Детей дошкольного возраста
Тема 6. Методика математического развития как научная область.
Проанализировать становление, современное состояние и перспективы становления методики математического развития дошкольников (презентации). Выявить вклад зарубежных педагогов в методику развития математических представлений у дошкольников. Раскрыть возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений. Определить приемы умственных действий и методику их формирования. Раскрыть понятие конструктивного мышления. Значение конструирования при обучении математике. Применение математических знаний дошкольниками в различных практических ситуациях.
Теоретический материал: [17] глава 1 §1, 3; [4] с. 210-229; доп. [7] лекция 14-15.
Практические задания:
1. Охарактеризуйте методическое наследие Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушиной.
2. Раскрыть на конкретных примерах зарубежный опыт работы педагогов по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Сформулировать задачи умственного развития детей в процессе формирования математических представлений.
4. Подобрать задания для дошкольников с математическим содержанием на развитие воображения, мышления, память, восприятия.
5. Привести примеры заданий для формирования каждого приема умственных действий.
6. Подберите или составьте задания для развития конструктивного мышления дошкольников.
Тема 7. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста.
Лабораторная работа № 1. Анализ содержания раздела «Развитие элементарных метаматематических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском саду» с целью изучить структуру программы и содержание программных задач по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Задания:
1. Заполнить таблицу «Занятия по математике»:
Группа | Возраст детей | Количество занятий в неделю | Количество занятий в году | Длительность занятий |
2. Выявить задачи по математическому развитию по группам и разделам, выделить новее задачи и показать их усложнение (номер новой задачи обвести в кружок, стрелками показать её связь с задачами на усложнение по этой же теме):
2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Количество и счет | |||
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Величина и измерение | |||
и т.д.
3. Проанализировать содержание программы по математическому развитию по вопросам:
· в каких группах проводятся занятия;
· по каким разделам ведется обучение;
· как усложняется материал в зависимости от возраста детей (на одном примере);
· почему возможно такое усложнение.
Раскрыть значение наглядности при обучении дошкольников математике.
Теоретический материал: [17] глава 2 §1-6; доп. [7] лекция 7, 16, 17.
Практические задания:
1. Подобрать наглядный материал к указанным программным задачам на занятиях в разных возрастных группах.
2. Подготовить различные виды демонстрационного и раздаточного материала
3. Раскрыть значение дидактической игры как метода обучения. Привести примеры игр к каждому разделу.
4. Составить конспект занятия по любому разделу «Развитие элементарных метаматематических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском саду».
5. Провести занятие по математике в ДОУ, сделать самоанализ к нему.
6. Выполнить лабораторные работы № 2 и 3.
Лабораторная работа № 2
Тема: Математическое развитие дошкольников вне занятий по математике в ДОУ
Цель: показать значение и возможности получения, закрепления и применения математических знаний вне занятий по математике в детском саду.
Задания:
1.Выявить задачи, связанные с математическим развитием детей, начиная с 1-й младшей группы, в разделах программы:
• ознакомление с окружающим;
• игра;
• трудовая деятельность;
• занятия (исключая математику) и др.
2.Привести примеры (8 штук), показывающие, как в режимных процессах даются, закрепляются и применяются математические знания:
Режимный процесс | Ситуация | Задача математического развития |
3.Показать значение математических знаний детей для других занятий, игр, режимных процессов и значение различных видов деятельности для формирования математических представлений у дошкольников.
Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.
Лабораторная работа № 3
Тема: Примерное двухнедельное планирование работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении
Цель: научиться самостоятельно планировать работу по математическому развитию, учитывая особенности дошкольного учреждения, возраст, развитие детей и принципы дидактики.
Задания:
1. Составить и заполнить таблицу с планом работы по математическому развитию детей на занятиях по математике и вне занятий для одной из возрастных групп на 2 недели, учитывая режимные процессы, индивидуальную работу и другие виды занятий.
1-я неделя | Утро | Вечер | 2-я неделя | Утро | Вечер |
Понедельник | Понедельник | ||||
Вторник | Вторник | ||||
Среда | Среда | ||||
Четверг | Четверг | ||||
Пятница | Пятница |
2.Показать стрелками связи между задачами по математическому развитию, отражающие возможности подготовки детей к получению новых знаний, закрепления и применения знаний, полученных на занятиях.
