Оптимизация расходов рекламной кампании

Общие положения

Для понимания сути оптимизационных задач рассмотрим практический пример. Предположим, что магазин торгует магнитолами по цене 1500 руб. и телевизорами по цене 3000 руб. Требуется определить, сколько нужно продавать в день магнитол и телевизоров, чтобы выручка была максимальной.

Очевидный ответ будет таким: как можно больше телевизоров и как можно больше магнитофонов. При этом математическое уравнение будет иметь следующий вид:

S=1500*m+3000*n,

где S – выручка магазина,

m – количество проданных магнитол;

n – количество проданных телевизоров.

Реальные возможности магазина ограничены. Например, в день можно продать не более 70 магнитол и не более 50 телевизоров. Очевидно, что m и n не могут быть отрицательными значениями. Поэтому задав ограничения:

m<=50

n<=70

n>=0

m>=0

мы получим математическую модель, которую можно использовать для моделирования экономической ситуации.

Рассмотренный пример относится к области линейного программи­рования. Большое количество экономических задач сводятся к линейному программированию. Задачи линейного программирования можно решать, используя MS EXCEL.

Планирование производства

Завод выпускает два вида стали: легированную сталь и нелегированную сталь. Для производства стали используется руда от двух поставщиков: уральская руда и сибирская руда. Максимально возможные суточные запасы этих продуктов на складе завода составляют 20 т и 40 т соответственно. Расходы руды на производство 1 т. стали приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расходы руды на производство стали

Исходный продукт Расход на 1 т. стали Максимальный запас руды
Легированная сталь Нелегиро­ван­ная сталь
Уральская руда Сибирская руда

Анализ рынка показал, что суточный спрос на нелегированную сталь меньше спроса на легированную сталь не более чем на 2 т. Кроме того, установлено, что спрос на легированную сталь не превышает 10 т. в сутки. Прибыль от продажи одной тонны стали равны 4 000 р. и 3 000 р. соответственно. Необходимо найти общее количество выпускаемой стали, при котором при­быль максимальна.

Для решения задачи построим сначала математическую модель. Суммарная суточная прибыль от продажи стали составляет:

P=4000*L1+3000*L2,

где L1 – количество легированной стали

L2 – количество нелегированной стали

Перейдем к ограничениям. Объем производства не может быть отрицательным, следовательно

L1, L2 =>0

Расход исходного сырья не может превосходить максимального запаса, следовательно

2* L1 + 3* L2 <=20,

3* L1 + 4* L2 <=40.

Ограничение на спрос таковы, что должны выполняться неравенства

L1 – L2 <=2,

L1 <=10.

Теперь решим задачу, для чего выполните следующие действия.

1. Создайте таблицу по образцу, приведенному ни ниже (Рис. 45).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 45. Исходная таблица

2. Введите теперь формулы математической модели (Рис. 46).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 46. Формулы математической модели

3. Выполните команду Сервис – Поиск решения.

4. В открывшемся окне задайте следующие параметры:

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 47. Параметры поиска решения

5. После команды Выполнить откроется окно диалога Результаты поиска решения, которое сообщает, что решение найдено.

6. Создайте отчет о решении. Для этого выберите тип отчета - Результаты. Нажмите ОК.

7. В результате будут рассчитаны оптимальные значения производства стали (Рис. 48).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 48. Результаты решения

8. Для просмотра полученного отчета в рабочей книге (Рис. 49) выберите появившийся корешок.

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 49. Отчет по результатам решения

Оптимизация расходов рекламной кампании

Предприятие рекламирует свою деятельность с использованием четырех источников информации: телевидения, радио, газет и расклейки объявлений. Анализ рекламной деятельности в прошлом показал, что вложенные в рекламу средства приводят к увеличению прибыли на 10, 5, 7 и 4 руб. соответственно в расчете на 1 руб., затраченный на рекламу. На рекламу выделено 50 000 руб., причем руководство намерено тратить на телевидение не более 50% выделенной суммы, на радио - не более 20%, на газеты - не более 35%, на расклейку объявлений - не более 30%. Как следует предприятию организовать рекламную кампанию, чтобы получить максимальную прибыль?

