Ассмотрим линейную регрессию.

Составим исходную расчетную таблицу. Для удобства можно добавить в нее еще два столбца: ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , чтобы сразу получить общую сумму квадратов.

№ п/п Объем товарооборота ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru (тыс. руб.) Издержки ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru (тыс. руб.) ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru
12,6 158,76 12,2 +0,4 0,16 3,17
6,7 44,89 7,2 -0,5 0,25 7,46
11,2 125,44 10,9 +0,3 0,09 2,68
9,6 92,16 9,6
3,4 11,56 3,3 0,1 0,01 2,94
8,4 70,56 8,4
2,8 7,84 2,7 0,1 0,01 3,57
13,0 13,4 -0,4 0,16 3,08
6,1 37,21 5,9 0,2 0,04 3,28
1,9 3,61 2,1 -0,2 0,04 10,53
Итого 75,7 721,03 75,7 0,76 36,71
Сред.зн. 103,5 7,57 11632,5 72,1 899,9 7,57 - - 3,671

Функция издержек выразится зависимостью: ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru Для определения коэффициентов «a» и «b» воспользуемся методом наименьших квадратов (МНК):

(1) ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Домножим уравнение (1) системы на (-103,5), получим систему, которую решим методом алгебраического сложения.

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

9202,5b = 1164,05 ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru или b = 0,12649.

Коэффициент корреляции b можно находить по формуле (2), не решая систему (1) непосредственно:

(2) ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Результат аналогичен.

Теперь найдем коэффициент «a» из уравнения (1) системы (1):

10a = 75,7-1035b; 10a = 75,71035*0,12649; 10a =- 55,2;

a = -5,52.

Или можно «a» вычислить по формуле (3) ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Уравнение регрессии будет иметь вид: ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru = -5,52 + 0,126 x

Затем, подставляя различные значения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru из столбца 2, получим теоретические значения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru для столбца 7:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

аналогично для ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru…иассмотрим линейную регрессию. - student2.ru.

В столбце 8 находим разность текущего значения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru и ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru (теоретического), найденного по формуле (4).

Для расчета используем следующие формулы:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Коэффициент аппроксимации определим по формуле:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Средняя ошибка аппроксимации:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Допустимый предел значений ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru - не более 10 %, это говорит о том, что уравнение регрессии точно аппроксимирует исходную зависимость.

Тесноту связи изучаемых явлений оценивает линейный коэффициент парной корреляции ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru . Найдем его по формуле для ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Коэффициент ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru . Характер связи устанавливается по таблице Чеддока:

Диапазон измерения 0,1-0,3 0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 0,9-0,99
Характер тесноты связи слабая умеренная заметная высокая весьма высокая

В примере получилась связь прямая, весьма высокая.

Для вычисления коэффициента ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , используются и другие формулы:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

3. Дисперсионный анализ. Общая сумма квадратов отклонений (т.е. общая дисперсия ) равна:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

где ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru - общая сумма квадратов отклонений,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru - сумма отклонений, обусловленная регрессией (факторная),

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru - остаточная сумма квадратов отклонений.

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Остаточная сумма ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru определена в таблице в 9 столбце и равна 0,76. Тогда объясненная (факторная) сумма квадратов будет равна ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Долю дисперсии, объясняемую регрессией, в общей доле дисперсии ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru характеризует индекс детерминации ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru . Он определяется отношением объясненной дисперсии к общей ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Качество всего уравнения регрессии в целом, проверяется F-тестом.

Составим таблицу дисперсионного анализа:

Источники вариации Число степеней свободы ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru квадр. отклонений. Дисперсия на 1 степ. свободы. F отн
Факт табл. (0,05)
общая 147,98 147,22 1549,68 5,32
объясненная 147,22
остаточная 0,76 0,095

Fтабл определяем по [1] в зависимости от уровня значимости (α = 0,05) и числа степеней свободы (df=8). Fтабл=5,32.

F-тест состоит в проверке гипотезы Но о статистической незначимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи rху.

Если Fфакт >Fтабл (1549>5,32), то гипотеза Но о случайной природе оцениваемых характеристик отклоняется и признается их значимость и надежность.

Б) Степенная регрессия ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Для того, чтобы построить степенную модель, необходимо линеаризовать переменные путем логарифмирования обеих частей уравнения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru :

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Пусть ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , тогда ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Рассчитываем ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru и b по формулам:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Все необходимые расчеты представлены в таблице 2.

