Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал «Тобольский индустриальный институт»

Кафедра электроэнергетики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторной работы №11

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ КАПИЛЛЯРНЫМ МЕТОДОМ»

по дисциплине: «Физика»

Тобольск 2008 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Внимательно изучайте теоретическую часть работы.

2. Приступайте к выполнению работы только после сдачи допуска на проведение лабораторного практикума преподавателю или лаборанту.

3. В случае возникновения неисправности оборудования во время выполнения лабораторной работы немедленно отключить электропитание (отключить питание прибора кнопкой или тумблером «Сеть», либо выдернуть вилку из розетки) или выключить общий выключатель – автомат, о случившемся доложить лаборанту и преподавателю.

4. В случае возникновения вопросов по данной работе обращаться к лаборанту или преподавателю. Строго соблюдать общие инструкции по технике безопасности в лаборатории «Механика и молекулярная физика».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ КАПИЛЛЯРНЫМ МЕТОДОМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение внутреннего трения воздуха как одного из явлений переноса газа.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: экспериментальная установка ФПТ І-І.

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ

Для определения коэффициента вязкости воздуха продувается через длинный тонкий канал (капилляр) с небольшой скоростью. При малых скоростях потока течение в канале является ламинарным, т.е. поток воздуха движется отдельными слоями, и его скорость в каждой точке направлена вдоль оси канала. Такое течение устанавливается на некотором расстоянии от входа в капилляр, поэтому для достижения достаточной точности эксперимента необходимо выполнение условия федеральное агентство по образованию - student2.ru

федеральное агентство по образованию - student2.ru
где федеральное агентство по образованию - student2.ru - радиус; федеральное агентство по образованию - student2.ru - длина капилляра.

федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru

Рис. 1 Рис. 2

Рассмотрим подробнее течение газа в круглом канале диаметром федеральное агентство по образованию - student2.ru при капиллярном режиме течения. Выделим воображаемый цилиндрический объем радиусом r и длиной федеральное агентство по образованию - student2.ru , как это показано на рис. 1. Обозначим давления на торцах цилиндра через федеральное агентство по образованию - student2.ru и федеральное агентство по образованию - student2.ru . При установившемся течении вектор скорости в каждой точке канала не меняется со временем. Тогда сила давления на выбранный объем федеральное агентство по образованию - student2.ru , действующая в направлении течения газа, уравновешивается силой внутреннего трения F, действующей со стороны наружных слоев газа:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Сила внутреннего трения определяется по формуле Ньютона:

федеральное агентство по образованию - student2.ru (1)

где федеральное агентство по образованию - student2.ru - градиент скорости газа;

федеральное агентство по образованию - student2.ru - площадь поверхности слоя, перпендикулярного оси ОХ;

федеральное агентство по образованию - student2.ru - коэффициент вязкости.

федеральное агентство по образованию - student2.ru (2)

где федеральное агентство по образованию - student2.ru - площадь боковой поверхности у цилиндра, федеральное агентство по образованию - student2.ru .

Вследствие трения скорость газа убывает с увеличением расстояния от оси канала. Следовательно, величина федеральное агентство по образованию - student2.ru отрицательна и федеральное агентство по образованию - student2.ru . Исходя из этого, силу внутреннего трения можно представить в виде:

федеральное агентство по образованию - student2.ru (3)

Выражение (2) с учётом (3) запишется следующим образом:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Разделяя переменные получаем:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Проинтегрируем это уравнение для пределов, найденных с учётом условия, что сила внутреннего трения о стенку канала тормозит прилежащий к ней слой газа, т.е. при федеральное агентство по образованию - student2.ru

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Получаем параболический закон изменения скорости газа по радиусу канала:

федеральное агентство по образованию - student2.ru (4)

где федеральное агентство по образованию - student2.ru

Вычислим объёмный расход газа (объём газа, протекающий за единицу времени через поперечное сечение канала). Разобъём поперечное сечение канала на кольца шириной федеральное агентство по образованию - student2.ru (см. рис. 2). Объёмный расход газа через кольцо радиусом федеральное агентство по образованию - student2.ru можно представить в виде:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Соответственно объёмный расход газа федеральное агентство по образованию - student2.ru через канал будет