Построим экономико-математическую модель. Для этого введем следующие обозначения:

X1 – средства, направленные на телевидение;

X2 – средства, направленные на радио;

X3 – средства, направленные на газеты;

X4 – средства, направленные на расклейку объявлений.

Целевая функция будет иметь следующий вид:

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Ограничения:

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Теперь решим задачу в MS EXCEL. Для этого выполните следующие действия:

1. Создайте таблицу, приведенную на образце (Рис. 50).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 50. Таблица для оптимизации рекламной деятельности

2. Вызовите функцию Поиск решения. Заполните поля поиска решения, учитывая, что ячейка В9 - целевая ячейка. В процессе решения задачи EXCEL будет перебирать значения в ячейках В2:В5 и вычислять значение общих затрат на рекламу по отдельным видам расходов. Т.е. у вас должны быть заполнены параметры Поиска решения следующим образом:

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 51. Параметры поиска решения

3. После вычислений получим результат (Рис. 52).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 52. Решение оптимизации рекламной деятельности

Из решения видно, что для максимизации прибыли выделять средства на расклейку объявлений не имеет смысла.

Транспортная задача

Имеется 4 склада продукции и 5 заводов по переработке этой продукции. Запасы продукции на складах составляют 150, 180, 145 и 200 тонн соответственно. Возможности заводов по переработке продукции составляют 100, 125, 140, 160 и 150 тонн соответственно.

Затраты на перевозку одной тонны продукции представлены в таблице 2.

Таблица 2. Затраты на перевозку одной тонны продукции

  Завод 1 Завод 2 Завод 3 Завод 4 Завод 5
Склад 1 14,32 18,24 16,22 24,12 19,56
Склад 2 18,33 16,42 13,75 21,48 11,85
Склад 3 13,45 14,26 17,15 18,95 15,45
Склад 4 15,55 15,95 15,12 19,42 16,44

Общее количество перевозимой продукции сбалансировано. Т.е. вся продукция полностью перерабатывается заводами. Требуется ответить на вопрос – как организовать перевозку продукции, чтобы затраты были минимальны?

Построим экономико-математическую модель. Для этого введем следующие обозначения:

Хij – количество продукции, перевозимой с i-го склада на
j-ый завод.

Cij – стоимость перевозки единицы продукции с i-го склада на j-ый завод,

Y – затраты на перевозку всей продукции.

Затраты на перевозку всей продукции можно определить по формуле:

Y = SS Xij×Сij

Это и будет наша целевая функция. Ее значение должно быть минимальным. Введем теперь ограничения. Обозначим:

Ni – запасы продукции на i-ом складе,

Mj – возможности j-го завода по переработке продукции.

Тогда ограничения можно записать в следующем виде:

Ni = S Xi;

Mj = S Xj;

Xij ≥ 0;

Xij – целые.

Для Xij задается ограничение на целые значения, чтобы программа тратила меньше времени на перебор всех возможных значений. Хотя это ограничение не является обязательным.

Теперь решим задачу в MS EXCEL. Решение будет состоять из следующих этапов:

1-й этап. На этом этапе создадим таблицу с исходными данными.

2-й этап.. На этом этапе создадим таблицу, в которой EXCEL будет находить оптимальные значения объемов продукции, которую надо перевести со складов на заводы.

3-й этап. Создадим таблицу, в которой EXCEL будет вести расчет стоимости перевозимой продукции со складов на заводы. С помощью этой таблицы мы получим общие затраты на перевозку.

4-й этап. Решим задачу, используя функцию Поиск решения.

1. Создайте таблицу в EXCEL по образцу (Рис. 53).

  A B C D E F G H
  Завод 1 Завод 2 Завод 3 Завод 4 Завод 5   Имеется
Склад 1 14,32 18,24 16,22 24,12 19,56  
Склад 2 18,33 16,42 13,75 21,48 11,85  
Склад 3 13,45 14,26 17,15 18,95 15,45  
Склад 4 15,55 15,95 15,12 19,42 16,44  
               
Требуется  

Рис. 53. Исходная таблица

В ячейках B2:F5 расположены значения стоимости перевозок 1 тонны продукции. В ячейках Н2:Н5 находятся значения запасов продукции на складах в тоннах. В ячейках В7:F7 находятся значения возможностей заводов по переработки продукции.