№ п/п x y X Y XY X2 Y2 ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru Ai
12,6 4,9416 2,5337 12,2053 24,4198 6,4196 11,6 1,0 1,0 7,9
6,7 4,6052 1,9021 8,7596 21,2076 3,6180 6,7
11,2 4,8675 2,4159 11,7594 23,6929 5,8366 10,7 0,5 0,25 3.73
9,6 4,7875 2,2617 10,8282 22,9201 5,1156 9,3 0,3 0,09 0,93
3,4 4,2485 1,2237 5,1702 18,0497 1,4976 3,7 0,3 0,09 2,64
8,4 4,7005 2,1282 10,0037 22,0945 4,5294 7,8 0,6 0,36 4,28
2,8 4,1744 1,0296 4,2980 17,4255 1,0601 3,4 - 0,6 0,36 12,8
13,0 5,0106 2,5649 12,8519 25,1065 6,5790 12,9 0,1 0,01 0,08
6,1 4,4998 1,8083 8,1369 20,2483 3,2699 5,7 0,4 0,16 2,62
1,9 4,0943 0,6418 2,6279 16,7637 0,4120 2,9 - 1,0 1,0 52,6
Итого 75,7 45,9299 18,5099 86,6419 211,9286 37,9258 74,7 1,6 3,32 87,59
Средн.зн. 103,5 7,57 4,59299 1,85099 8,66419 21,19286 3,79258       8,759

Параметры будут равны: ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Подставим их в уравнение и получим линейное уравнение:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Потенцируя которое, получим:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

По этому уравнению заполняется вторая половина таблицы.

В) Уравнение гиперболы ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Линеаризуется при замене ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , тогда ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Все необходимые расчеты представим в таблице 6.

№ п/п x y ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru Ai
12,6 0,0071429 0,05 0,000051 10,7 1,9 3,61
6,7 0,01 0,067 0,0001 8,1 -1,4 1,96
11,2 0,007692 0,086154 0,000059 10,3 0,9 0,81
9,6 0,008333 0,08 0,000069 9,6
3,4 0,014286 0,048571 0,000204 4,2 -0,8 0,64
8,4 0,009091 0,076364 0,000083 8,9 -0,5 0,25 5,9
2,8 0,015385 0,043077 0,000237 3,2 -0,4 0,16
13,0 0,006667 0,086667 0,000044 11,3 1,7 2,89
6,1 0,011111 0,067778 0,000125 7,1 -1
1,9 0,016667 0,031667 0,000278 -0,1 0,01 5,2
Сумма 75,7 0,106375 0,434124 0,001537 75,5   11,33 120,1
Ср. знач. 103,5 7,57 0,0106375 0,0434124 0,000154      

Найдем параметры ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru и ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , используя МНК.

Для этого решим систему (1), учитывая, что ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Таким образом, получили систему уравнений:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru : ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru :

Можно воспользоваться формулами.

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Итак, получим уравнение:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Оценим тесноту связи результативным фактором и факторным признаком с помощью индекса корреляции ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru (для нелинейных моделей) и коэффициента детерминации ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , которые рассчитываются по следующим формулам:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Для степенной регрессии: ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Для гиперболы получим: ……………………………………… ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Найдем средний коэффициент эластичности по формулам, представленным в таблице 7.

Таблица 7

Вид регрессии Формула для расчета
Линейная ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru
Степенная ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru
Гиперболическая ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Найдем среднюю ошибку аппроксимации по формуле:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , где ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Оценим статистическую надежность результатов регрессионного моделирования с помощью F-критерия Фишера:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для степенной регрессии имеем:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для гиперболы

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для линейном модели уже строили таблицу дисперсионного анализа

Для сравнения полученных уравнений регрессии построим следующую таблицу:

Таблица

Вид регрессии ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru R2, r2 ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru F ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru
Линейная 0,997 0,994 3,67 1,3973 0,76
Степенная 0,988 0,978 8,76 1,2558 355,64 3,32
Гиперболическая 0,961 0,923 1,0796 95,90 11,33

Из итоговой таблицы видно, что коэффициент корреляции наибольший для линейной регрессии, коэффициент детерминации max, а коэффициент аппроксимации минимален, поэтому можно сделать вывод: наиболее сильное влияние на уровень издержек в зависимости от товарооборота получается при использовании в качестве аппроксимирующей функции линейную функцию.

Для всех моделей ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , следовательно, все модели являются адекватными.

Из таблицы видно, что лучшим уравнением регрессии является линейная функция, так как коэффициент детерминации для этой функции является наибольшим из представленных в таблице, сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака от расчетных является наименьшей и средний коэффициент аппроксимации является наименьшим.

