Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы

В ходе решения систем линейных уравнений нужно стараться использовать не «школьный метод», а метод почленного сложения (вычитания) уравнений системы. Почему? Это экономит время и упрощает вычисления, как сейчас увидите.

Пример 4:

Решить систему линейных уравнений:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Мы взяли ту же систему, что и в первом примере.

Анализируя систему уравнений, замечаем, что коэффициенты при переменной y одинаковы по модулю и противоположны по знаку (–1 и 1). В такой ситуации уравнения можно сложить почленно:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Действия, обведенные красным цветом, выполняются МЫСЛЕННО. Как видите, в результате почленного сложения у нас пропала переменная y.

В этом и состоит суть метода – избавиться от одной из переменных.

Теперь всё просто: Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru – подставляем в первое уравнение системы (можно и во второе, но это не так выгодно – там числа больше):

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

В чистовом оформлении решение должно выглядеть примерно так:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru Ответ: x = -4, y = 1.

Пример 5:

Решить систему линейных уравнений:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

В данном примере можно использовать «школьный» метод, но большой минус состоит в том, что когда мы будем выражать какую-либо переменную из любого уравнения, то получим решение в обыкновенных дробях. А возня с дробями займет время, к тому же, если у Вас не «набита рука» на действиях с дробями, то велика вероятность допустить ошибку.

Поэтому целесообразно использовать почленное сложение (вычитание) уравнений. Анализируем коэффициенты при соответствующих переменных:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Как видим, числа в парах (3 и 4), (4 и –3) – разные, поэтому, если сложить (вычесть) уравнения прямо сейчас, то от переменной мы не избавимся. Хотелось бы видеть в одной из пар одинаковые по модулю числа, например, 20 и 20 либо 20 и –20.

Будем рассматривать коэффициенты при переменной x:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Подбираем такое число, которое делилось бы и на 3 и на 4, причем оно должно быть как можно меньше. В математике такое число называется наименьшим общим кратным. Если Вы затрудняетесь с подбором, просто перемножьте коэффициенты: 3∙4 = 12.

Далее первое уравнение умножаем на число

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Второе уравнение умножаем на число Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru . В результате система придет к виду:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Вот теперь из первого уравнения почленно вычитаем второе.

На всякий случай приведём еще раз действия, которые проводятся мысленно:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Следует отметить, что можно было бы сделать и наоборот – из второго уравнения вычесть первое, это ничего не меняет. Начисто запишем:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Теперь подставим вычисленное значение переменной (y) в одно из уравнений системы. Например, в первое:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Ответ: Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Решим систему другим способом. Рассмотрим коэффициенты при переменной (y):

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Очевидно, что вместо пары коэффициентов (4 и –3) нам нужно получить 12 и –12.

Для этого первое уравнение умножаем на 3, второе уравнение умножаем на 4:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru .

Почленно складываем уравнения и находим значения переменных:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Ответ: Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Пример 6:

Решить систему линейных уравнений:

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы - student2.ru

Это пример для самостоятельного решения (ответ в конце урока).

Наши рекомендации