проходят наибольшие расходы. В нашем случае за магистраль принимается линия 1-2-3-4.

3. Расчет магистрали ведем в данной последовательности:

а) пользуясь табл. 1, определяем для заданных расчетных расходов диаметры труб для всех участков магистрали и заносим их в таблицу, в которую в дальнейшем будем заносить все результаты расчета магистрали;

Таблица 1 –Значение предельных расходов

Наши рекомендации