Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»,

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Научно-исследовательская работа

Яковлевой Анжелики,

Ученицы 8 класса

МОУ «Балдаевская СОШ»

Ядринского района ЧР.

Руководитель: Мурзина Г.В.,

Учительница русского языка

И литературы.

Балдаево 2008

Содержание

  1. Введение………………………………………………..........стр. 2
  1. Сопоставительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»……………………………стр.4

  1. Мои выводы…………………………………………………стр. 8
  1. Посвящение поэтам…………………………………………стр.9
  1. Список использованной литературы……………………….стр.9

Введение

Меня зовут Яковлева Анжелика, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МОУ «Балдаевская СОШ». В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, писать стихи. Литературное творчество – мое хобби. Еще в позапрошлом году я участвовала в научно-исследовательской конференции, представляла сборник своих стихов «Тропинка в школу» и заняла достойное место. Я так же продолжаю писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов., чтобы учиться у них.

У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина всегда притягивают мое внимание. В их стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение. Я заметила уже давно, что у Лермонтова есть стихотворения, которые перекликаются со стихотворениями Пушкина. В частности, мое внимание привлекли уже своими названиями такие два произведения: стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке», написанное в 18 году, и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», созданное в 18 году. Прочитав их, я задалась вопросом, случайное ли это совпадение, или Лермонтов написал свое по мотивам стихотворения Пушкина.

Вопрос за вопросом, и у меня созрела идея сравнить эти два стихотворения. Я решила провести небольшое исследование.

Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности их манеры письма, стили двух поэтов, какой у них язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.

Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю

Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:

Примерная схема анализа стихотворения

Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

Жанровые особенности стихотворения.

Темы и основные мотивы.

Особенности композиции, или построения лирического произведения.

Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

Нстроение, преобладающее в стихотворении.

Лексический строй текста.

Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

Приемы звукописи.

Особенности строфики и рифмовки.

Смысл названия произведения.

При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения.

При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:

О чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?

Меняется ли настроение по ходу текста стихотворения? Докажите свое мнение.

Какие образы и картины показались вам наиболее выразительными? Почему?

Какими художественными средствами пользовались поэты при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?

Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения двух великих поэтов. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» - student2.ru А.С.Пушкин «Монастырь на Казбеке» Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами.   Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» - student2.ru В соседство бога скрыться мне!..   Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» - student2.ru М.Ю.Лермонтов «Крест на скале» В теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу. Но крест деревянный чернеет на ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, С тех пор как он виден с далеких холмов. И каждая к верху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О, если б взойти удалось мне туда Как я бы молился и плакал тогда; И после бы сбросил я цепь бытия, Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» - student2.ru И с бурею братом назвался бы я.  
  Сходства
Оба стихотворения объединены темами: изображение вершин Кавказа и желание лирического героя подняться к вольной вышине.
Над семьею гор, Казбек; Туда б… подняться к вольной вышине В теснине Кавказа, скалу; о, если б взойти удалось мне туда…
В начале стихотворения оба поэта обращают свой взор на одну из самых высоких вершин Кавказа
Высоко, за облаками, над горами, далекий брег, к вышине, в соседство бога Туда долететь лишь степному орлу; он хочет схватить облака
В основе обоих стихотворений - религиозные символы, наводящие на размышление о жизни и судьбе
Монастырь, келью, бог Крест, молился
Выражена неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, горячее желание изменить свою жизнь
Вожделенный брег, туда б… подняться, скрыться мне О, если б взойти; сбросил бы цепь бытия
Использована антитеза, контраст
Ущелье - вышине Теснина – скала, взойти - сбросил
Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из двух частей: описания горы, вершины (у Пушкина – восхваление горы) и выражения мечты, желания лирического героя.
Играют ли поэты звуками? Несомненно. Легко заметить, что ударными в стихотворениях являются звуки О, А, Э, которые передают ощущение пространства, открытости, безграничности и повторяют звуки наиболее важных слов «монастырь на Казбеке» и «крест на скале» и постоянно напоминают о них
Высоко-семьею-гор-твой-шатер-твой-далекий-вольной-заоблачную-бога Царственный–сияет-лучами-облаками-как-горами-туда-сказав-подняться-туда Казбек-вечными-небе-реющий-ковчег-вожделенный-брег-ущелью-вышине-келью-соседство-мне : Кавказа-знаю-туда-деревянный-каждая-подъята-рука-облака-туда-плакал-тогда-я-бытия-братом-назвался-я   Степному-гниет-гнется-много-протекло-следов-пор-далеких-холмов-хочет-о- удалось –после -сбросил Долететь-крест-чернеет-дождей-лет--мне-цепь. Невозможно не заметить и аллитерацию – повторение согласных названия кр-ст-н-ск-л (крест на скале): в теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу…  
Различия
А.С.Пушкин строит свое стихотворение в виде молитвы. Как известно, молитва состоит из двух частей: восхваление того, к кому ты обращаешься, описание его достоинств, только затем выражение просьбы, своего желания. Подтверждает это и прямое обращение: «Казбек, твой царственный шатер…». То, что это именно восхваление, восхищение, показывают такие слова: «царственный», «сияет вечными…», «как в небе реющий ковчег, парит…». Как видим, много положительно окрашенных слов, торжественной лексики. Использовано слово «вожделенный» со значением «давно и сильно желанный, страстно ожидаемый». Совсем иначе начал М.Ю.Лермонтов. он дает описание высокой скалы, его изменение во времени: здесь мало чувств, больше спокойного повествования, констатации фактов: «я знаю скалу», «крест деревянный чернеет», «гниет он и гнется», «много уж лет протекло». Здесь мы видим изобилие отрицательно окрашенной лексики: чернеет, гниет, гнется, от бурь и дождей, без следов… Свое горячее желание, мечту лирический герой передает через междометие «о, если б взойти…»
 
Образ монастыря в стихотворении многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой, одиночество, близость к Богу. « В заоблачную келью»,- пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. И лирический герой мечтает «подняться к вольной вышине» именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой Пушкина жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья. Интересны многозначные слова «шатер» и «ковчег». Шатер – это вершина, но во втором значении это и высокая пирамидальная крыша колоколен, церквей. Ковчег – во втором значении - ларец или сосуд для хранения ценностей или предметов церковного обихода, относящихся к обряду причащения, то есть чего-то очень важного и ценного. Как видим, оба слова ассоциируются с церковью, с молитвою, с богом. М.Ю.Лермонтов использует образ креста. Может быть, он имеет в виду Крестовую гору (вспомним эпизод из «Героя нашего времени»)? «Но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, с тех пор как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И ничего о молитвах, о боге. Герой мечтает взойти туда, чтобы сбросить «цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с богом дает слово «молился» и только. Само слово « бог» не появляется в стихотворении. И здесь уместно вспомнить «Молитву» : Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю… За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя… Герой Лермонтова не открыл для себя бога, он не ищет покоя, а хочет породниться с бурей. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к богу, а символ некой агрессии – «схватить облака».
 
Где покой и счастье, там мало действий. И в самом деле, я насчитала в стихотворении Пушкина только 4 глагола и одно деепричастие, выражающие действия. Зато здесь много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие. Дважды повторенное местоимение «твое» против одного «мне» явно показывает направленность не в свою сторону, не на собственное «Я», а на другого, на собеседника. В стихотворении М.Ю.Лермонтова использовано 14 глаголов, два кратких причастия и прилагательного, 3 прилагательного. Такое изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность. И в то же время в таком маленьком стихотворении поэтом использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
   
