Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты

Дробный факторный эксперимент

Количество опытов в полном факторном эксперименте значительно превосходит число опре-деляемых коэффициентов линейной модели. Другими словами, полный факторный эксперимент об-ладает большой избыточностью опытов. Было бы заманчивым сократить их число за счет той инфор-мации, которая не очень существенна при построении линейных моделей. При этом нужно стремить-ся, чтобы матрица планирования не лишилась своих оптимальных свойств. Сделать это не так просто, но все же возможно. Итак, начнем поиск путей минимизации опытов.

Минимизация числа опытов

Начнем с самого простого – полного факторного эксперимента 2k. Запишем еще раз матрицу планирования.

№ опыта x0 x1 x2 (x3) x1x2 y
+ + y1
+ + y2
+ + y3
+ + + + y4

Пользуясь таким планированием, можно вычислить четыре коэффициента и представить результаты эксперт в виде неполного квадратного уравнения

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru

Если имеются основания считать, что в выбранных интервалах варьирования процесс может быть описан ли­нейной моделью, то достаточно определить три коэффи­циента: b0, b1и b2. Остается одна степень свободы. Упот­ребим ее для минимизации числа опытов. При линейном приближении Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru и вектор-столбец x1x2 можно использовать для нового фактора x3. Поставим этот фактор в скобках над взаимодействием x1x2 и посмотрим, каковы будут оценки коэффициентов. Здесь уже не будет тех раздельных оценок, которые мы имели в полном факторном эксперименте 2k. Оценки смешаются следующим образом:

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru , Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Но нас это не должно огорчать. Ведь мы постулируем линейную модель, и, следовательно, все парные взаимодей­ствия незначимы. Главное, мы нашли средство минимизировать число опытов: вместо 8 опытов для изучения трех факторов оказывается можно поставить четыре! При этом матрица планирования не теряет своих оптимальных свойств (ортогональность, ротатабельность и т.п.). Найденное правило можно сформулировать так: чтобы сократить число опытов, нужно новому фактору присвоить вектор-столбец матрицы, принадлежащий взаимодействию, которым можно пренеб­речь. Тогда значение нового фактора в условиях опытов определяется знаками этого столбца.

Дробная реплика

Поставив четыре опыта для оценки влияния трех факторов, мы воспользовались половиной полного факторного эксперимента 23 или «полурепликой». Если бы мы х3 приравняли к –x1x2, то получили бы вторую по­ловину матрицы 23. В этом случае Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru , Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru , Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru . При реализации обеих полуреп­лик можно получить раздельные оценки для линейных эффектов и эффектов взаимодействия, как и в полном факторном эксперименте 23. Объединение этихдвух полуреплик и есть полный факторный эксперимент 23. Матрица из восьми опытов для четырех факторного планирования будет полурепликой от полного фактор­ного эксперимента 24, а для пятифакторного планиро­вания – четверть-репликой от 25. В последнем случае два линейных эффекта приравниваются к эффектам взаимо­действия. Для обозначения дробных реплик, в которых p линейных эффектов приравнены к эффектам взаимо­действия, удобно пользоваться условным обозначением 2k-p. Так, полуреплика от 23 запишется в виде 23-1 а четвертьреплика от 25 – в виде 25-2.

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты

При построении полуреплики 23-1 существует всего две возможности: приравнять х3 к +x1x2или к –x1x2. Поэтому есть только две полуреплики 23-1.

№ опыта x1 x2 x3 x1x2x3
+ + + +
+ +
+ +
+ +

Для произведения трех столбцов первой матрицы выполняется соотношение: Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru , а для второй матрицы: Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Символическое обозначение произведения столбцов, равного +1 или –1, называется определяющим контрастом. Контраст помогает определять сме­шанные эффекты. Для того чтобы определить, какой эффект смешан с данным, нужно помножить обе части определяющего контраста на столбец, соответствующий данному эффекту. Так, если Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru , то дляx1 имеем

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

так как всегда Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru . Для x2 находим

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

для x3

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Это значит, что коэффициенты линейного уравнения будут оценками

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Соотношение, показывающее, с каким из эффектов смешан данный эффект, называется генерирующим соотношением.

Полуреплики, в которых основные эффекты смешаны с двухфакторными взаимодействиями, носят название планов с разрешающей способностью III (по наибольшему числу факторов в определяющем контрасте).Такие планы принято обозначать: Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

При выборе полуреплики 24-1 возможны восемь реше­ний:

1. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

2. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

3. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

4. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

5. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

6. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

7. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru ,

8. Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Разрешающая способность этих полуреплик различна. Так, реплики 1–6 имеют по три фактора в определяющем контрасте, а 7–8 по четыре. Реплики 7 и 8 имеют максимальную разрешающую способность и называются главными. Разрешающая способность задается системой смешивания данной реплики. Она будет максимальной, если линейные эффекты смешаны с эффектами взаимодействия наибольшего возможного порядка.

При отсутствии априорной информации об эффектах взаимодействия экспериментатор стремится выбрать реплику с наибольшей разрешающей способностью, так как тройные взаимодействия обычно менее важны, чем парные. Если существует информация об эффектах взаимо­действия, то она должна использоваться при выборе реплики.

Реплики, в которых нет ни одного главного эффекта, смешанного с другим главным эффектом или парным взаимо­действием, а все парные взаимодействия смешаны друг с другом, носят название планов с разрешающей способ­ностью IV(по наибольшему числу факторов в определяю­щем контрасте). Они имеют обозначение Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Такие полуреплики называют главными полурепликами, так как они обладают наибольшей разрешающей спо­собностью.

При выборе полуреплики 25-1 в распоряжении экспериментатора имеется множество вариантов.

Так, х5 можно приравнять к одному из 6 парных взаимодействий. В этом случае получим полуреплику с разрешающей способностью III. Очевидно, это будет не лучший выбор полуреплики. Далее, х5 можно приравнять к одному из четырех тройных взаимодействий. Тогда получим план с разрешающей способностью IV, и все линейные эффекты будут смешаны с тройными взаимодействиями. И наконец, полуреплика может быть задана генерирующими соотношениями Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru или Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru . Определяющими контрастами в этом случае будут.

Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru и Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Такие реплики носят название планов с разрешаю­щей способностью V и обозначаются Выбор полуреплик. Генерирующие соотношения и определяющие контрасты - student2.ru .

Полурепликами 26-1 редко пользуются на практике. Ведь полуреплика 26-1 требует 32 опыта, а для экспериментатора выгодны планы 26-2 или 26-3 требую­щие соответственно 16 и 8 опытов. Поэтому с ростом числа факторов возрастает дробность применяемых реплик.

Заметим, что при построении главных полуреплик в определяющий контраст надо включать наибольшее число факторов.

Наши рекомендации