Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств

Метод рационализации при решении показательных и логарифмических неравенств

ВВЕДЕНИЕ

В предыдущей статье мы подробно рассмотрели методы решения рациональных и дробно-рациональных неравенств. В основе этих методов лежит очевидный факт: непрерывная функция на отрезке между двумя нулевыми значениями не изменяет знак (положительна или отрицательна). Некоторые элементарные свойства многочленов, связанные с понятием кратного корня, позволяют быстро установить знак дробно-рациональной функции на каждом таком интервале монотонности. Заметим, что в общем случае требуется вычислять значения функции в «пробных» точках на каждом интервале, что более трудоемко.

В этой статье мы рассмотрим примеры сведения логарифмических и показательных неравенств, у которых основание, выражение под знаком логарифма, степень – многочлены. Оказывается, такие неравенства эффективно сводятся к дробно-рациональным или рациональным, причем (что важно, например, на ЕГЭ) полученные решения будут более компактными по сравнению с традиционными.

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств

Рассмотрим логарифмическое неравенство вида

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru , (1)

где Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru - некоторые функции (об их природе будем говорить ниже).

Стандартный метод решения такого неравенства предполагает разбор двух случаев на области допустимых значений неравенства.

В первом случае, когда основания логарифмов удовлетворяют условию

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru , знак неравенства обращается: Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Во втором случае, когда основание удовлетворяет условию Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru , знак неравенства сохраняется: Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

На первый взгляд – все логично, рассмотрим два случая и потом объединим ответы. Правда, при рассмотрении второго случая возникает определенный дискомфорт – приходится на 90 процентов повторять выкладки из первого случая (преобразовывать, находить корни вспомогательных уравнений, определять промежутки монотонности знака). Возникает естественный вопрос – можно ли все это как-нибудь рационализировать объединить?

Ответ на этот вопрос содержится в следующей теореме.

Теорема 1. Логарифмическое неравенство

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru

равносильно следующей системе неравенств:

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru (2)

Доказательство. Начнем с того, что первые четыре неравенства системы (2) задают множество допустимых значений исходного логарифмического неравенства. Обратим теперь внимание на пятое неравенство. Если Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru , то первый множитель этого неравенства будет отрицателен. При сокращении на него придется изменить знак неравенства на противоположный, тогда получится неравенство Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru . Если же Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru , то первый множитель пятого неравенства положителен, сокращаем его без изменения знака неравенства, получаем неравенство Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru . Таким образом, пятое неравенство системы включает в себя оба случая предыдущего метода. Терема доказана.

Пример. Решить неравенство

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Решение. Воспользуемся теоремой 1. получим следующую систему неравенств:

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru

Решая первые четыре неравенства, практически находим ОДЗ исходного неравенства:

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru

Откуда: Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Решим теперь пятое неравенство системы. После элементарных преобразований получим неравенство

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Умножим второй сомножитель на -1 и поменяем знак неравенства:

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Нетрудно заметить, что корнями второго множителя в этом неравенстве являются числа 1 и -2. Поэтому, раскладывая второй множитель на одночлены первого порядка, получаем:

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Это неравенство легко решить методом интервалов: Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

С учетом найденного ранее ОДЗ, получаем окончательный ответ.

Ответ: Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств - student2.ru .

Замечание. Обращаем внимание тех, кто собирается применять метод рационализации на ЕГЭ на следующее: критерии проверки таковы, что при ошибочном решении, но правильно найденном ОДЗ (при дополнительных условиях) можно получить балл. Поэтому рекомендуется сначала отдельно найти ОДЗ, а затем перейти к решению основного (пятого) неравенства.

Наши рекомендации