3.При планировании учитывать требования:
• занятия по математике проводятся в первой половине дня в середине недели;
• во второй младшей, средней и старшей группах проводится 1 занятие в неделю, а в подготовительной – 2;
• в течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов программы математического развития;
• на одном занятии по математике не может быть более одной новой задачи, остальные на повторение;
• задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются, отражая содержание работы;
• в режимных процессах и на других занятиях идет работа по подготовке детей к получению новых знаний, закрепление и применение знаний и умений, полученных на занятиях по математике.
Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.
Тема 8. Особенности и методика развития количественных представлений у дошкольников.
Рассмотреть особенности сравнения групп предметов по количеству, приемы обучения составлению множеств из отдельных предметов, различению понятий «много» и «один», сравнению различных совокупностей. Выделить методические приемы, необходимые для формирования у детей разной возрастной группы представлений о количестве. Проанализировать несколько дидактических игр и игровых упражнений на развитие у детей счетной деятельности.
Рассмотреть приемы работы по обучению ребенка счету (счет предметов, счет групп, счет мерок), типичные ошибки детей. Установить связь количественного и порядкового счета. Роль различных анализаторов в формировании понятия числа у дошкольников. Раскрыть необходимость ознакомления детей с цифрами как знаками числа.
Составление и анализ конспектов по развитию количественных представлений у детей (в разных группах).
Рассмотреть виды арифметических задач для детей дошкольного возраста (по материалам исследования), различные методики обучения дошкольников решать и составлять арифметические задачи (А.М. Леушиной, Е.И. Щербаковой, А.В. Белошистой и др.). Ознакомить с методикой использования наглядности и обучения формулировке арифметических действий. Рассмотреть метод моделирования в методике обучения решению задач.
Теоретический материал: [17] глава 4 §1-3, глава 5 §1-2; [4] с. 5-87; доп. [7] лекция 8-11.
Практические задания:
1. Составить конспект дидактической игры для II младшей группы ДОУ на тему «Один, много, ни одного».
2. Составить конспект занятия для II младшей группы ДОУ по теме «Сравнение множеств путем приложения» из трех частей: работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, дидактическая игра.
3. Подобрать дидактические игры для выработки навыков количественного счета с использованием различных анализаторов. Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущественно задействуется.
4. Подобрать дидактические игры и литературные произведения для формирования навыков порядкового счета.
5. Составить конспект занятия для средней группы ДОУ по теме «Формирование счетной деятельности».
6. Выявить типичные ошибки детей при составлении и решении задач.
7. Изучить методику обучения решению задач в исследованиях разных авторов.
8. Подобрать задания и упражнения, знакомящие дошкольников с двузначными числами в разных образовательных программах.
Тема 9. Особенности и методика развития у дошкольников представлений о величинах и их измерении.
Рассмотреть особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста. Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трех измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных отношений. Рассмотреть приемы измерения величин. Раскрыть значение проблемных ситуаций в методике обучения измерению длины с помощью условной мерки.
Теоретический материал: [17] глава 6 §1-5; [4] с. 88-128; доп. [7] лекция 12.
Практические задания:
1. Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о разных величинах.
2. В двух образовательных программах (на выбор), покажите, как усложняется содержание работы по данной теме в разных возрастных группах.
3. Разработать проблемные ситуации для измерения длины, емкости и площади с помощью условной мерки.
4. Разработайте конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с величиной предметов. Проведите это занятие в ДОУ.
5. Разработайте и опишите оригинальную игру на формирование (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов.
6. Подобрать задания на развитие глазомера, барического чувства у дошкольников.
7. Разработать конспект занятия для подготовительной группы по теме «Знакомство с общепринятыми единицами измерения величин» (на выбор).
8. Подобрать упражнения, иллюстрирующие закон сохранения количества. Охарактеризовать работу по развитию у детей представлений о сохранении количества и вещества.
Тема 10. Особенности и методика развития представлений о времени у дошкольников.
Выделить характерные особенности восприятия времени детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Разобрать детские высказывания из дневниковых записей (Р.Л. Непомнящая). Рассмотреть усложнение программных требований к ориентированию во времени. Выделить типичные ошибки детей по ориентированию во времени.