Стихотворение А.С.Пушкина более эмоционально насыщенное, вторая часть имеет интересный интонационный рисунок: три восклицания, правильно чередуемые, и кроме этого, анафора «туда б / туда б» с последующим обособленным членом создает внутристрочную паузу, помогая особо выделить это слово, это желание, эту мечту. Поэт и в первой части использует внутристрочную паузу дважды, вставляя обращение и обособленное определение, это придает медлительность и некую торжественность речи. Тому же способствуют и слова «реющий», «парит», «вечными», старославянизмы «вожделенный брег»... Напротив, здесь только одно восклицание, в самом конце стихотворения, как выражение наивысшего восторга. Интонационная картина стихотворения не отличается особенностью, она достаточно однообразна: В теснине Кавказа / я знаю скалу// Туда долететь / лишь степному орлу// Но крест деревянный / чернеет на ней// Гниет он и гнется / от бурь и дождей//   Лишь единожды междометие «о» нарушает привычный рисунок: О// если б взойти / удалось мне туда//
 
Стихотворение А.С.Пушкина богато образными средствами. Здесь и эпитеты (вечными лучами, вольной вышине), олицетворения (монастырь парит), сравнение (как в небе реющий ковчег), метафоры (над семьею гор, далекий брег), повтор слов, антитеза, инверсия (высоко сияет, как в небе реющий ковчег), анафора, восклицания, риторическое обращение, умолчание и др. Такого изобилия тропов не видим мы в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Поэт использует олицетворение ( крест гнется), развернутое сравнение (как будто он хочет схватить облака), инверсию (крест деревянный, подъята рука, сбросил я), анафору (и после бы – и с бурею), повтор слов
 
«Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А.Пушкина - четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»). Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – «парит». Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой. Напротив, М.Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным. Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.    

Мои выводы

Подведу итоги моей исследовательской работы. Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены темами, идеями, имеют одинаковую композицию, в них использованы несколько одинаковых изобразительно-выразительных приемов. Общность темы можно легко объяснить тем, что оба поэта за свое свободолюбие были наказаны ссылками на юг страны, на Кавказ. Их не могли не пленить эти горы своей красотой, своими людьми, обычаями. Именно поэтому они посвятили стихотворения Кавказу.

В то же время у стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова очень много отличий. В них выражено различное настроение: если в стихотворении Пушкина оно светлое, жизнеутверждающее, и это передано через яркие эпитеты, торжественную лексику, положительно окрашенные слова, то у Лермонтова мы видим негативное отношение героя к земному существованию, торжество тьмы над светом, бессмысленность и пустоту человеческой жизни. Все средства поэтической речи, использованные поэтами, помогают им выразить именно эти настроения.

Язык стихотворения А.С.Пушкина гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и обилием изобразительных средств, и особенностями рифмы, ритма. Все эти средства помогают ему выразить главную мысль, идею стихотворения: восторженный взгляд на красоту гор и светлое желание подняться к вольной вышине ,к покою

Напротив, гораздо более сдержанное стихотворение Лермонтова, его повествовательный характер соответствуют настроению лирического героя, его нежеланию смириться с цепью земного бытия и стремлению к активным действиям.

Даже по этим двум стихотворениям можно сделать вывод о характерах двух поэтов. Я вижу, что стихотворение Пушкина направлено не в свою сторону, не в свое «Я», а к другому, что подтверждает открытость его характера, его общительность. Пушкин любил общество, друзей, веселье. Это мы знаем из его биографии. А Лермонтов более сдержан, он одинок, он грустен, углублен в свое «Я». Об этом говорят многие его стихотворения и описание его жизни.

Великие русские поэты вдохновили меня на создание своего стихотворения, посвященного им.

П О С В Я Щ Е Н И Е

Два великих поэта,

Два великих творца!

Вы погибли так рано

И разбили сердца.

Но оставили в память

Вы стихи о себе

И бессмертные строки

О любви, о судьбе.

Нет вам равных на свете!

…Солнца луч золотой

Заиграет на небе,

Жизнь идет чередой…

Список использованной литературы

1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М., 1999

2. Лермонтов М.Ю.Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М., 1999.

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М.,2004

4.Францова Н.В., Доронина Т.В. и др. литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. - М., 2005

Наши рекомендации