Методика расчёта коленчатого вала

Цель расчёта - проверка возникающих в коленчатом вале напряжений. Для этого выбирается материал коленчатого вала и допускаемые напряже­ния. В процессе расчета полученные расчетные напряжения в элементах ко­ленчатого вала сравниваются с допускаемыми. Расчет проводится в двух опасных положениях вала:

- в первом, когда расчетное колено находится в положении, соответствующем ВМТ поршня данного цилиндра;

- во втором, когда расчётное колено находится в таком положении,
при котором на него воздействует максимальное положительное тангенциальное усилие Тmax, взятое из динамического расчета при методика расчёта коленчатого вала - student2.ru.

Расчетная схема колена (рис. 4.1) вычерчивается в соответствии с ра­бочим чертежом коленчатого вала или по чертежам поперечного и продоль­ного сечений дизеля.

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

Рис. 4.1. Расчетная схема колена коленчатого вала

Определение наиболее нагруженного колена в обоих опасных положе­ниях коленчатого вала пояснено в [15].

В первом расчетном положении (рис. 4.2 а) колено вала нагружено си­лой максимального давления сгорания

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН

и максимальным тангенциальным усилием от других цилиндров

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН,

где (SТ¢)1 - суммарное значение тангенциальных усилий от других цилиндров, подходящих к расчетному колену, МПа;

Fn - площадь поршня, м2.

Для выбора наиболее нагруженного расчетного колена необходимо знать порядок вспышек в цилиндрах дизеля [15], тангенциальные усилия Т из динамического расчёта и заполнить таблицы 4.1, 4.2.

В первом расчетном положении (см. табл.4.1) просуммировав по вертикали все значения Т, расположенные выше рz данного цилиндра получим значение касательных усилий (SТ¢)1, подходящих к каждому колену от других цилиндров.

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

Рис. 4.2. Силы, действующие на колено вала в первом (а) и во втором (б) расчетных положениях

Знак подходящего момента от других цилиндров значения не имеет, так как расчетное колено всегда находится в верхнем положении, тангенци­альное усилие Т равно нулю и соответствующий момент, создаваемый им, ра­вен нулю. Поэтому расчету подлежит колено, у которого абсолютное значе­ние суммарного подходящего момента SТ¢ будет наибольшим. Выбор колена, нагруженного наибольшим подходящим моментом, поясним на примере. Предположим нужно найти максимальный подходящий момент от других цилиндров в двухтактном шестицилиндровом двигателе с порядком вспышек 1-5-3-6-2-4. Будем искать максимальную сумму тангенциальных усилий SТ¢, подходящую к любому из колен вала, находящихся в ВМТ. В рассматриваемом случае вспышки будут чередоваться через угол заклинки φзакл, равный 120 оПКВ, т.е.

φзакл = методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , оПКВ

Во втором расчетном положении (рис.4.2б) колено вала нагружено силами Тf = Tmax×Fп и RF = R×Fп, а также максимальным положительным тангенциальным усилием от других цилиндров

F¢)2 = (SТ¢)2×Fп, МН

где (SТ¢)2 - суммарное значение тангенциальных усилий от других цилиндров, подходящих к расчетному колену, МПа.

Таблица 4.1. Определение касательных усилий, подходящих к кривошипам в первом расчетном положении

Номер цилиндра Угол поворота коленчатого вала, оПКВ
φзакл закл закл закл закл
I pz Т = 0 SТ¢ Т φзакл Т2φзакл Т3φзакл Т4φзакл Т5φзакл
II Т2φзакл Т3φзакл Т4φзакл Т5φзакл pz Т=0 SТ¢ Т φзакл
III Т4φзакл Т5φзакл pz Т=0 SТ¢ Т φзакл Т2φзакл Т3φзакл
IV Т φзакл Т2φзакл Т3φзакл Т4φзакл Т5φзакл pz Т=0 SТ¢
V Т5φзакл pz Т=0 SТ¢ Т φзакл Т2φзакл Т3φзакл Т4φзакл
VI Т3φзакл Т4φзакл Т5φзакл pz Т=0 SТ¢ Т φзакл Т2φзакл

Угол поворота расчётного колена относительно ВМТ соответствует максимальному значе­нию тангенциального усилия Тmax данного колена и определяется из динамического расчета. У дизелей Тmax соответствует углу поворота колена в пределах от 20 до 30 оПКВ за ВМТ . Усилие R определяется по наибольшему значению Ттах для данного угла.

Определение (SТ¢)2 (табл. 4.2), для разных кривошипов, производится аналогично табл. 4.1 для расчета вала в первом положении. По горизонтали пишем углы, соответствующие положению первого колена в моменты макси­мальных значений Тmax в других цилиндрах, т. е. углы, отличные от угла по­ворота первого колена при Тmax на величину угла заклинки φзакл .