Теоретический материал: [17] глава 9 §1-3.
Практические задания:
1. Выделить временные категории, которые усваивают дети в разных возрастных группах (составить таблицу).
2. Рассмотреть модели и детские календари в работах разных авторов (Р. Чуднова, А. Давидчук, Р. Чуднова, Е. Щербакова, О. Футикова, Ф.Н. Блехер и другие). Охарактеризовать типичные ошибки детей при моделировании.
3. Разработать конспект занятия по теме «Ориентировка во времени» с использованием проблемной ситуации.
4. Подобрать задания для развития у детей чувства времени.
5. Предложите методику по формированию умений у дошкольников определять время по часам.
Тема 11. Особенности и методика развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах.
Рассмотреть возможные пути ознакомления с формой и геометрическими фигурами. Возрастные особенности становления и развития геометрических представлений: генезис, развитие восприятия формы, геометрической фигуры. Охарактеризовать общие вопросы преподавания элементов геометрии в ДОУ (на примере нескольких образовательных программах). Классификация геометрических фигур по разным признакам в ДОУ. Роль геометрических представлений в развитии пространственного мышления. Диагностирование уровней развития пространственного мышления (М.А. Габова).
Теоретический материал: [17] глава 7 §1-5; [4] с. 129-209; доп. [7] лекция 13.
Практические задания:
1. Проанализировать содержание пространственно-геометрических представлений в программах обучения, воспитания и развития детей в ДОУ (программы «Детство», «Радуга», «Развитие», традиционная, «Детский сад - 2100».)
2. Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников.
3. Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счетных палочек.
4. Придумать задания для дошкольников для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клеточку (математические диктанты).
5. Разработать курс или программу с упражнениями формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя интегративный подход (творческий проект – работа в малых группах).
6. Подобрать игры и упражнения на конструирование и моделирование геометрических фигур.
Тема 12. Особенности и методика развития пространственных представлений у дошкольников.
Роль пространственных представлений и пространственной ориентировки для практической деятельности детей и подготовки их к школе. Речевые умения детей, направленные на описание пространственных отношений. Раскрыть значение наглядности на разных этапах обучения ориентировки в пространстве. Охарактеризовать этапы работы: умение ориентироваться «на себе», «на другом человеке», «на предметах». Словесные системы отсчета по основным пространственным направлениям, трудности их усвоения дошкольниками. Значение зрительных и слуховых диктантов. Методика обучения моделированию пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах-схемах.
Теоретический материал: [17] глава 8 §1-4.
Практические задания:
1. Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.
2. Разработать упражнения для развития у детей ориентировки на листе бумаги.
3. Подобрать игры и игровые ситуации с использованием моделирования.
4. Составить слуховой и зрительный диктант на ориентирование на листе бумаги.
5. Составить конспект занятия по математике для старшей группы ДОУ с использованием дидактических игр на правила дорожного движения.
Тема 13. Методическая работа по математическому развитию детей в дошкольных учреждениях и семье.
Проанализировать формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей. Роль информационных стендов для родителей. Рассмотреть диагностический материал для изучения математического развития дошкольников (Т.И. Ерофеева Дневник математических достижений).
Теоретический материал: [17] глава 11 §1-3; доп. [7] лекция 18-21.
Практические задания:
1. Подготовить материалы для стенда или папки раскладушки с информацией по математическому развитию детей в конкретной возрастной группе (в соответствии с прохождением практики).
2. Подобрать тесты и методики для диагностики развития математических представлений.
Тема 14. Преемственность в работе дошкольного учреждения, школы и семьи по обучению детей математике.
Рассмотреть требования современной начальной школы к математической подготовке детей в ДОУ и семье. Критерии готовности детей дошкольного возраста к усвоению школьной программы по математике. Преемственность в содержании и методах обучения математике между дошкольным и школьным образованием. Формы работы по установлению преемственности между детским садом и школой по обучению детей математике.
Теоретический материал: [17] глава 10 §1-4; доп. [7] лекция 2, 3; [7].
Практические задания:
1. Изучить программу 1-го класса школы, сравнить с программой подготовительной группы ДОУ и проанализировать их на предмет преемственности.
2. Проанализировать современные программы математического образования дошкольников.