В ячейке H7 находится формула =СУММ(H2:H5).

2. Создайте ниже следующую таблицу (Рис. 54).

  A B C D E F G H
Оптимальный план перевозок    
  Завод 1 Завод 2 Завод 3 Завод 4 Завод 5    
Склад 1              
Склад 2              
Склад 3              
Склад 4              
               
               

Рис. 54. Таблица для расчетов

В этой таблице в ячейках B11:F14 EXCEL будет искать значения, удовлетворяющие условиям задачи.

3. В ячейку Н11 введите формулу: = СУММ(В11:F11)

4. Скопируйте эту формулу в ячейки Н12:Н14.

5. В ячейку В16 введите формулу: = СУММ(В11:В14)

6. Скопируйте эту формулу в ячейки С16:F16.

7. В ячейку Н16 ввести формулу: = СУММ(Н11:Н14)

Таким образом, в ячейках Н11:Н14 будут находиться значения объемов продукции, вывезенной со складов, а в ячейках В16:F16 будут находиться значения объемов продукции, доставленной на заводы. В ячейке Н16 будет определено общее количество перевезенной продукции.

Перед решением задачи в этих ячейках EXCEL поместит нули (Рис. 55).

  A B C D E F G H
Оптимальный план перевозок    
  Завод 1 Завод 2 Завод 3 Завод 4 Завод 5    
Склад 1            
Склад 2            
Склад 3            
Склад 4            
               
   

Рис. 55. Таблица объемов перевозок

8. Теперь определим затраты на перевозку продукции с каждого склада на каждый завод. Составим следующую таблицу (ее можно скопировать с предыдущей таблицы):

  A B C D E F G H
Затраты на перевозку    
  Завод 1 Завод 2 Завод 3 Завод 4 Завод 5    
Склад 1              
Склад 2              
Склад 3              
Склад 4              
               
               

Рис. 56. Таблица затрат на перевозку продукции

9. В ячейку В20 введите формулу: =В2*В11.

10. Скопируйте эту формулу в блок ячеек В20:F23. В таблице в указанных ячейках появятся нули.

11. В ячейку Н20 введите формулу: =СУММ(В20:F20).

12. Скопируйте эту формулу в ячейки Н21:Н23.

13. В ячейку В25 введите формулу: =СУММ(В20:В23).

14. Скопируйте эту формулу в ячейки С25:F25.

15. В ячейку Н25 введите формулу: =СУММ(Н20:Н23).

Таким образом, в ячейках Н20:Н23 будут находиться значения затратна перевозку продукции, вывезенной со складов, а в ячейках В25:F25 будут находиться значения затрат на перевозку продукции, доставленной на заводы. В ячейке Н25 будут определены общие затраты на перевозку продукции. Перед решением задачи в этих ячейках EXCEL также поместит нули. Тогда общий вид рабочего листа будет следующим (Рис. 57):

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 57. Вид рабочего листа перед решением

Ячейка Н25 будет целевой ячейкой. EXCEL в процессе решения задачи будет перебирать значения в ячейках В11:F14 и вычислять значение общих затрат на перевозку. Затем он выберет тот вариант, при котором значение в целевой ячейке будет минимальным.

16. Установите курсор на ячейку Н25 и выполните команду Сервис - Поиск решения.

17. Задайте параметры Поиска решения (Рис. 58).

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 58. Параметры поиска решения

После выполнения поиска решения получим следующий результат (Рис. 59):

Из полученного решения видно, что на первый завод с первого склада нужно перевезти 100 тонн продукции. На второй завод необходимо перевезти 125 тонн с третьего склада и т.д.

Оптимизация расходов рекламной кампании - student2.ru

Рис. 59. Результат поиска решения

Наши рекомендации