Ознакомление детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям на занятиях в свете современных требований

Методика формирования элементарных представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные, в большинстве логические задачи. Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения), - залог успешной подготовке детей к обучению математике в школе.

Рассмотрим разделы математического развитие в некоторых программах: программа «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, а также логико-математической компенсации. Задачи: - способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей чисел; - стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем воссоздания и моделирования; - развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые; - учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями в производимых действиях, изменениях, зависимости предметов по свойством, отношениям. Структура математического раздела - отношения, свойства, числа, сохранение количества, последовательности действий (алгоритм). По существу содержание раздела традиционно, но имеет свои особенности содержания предматематической подготовки детей к обогащению элементам логики и математики.

Программа «Школа 2000» автор Л.Г. Петерсон. Цель: всестороннее развитие ребёнка, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи: - формирование мотивации учения, ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; - увеличение объёма внимания и памяти; - формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - развитие вариативного мышления, фантазии творческих способностей; - развитие речи, умение аргументировать свои высказывания. Программа состоит из двух блоков: для детей от трёх до пяти лет и для детей от пяти до семи лет. Содержание математического раздела классическое - сравнение, счёт, уравнение, изменение, комплектование, вычисление. Программа обогащена элементами логики и математики, работа с детьми ведётся на высоком уровне трудности. Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Занятие в программе детям не даются в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Цель программы: формирование основ интеллектуальной культуры личности, приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Задачи: программа состоит из пяти разделов: «количество и счёт», «величина», «форма», «ориентировка в пространстве», «ориентировка во времени». Содержание программного материала раздела расширяется и углубляется от одной возрастной группы к другой, а также имеется преемственность между переходами из одной возрастной группы в другую. Предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности. [19]

Самое главное в младшем возрасте это дать начало элементарным математическим понятиям. Начинается обучение математики с самого раннего возраста. Следует выделить такие задачи: - учить различать предметы по форме и называть их, привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик), к формированию групп однородных предметов, учить различать количество предметов много-мало. Начиная со второй младшей группы - учить ориентироваться в контрастных частях суток день-ночь, утро-вечер; различать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг; сравнивать предметы разных размеров, пользуясь приёмами наложения, приложения обозначая в речи - красный квадрат больше синего.

На каждом занятии идет изучение нового материала и повторение пройденного. При этом сочетаются задачи из разных разделов программы. Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередования видов и форм организации учебной деятельности. В самом начале занятия педагог рассказывает детям о том, чем они будут заниматься. Такое знакомство с планом занятия позволяет направить детей планировать свою деятельность. Педагог ставит перед детьми познавательные задачи в каждой части занятия, указывает, что они уже знают, умеют делать и чему должны научиться. У детей должен появиться интерес к математическим занятиям. Чтобы, этот интерес появился, педагог придает учебным мотивам, игровой характер.

Формирование элементарных математических представлений происходит на всех видах занятий, то есть на физкультурных, музыкальных в изобразительной деятельности, по развитию речи, на занятиях по экологии, в трудовой деятельности и т.д. Большое значение в работе с дошкольниками приобретает формирование умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети выполняют определенные действия в уме, мысленно обдумывают ход решений. Ценным приёмом активизации мышления детей является побуждение задавать вопросы друг другу. Дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, давать развёрнутые ответы. Выполнив задание, они каждый раз рассказывают, что делали, как делили, что получилось, анализируя свои действия сами.

Наши рекомендации