Условия организации контроля

1. Условие генерализациипредусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управ­ляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь. Оно отвергает традиционное представление о необходимости осуществления контроля в равной степени и объеме по всем направлениям деятельности.

2. Условие интеграцииподразумевает объединение усилий педагогического и родительского коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

3. Условие гуманизациивсей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Необходимые условия осуществления эффективного контроля:

• отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения;

• создание в ходе контроля стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставления педагогу возможности апробировать их на практике;

• создание условий для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;

• стремление в ходе контроля не только объективно оценить деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей, но и выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего самосовершенствования.

4. Условие индивидуализацииозначает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

5. Условие дифференциациипредполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления образовательным учреждением реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля —самоконтролю, т.е. к работе на доверии.

Из вышеизложенных условий определяются признаки позитивного контроля:

• педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно образовательный процесс;

• педагог должен знать, что именно контролируется;

• контролировать следует открыто;

• осуществлять контроль результатов, а не действий;

• осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного товарищеского тона общения;

• при доведении рекомендаций, указаний особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления;

• правильный выбор критериев оценки и их оптимальность;

• следует делегировать ответственность.

АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности.

Предлагается использовать следующий алгоритм контроля:

Цель контроля — объект контроля —разработка плана контроля— сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций — проверка исполнения рекомендаций.

Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:

1. Сбор информации — с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;

2. Изучение документации;

3. Обработку полученной информации;

4. Заполнение листов опроса;

5. Обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных, их анализ и интерпретация;

6. Утверждение на педагогическом совете направлений
корректировки педпроцесса;

7. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;

8. Разработку рекомендаций.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА

ВОПРОСОВ, КОНТРОЛИРУЕМОГО

АДМИНИСТРАЦИЕЙ

Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем или заместителем заведующей по учебно-воспитательной работе и др.

При этом следует исходить из их должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками, «Положением о дошкольном учреждении», а также из конкретных условий.

Заведующая контролирует:

1) работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

2) выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

3) проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

4) качество знаний, умений и навыков у детей;

5) выполнение решений педагогического совета;

6) сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

7) ведение документации всеми воспитателями и администрацией;

8) организацию и осуществление работы с родителями;

9) финансово-хозяйственную деятельность;

10) выборочный контроль за работой воспитателей.
Старший воспитатель контролирует:

1) состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

2) выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

3) календарные планы и документацию педагогов;

4) наличие и хранение детских работ;

5) работу педагогов по повышению квалификации.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяются следующие виды контроля: тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.

условия организации контроля - student2.ru

Тематический контрольи тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Также целью тематической проверки является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1 —2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

План тематического контроля

Цель: проверка проводится

Возрастные группы: с ____ по _____ .

Ф.И.О. воспитателей:

условия организации контроля - student2.ru Отбор Методики Дни Возрастные группы
  Объект контроля содержания и проверки проверки недели II мл. сред. стар.
Знания, уме­ния, навыки детей     ПН ВТ      
Знания, уме­ния, навыки воспитателей     ср чт      
Планирование     пт ПН      
Создание условий     ВТ ср      
Работа с родителями     чт пт      

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ. Продолжительность его проведения от 1 до 3-х дней.

Итоговый контроль,являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени: квартал, полугодие, год. Итоговый тематический контроль планируется в следующих случаях:

• За квартал:для оценивания уровня содержания работы(воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;

• За полугодие:если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

• За учебный год:для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

При проведении контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:

— усвоение детьми образовательных программ;

— условия, созданные для педагогической деятельности;

— уровень педагогического мастерства педагогов. Другая разновидность тематического контролям — персональный,который планируется при следующих условиях.

— Во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. Во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недоче­тов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

Фронтальный контрольи его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом.

Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый. Фронтальный контроль проводится в любое время года, продолжительность его от 3-х дней до недели.

Предварительный контрольпомогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителями (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.

Текущий контрольставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Итоговый контрольпланируется в следующих случаях:

— при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации;

— при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Итоги фронтальной и тематической проверок по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей, заседания местного комитета.

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующем контроле.

Оперативный контрольи его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроляявляется предупреждение того или иного недостатка. Его смысл в профилактике возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Руководитель (старший воспитатель), наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику,которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. С целью определения срезовых умений и навыков детей за определенный отрезок времени по разным видам деятельности с детьми организуются ито­говые комплексные занятия.

Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или эпизодический) контроль. Всодержание педагогического анализа выборочного (эпизодического) контроля может входить состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи.

С его помощью можно устранить такие незначительные сбои в работе, как выявление причин отклонений качества воспитания и обучения от существующих требований; установление причин несоответствия фактического уровня знаний детей от требований программы.

