Состав комплекта палочек Кюизенера

Класс Цвет палочек Длина, см Количество, шт.
белых   Белый      
красных   Красный      
Коричневый      
Вишневый      
зеленых   Светло-зеленый    
Темно-зеленый      
Синий      
желтых   Желтый      
Оранжевый      
черных   Черный      

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Изготавливаются полоски из плотного цветного картона или пластика. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.

Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и на полу.

Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.

При проведении работы по формированию количественных представлений у дошкольников необходимо следовать педагогическим заповедям: поощрять все усилия ребенка и само его стремлениеузнавать новое; избегать отрицательных оценок результатов деятельности; с отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.[3].

Перова отмечает особенности подбора дидактических игр для обучения детей математике, которые заключаются в следующем:

- проводится в соответствии с программными требованиями;

- каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи;

- необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре;

- необходимо заранее подбирать дидактические игры;

- при выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели;

- важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. [13].

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Приёмы и методы работы с палочками Кюизенера:

- упражнять детей в индивидуальной форме или по нескольку человек, небольшими подгруппами, игры и упражнения проводить в игровой форме;

- использовать одобрение правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;

- одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;

- осуществлять подбор упражнений с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;

- вводить игровые элементы в форме игровой мотивации для среднего возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит …) для старших;

- использовать инструкцию, пояснение, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценку;

- использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии;

- использование палочек для выполнения диагностических заданий.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.

Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, перед педагогами открывается универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

· познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

· познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

· познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

· осваивать прямой и обратный счет.

· познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

· помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа.

· научить делить целое на части и измерять объекты.

· развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.

· познакомить со свойствами геометрических фигур.

· развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

· развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности.

· воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с палочками Кюизенера существуют несколько этапов.

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой

Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если постараться донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и
упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д -
2006 - 64 с.

Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать дидактические игры с палочками Х.Кюизенера, направленные на закрепление понятий «один», «много» «столько – сколько», «поровну» («Змейка», «Разноцветные вагончики «Бусы»; «Ёлка»;» «Дети нашего двора»; для умения сравнивать предметы по величене – «Забор» «Кастрюльки»; для ознакомления с образованием чисел 2, 3, 4, 5 «Скворечник»; для составления геометрических фигур из палочек разной длины («Треугольники» «Разноцветные флажки»); для моделирования предметов «Строительство домов» «Кукла Маша»; для формирования знаний о пространственных отношениях – «Рамка для картины»»;Для умения измерять с помощью условной мерки – «Дорога к дому».

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера предтавлена в приложении……

Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

· Разложите палочки по длине и цвету.

· Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

· Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.

· Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.

· С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.

· Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

· Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

· На сколько одна палочка длиннее другой?

Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Для формирования количественных представлений у детей старшего 5-7лет можно использовать следующие игры, которые направлены на: знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета); для формирования у детей умения различать количественный и порядковый счет; закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел; умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки; закрепление названий геометрических фигур (четырёхугольники, многоугольники); формирование представлений об изменчивости пространственных отношений; закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.

Для осуществления данных задач в работе со старшими дошкольниками можно использовать следующие дидактические игры: «Выложи цифрам» «Слонёнок», «Море волнуется», «Сделай Фигуру», «Печенье», «Книга на полке», «Журавушка», «Изменение конструкции дома», «Делаем забор», «Выставка собак»», «Телевизор», «Стулья для семьи», «Кораблик», «Твой любимый цветок», «Угощаем тортом», «строим мост через реку», «Полосатая салфетка», «Автопортрет», «Выложи по цифрам», «Три подружки», «Лестница», «Выставка цветов», «Лес», «Строим ворота», «Кто старше», «Хвойный бор», «Лягушонок», «Ходим по лестнице», «Скорый поезд», «Ваза для цветов», «Пересаживаем комнатные растения», «Аукцион», «Зимняя олимпиада», «Выставка скульптуры», «Железнодорожная станция», «Взрослые и дети», «Время».

Картотека данных игр представлена в приложении.

Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок. Такие схемы представлены в играх-альбомах «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками», «На златом крыльце…» и т.д. Схемы представлены в приложении 4.

Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Заключение

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной для формирование количественных представлений дошкольников.

Усвоению достаточно сложных количественных представлений, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Эффективность использования наглядных пособий в качестве средств математического обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей.

Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с палочками Кюизенера.

Использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.

Таким образом, игры на основе Палочек Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Приложение 1

Наши рекомендации