Если получается, что коэффициент детерминации для нелинейной регрессии ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru больше ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru коэффициента детерминации для линейной регрессии, надо рассмотреть модуль ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru . Если разность небольшая, т.е. условие модуля выполняется, то все равно выбираем линейную регрессию для дальнейших расчетов.

Чем больше кривизна линии регрессии, тем ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru < ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru . Если ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru превышает 0,1, то предположение о линейной форме связи считается не оправданным. В этом случае проводится оценка существенности различия ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru по критерию Стьюдента. ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru - ошибка разности между ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru и ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Если t < 2, то различия между ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru и ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru несущественны, и возможно применение линейной регрессии.

Если t >2, то различия существенны и замена нелинейной регрессии уравнением линейной функции невозможна.

В нашем примере лучшей является линейная модель. Для линейной регрессии выполним дальнейшие расчеты.

Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии и корреляции рассчитывают t-критерий.

Оценка значимости коэффициентов регрессии и корреляции с помощью t-критерия Стьюдента проводится путем сопоставления их значений с величиной случайной ошибки:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

;

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

где ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , или из табл. дисперсионного анализа (0,095).

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для примера определим стандартную ошибку для параметра «b»:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Критерий Стьюдента для параметра «b» равен 39,5.

Связь между F-критерием Фишера и t-статистикой Стьюдента выражается равенством:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , 39,52=1560.

Табличное значение tтабл критерия Стьюдента определяем по [1] для и уровня значимости 0,05 и числа степеней свободы df = 8, ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , т.к. ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru > ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , то гипотезу о несущественности коэффициента регрессии можно отклонить.

Для расчета доверительного интервала определяем предельную ошибку ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru для каждого показателя:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Доверительный интервал, ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для расчета доверительного интервала для параметра а, найдем:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru , т.к. критерий Стьюдента двусторонний, а параметр а - отрицательный, то он значим. Найдем для него доверительный интервал:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Найдем доверительный интервал для параметра r:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Если в границы доверительного интервала попадает ноль, т.е. нижняя граница отрицательная, а верхняя положительная, то оцениваемый параметр принимается нулевым, т.к. не может одновременно принимать и положительное и отрицательное значения.

Прогнозное значение ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru определяется путем подстановки в уравнение регрессии:

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru

Вычислим ошибку прогноза для уравнения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru :

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

И для уравнения ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru :

(*) ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для * ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Для уравнения с ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru :

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru ,

ассмотрим линейную регрессию. - student2.ru .

Библиографический список рекомендуемой литературы

1. Кремер Н.Ш. Эконометрика [Электронный ресурс]: учебник / Кремер Н.Ш., Путко Б.А. —Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, — 328 с.— Режим доступа: http// www. iprbookshop.ru /8594. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Елисеева, И.И. Эконометрика: учебник для вузов /И.И. Елисеева [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой.— М.: Проспект, 2013 .— 288с.

3. Елисеева И.И. Практикум по эконометрике: учебное пособие для экономических вузов./И.И. Елисеева [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2008 .— 344с.+1 опт. диск (CD-ROM).

4. Эконометрика [Электронный ресурс]: учебно-мультимедийный компьютерный курс .— Multimedia (110MB) .— М. : Диполь, 2007 .— 1 опт. диск. (CD ROM) .— (Вузовская серия).

5. Новиков А.И. Эконометрика: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 144 с.

Периодические издания

1. Журнал «Проблемы прогнозирования» c 2011 по 2013 гг.

2. Журнал «Экономика и математические методы» c 2011 по 2013 гг.

3. Прикладная эконометрика [Электронный ресурс]: Научно-практический журнал.— Режим доступа: http// www.elibrari.ru/ projeets/subscripfion/rus titles open.nsp.

Интернет-ресурсы

1. Электронный читальный зал "БИБЛИОТЕХ" : учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам. - Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. с экрана

2. ЭБС IPRBooks универсальная базовая коллекция изданий. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/, по паролю.

3. Научная Электронная Библиотека eLibrary - библиотека электронной периодики.- Режим доступа: http://elibrary.ru/ , по паролю.- Загл. с экрана.

4. НЭБ КиберЛенинка научная электронная библиотека открытого доступа, режим доступа http://cyberleninka.ru/ ,свободный.- Загл. с экрана.

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //window.edu.ru. - Загл. с экрана.

6. www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики/

7. www.minfin.ru / Министерство финансов РФ

8. www.minpromtorg.gov.ru / Министерство промышленности и торговли РФ/

Наши рекомендации