Особенностью данного контроля является то, что он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Тогда в содержание педагогического анализа включается готовность воспитателя к проведению занятия (прогулки и т.п.); оценка работы воспитателя за день; анализ воспитанности детей; анализ педагогических условий в группе и другие показатели.

Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный контрольи его виды проводятся с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения рабо­ты двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения)является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

Обновление работы в дошкольных образовательных учреждениях предполагает расширение и углубление демократии и гласности. Новые подходы оказывают благотворное влияние на воспитательно-образовательный процесс, стимулируют атмосферу творческого поиска в реализации поставленных задач. Должны ли в этом случае оставаться неизменными контроль и руководство?

Главное в дошкольном учреждении — его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля:

— педагогически грамотное, с учетом современных достижений педагогической науки и практики, планирование и организация образовательного процесса;

— владение воспитателя активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми;

— достижение оптимального результата, выражающееся в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; качественный уровень оздоровительной работы, и как результат — снижение заболеваемости дошкольников.

На основе данных критериев коллектив педагогов можно условно разделить на три группы.

В первую группу входят воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Это группа педагогов, работающих на доверии.

Ко второй группе относятся воспитатели — кандидаты в группу работающих на доверии. Педагоги данной группы обеспечивают организацию воспитательного процесса в рамках требований Госстандарта. Проявления творчества ограниче­ны в силу недостаточно сформировавшейся методической компетентности.

Третья группа — это педагоги, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ. К их числу можно отнести молодых специалистов, вновь принятых педагогов, а также тех, кто обладает недостаточным профессиональным опытом для реализации новационных процессов в сфере дошкольного образования.

Однако перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказа от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с изучением и обобщением опыта работающих в группах специалистов с тем, что-

бы сделать его достоянием всего педагогического коллектива, или по просьбе самих воспитателей. Целью этих посещений может являться:

— оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий;

— помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии;

— коррекция в организации творческого поиска.

При всей прогрессивности идеи самоконтроля в ее реализации много сложностей. Некоторые педагоги трактуют самоконтроль как альтернативу контролю со стороны руководителя. Это неверно. Самоконтроль — одна из форм контроля, а не бесконтрольность. Анализ опыта перевода воспитателей в режим самоконтроля показывает, что при этом не только повышается ответственность воспитателя, но иногда возникает неправильная ее трактовка и понимание. При этом педагог проявляет гиперответственность, направляя свою деятельность и энергию на «оправдание доверия», постоянно испытывая страх, что у него что-то не получится «как надо». От такого усердия страдают в первую очередь дети. В этом случае работу воспитателя необходимо вернуть в режим планового контроля.

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроля в виде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.

Планировать контроль на месяц или год можно по следующей форме:

Мероприятия и объекты Виды контроля Цели контроля Результаты Предложения по результатам Сроки Отметки о выполнении
4 •
             

Заранее заполняются 1, 2, 3, 6 графы; 4, 5, 7 — в ходе проведения проверок.

Заведующая разрабатывает план проведения проверки. В плане фронтальной или тематической проверки указывается цель, организация и проведение проверки (теоретическая и методическая подготовка, консультации, инструктаж по предстоящей проверке, обогащение материальной базы, разработка плана-графика посещений групп и проведения консультаций, подведение итогов проверки). Определяются показатели, по которым оцениваются результаты работы, а также методы контроля.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность контроля во многом зависит от качества педагогического анализа, эффективности осуществления различных его видов: эпизодического (анализ отдельных занятий, режимных моментов), тематического (анализа одного из разделов программы воспитательно-образовательной работы с детьми), итогового (анализа работы за год).

Педагогический анализ состоит из четырех взаимосвязанных последовательных этапов.

1-й этап — предварительный, собирается необходимая для анализа информация;

2-й этап — характеристика элементов занятия, игры, труда и др., позволяющая выработать объективную оценку каждого из выделенных элементов;

3-й этап — характеристика взаимосвязи элементов занятия или других форм педагогического процесса, которой оценивается наличие и специфика выделенных связей и на этой основе выделяются причины, определившие итог занятия;

4-й этап — завершающий, позволяет дать общую оценку занятий, сделать выводы и выработать конкретные предложения.

В современной управленческой практике в связи со сложившейся процедурой аттестации педагогических кадров особое место уделяется самоанализу как способу рефлексии собственной педагогической деятельности.

условия организации контроля - student2.ru При организации педагогического анализа необходимо привлечь воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателя надо учить. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а большинство — завышенную.

Заведующий (старший воспитатель) должны помнить, что педагогический анализ — это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения альтернативных методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения высоких результатов. Предлагаемая памятка поможет воспитателю в ходе анализа о своей деятельности.

Наши рекомендации