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Интегрируя, получаем формулу Пуазейля:

федеральное агентство по образованию - student2.ru (5)

Соотношение (5) используется для экспериментального определения коэффициента вязкости газа. Измеряя объёмный расход федеральное агентство по образованию - student2.ru и разность давления федеральное агентство по образованию - student2.ru воздуха на концах капилляра длиной федеральное агентство по образованию - student2.ru и диаметром федеральное агентство по образованию - student2.ru , коэффициент вязкости можно рассчитать по формуле:

федеральное агентство по образованию - student2.ru (6)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Для определения коэффициента вязкости воздуха предназначена экспериментальная установка ФПТ І-І. Общий вид которой приведён на рис. 3.

Воздух в капилляр 2 нагревается микропроцессором, вмонтированным в блок управления. Величина объёмного расхода воздуха устанавливается посредством регулятора 5 и измеряется реометром 1. Следует отметить, что во всём диапазоне изменения объёмного расхода скорость движения воздуха в капилляре сравнительно невелика (до 40 м/с), так что не нарушается ламинарный режим течения.

Для определения разности давления воздуха на концах капилляра предназначен федеральное агентство по образованию - student2.ru - образный водяной манометр 4, колена которого соединены с камерами отбора давления 3.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Включить установку тумблером «СЕТЬ».

2. С помощью регулятора расхода 5 установить по показаниям реометра 1 выбранное значение (0,8·10-5 м3/с).

3. Замерить разность давлений федеральное агентство по образованию - student2.ru в коленах манометра

4. Значения федеральное агентство по образованию - student2.ru и федеральное агентство по образованию - student2.ru занести в табл.1.

Таблица

№ изм. Q федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru n федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru
м3 Па К Па кг/(м·с) м/с м с-1 м-3 м
1.                    
2.      
3.      
4.      
5.      

5. По пп.2,3 опыт повторить не менее пяти раз, изменяя величину объёмного расхода воздуха.

6. Для каждого режима определить коэффициент вязкости воздуха по формуле (6). Найти среднее значение коэффициента вязкости воздуха федеральное агентство по образованию - student2.ru .

7. Вычислить среднеарифметическую скорость движения молекул воздуха по формуле:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

где федеральное агентство по образованию - student2.ru - среднеарифметическая скорость теплового движения молекул газа.

Необходимо учесть, что молярная масса воздуха федеральное агентство по образованию - student2.ru равна 29·10-3кг/моль.

8. Определить среднюю длину свободного пробега федеральное агентство по образованию - student2.ru из формулы:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

и среднее число соударений молекул федеральное агентство по образованию - student2.ru за одну секунду по формуле

федеральное агентство по образованию - student2.ru

(При этом плотность воздуха федеральное агентство по образованию - student2.ru находится по приложению у лаборанта с учётом измеренных значений федеральное агентство по образованию - student2.ru и давления федеральное агентство по образованию - student2.ru в комнате).

9. Найти концентрацию молекул воздуха федеральное агентство по образованию - student2.ru из уравнения федеральное агентство по образованию - student2.ru

и рассчитать эффективный диаметр молекул федеральное агентство по образованию - student2.ru по формуле:

федеральное агентство по образованию - student2.ru

10. Оценить погрешность результатов измерений.

11. Выключить установку тумблером «СЕТЬ».

ПРИМЕЧАНИЕ: федеральное агентство по образованию - student2.ru

федеральное агентство по образованию - student2.ru федеральное агентство по образованию - student2.ru КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чём заключается капиллярный метод определения коэффициента вязкости?

2. Связь каких параметров определяется формулой Пуазейля? Каковы условия её применения?

3. Как изменяется скорость движения газа по радиусу канала при ламинарном режиме течения?

4. Каким образом, проводя измерения расхода воздуха, разности давлений на концах капилляра, давления и температуры воздуха, можно оценить значения величин федеральное агентство по образованию - student2.ru ?

5. Объясните, почему при строительстве магистральных газопроводов используют трубы большого диаметра, а не увеличивают давление транспортируемого газа?

ОБЩИЙ ВИД УСТАНОВКИ ФПТ I-I

федеральное агентство по образованию - student2.ru

Рис. 3

Наши рекомендации