Следует отметить, что в отличие от первого расчётного положения в данном случае имеет значение знак (SТ¢)2Так как момент, создаваемый Тmax, положителен, то алгебраическая сумма Тmax + (SТ¢)2 может быть больше Тmax лишь в случае положительного значения (SТ¢)2. Потому сле­дует выбрать колено, к которому подводится наибольшая положительная сумма (SТ¢)2.

Таблица 4.2. Определение касательных усилий, подходящих к кривошипам во вто­ром расчётном положении

Номер цилиндра Угол поворота коленчатого вала, оПКВ
φк φк+ φзакл φк +2φзакл φк +3φзакл φк+4φзакл φк+5φзакл
I Тmax SТ¢ Т φк+ φзакл Т φк +2φзакл Т φк +3φзакл Т φк+4φзакл Т φк+5φзакл
II Т φк +2φзакл Т φк +3φзакл Т φк+4φзакл Т φк+5φзакл Тmax SТ¢ Т φк+ φзакл
III Т φк+4φзакл Т φк+5φзакл Тmax SТ¢ Т φк+ φзакл Т φк +2φзакл Т φк +3φзакл
IV Т φк+ φзакл Т φк +2φзакл Т φк +3φзакл Т φк+4φзакл Т φк+5φзакл Тmax SТ¢
V Т φк+5φзакл Тmax SТ¢ Т φк+ φзакл Т φк +2φзакл Т φк +3φзакл Т φк+4φзакл
VI Т φк +3φзакл Т φк+4φзакл Т φк+5φзакл Тmax SТ¢ Т φк+ φзакл Т φк +2φзакл

Выбор исходных данных

Исходные данные для расчета коленчатого вала сведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3 Исходные данные для расчета коленчатого вала

Обозначения в формулах Наименование Единица измерения Численные значения
pz Максимальное давление сгорания МПа  
Tmax Максимальное тангенциальное усилие расчетного колена МПа  
R Радиальное усилие расчетного колена при угле поворота, соответствующем Tmax МПа  
(SТ¢)1 Суммарное тангенциальное усилие, которое передается от других цилиндров к расчетному колену в первом положении МПа  
(SТ¢)2 Суммарное, тангенциальное усилие, которое передается от других цилиндров к расчетному колену вo втором положении МПа  
a Расстояние от середины рамового подшипника до щеки м  
a1 Расстояние от середины рамового подшипника до средней плоскости щеки м  
           

Продолжение таблицы 4.3

l Расстояние между серединами рамовых шеек м  
h Толщина щеки м  
b Ширина щеки м  
d Наружный диаметр рамовой шейки м  
d1 Внутренний диаметр рамовой шейки м  
Наружный диаметр мотылёвой шейки м  
1 Внутренний диаметр мотылевой шейки м  
D Диаметр цилиндра м  
S Ход поршня м  
sв Предел прочности материала при растяжении МПа  
pi Среднее индикаторное давление МПа  
y1 Коэффициент    
y2 Коэффициент    
jв Коэффициент    
кl Коэффициент, зависящий от временного сопротивления материала вала    
A Коэффициент, зависящий от рядности двигателя    
B Коэффициент, зависящий от угла развала блока цилиндров    
ab Коэффициент, зависящий от упрочнения поверхности вала    
I Коэффициент (для составного и полусоставного вала I = 1, для цельнокованого I =0)    

Примечания:

1. Параметры рz и pi выбираются из расчёта рабочего цикла дизеля,
параметры Тmax и R - из динамического расчёта дизеля, а парамет­ры (SТ¢)1 и (SТ¢)2 находят при определении наиболее нагруженного колена в обоих положениях вала.

2. Конструктивные параметры колена а, a1, l, h, b, d, d1 d¢, d¢1
должны соответствовать чертежу коленчатого вала.

3. Предел прочности материала коленчатого вала при растяжении sв
выбирается из [16, с. 60 - 61]

4. Коэффициент y1 выбирают из табл. 4.4 с учетом радиуса г' галтели
колена и абсолютной величины перекрытия шеек eк (см. рис. 4.1). При отсутствии перекрытия шеек коэффициент y1выбирают для методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

Таблица 4.4 Значениякоэффициента y1

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru методика расчёта коленчатого вала - student2.ru
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2
0,07 4,50 4,50 4,28 4,10 3,70 3,30 2,76
0,10 3,50 3,50 3,34 3,18 2,88 2,57 2,18
0,15 2,90 2,90 2,82 2,65 2,40 2,07 1,83
0,20 2,50 2,50 2,41 2,32 2,06 1,79 1,61
0,25 2,30 2,30 2,20 2,10 1,90 1,70 1,40

5. Коэффициент y2 выбирают из табл 4.5 в зависимости от отношения ширины щеки b к диаметру рамовой шейки d.

Таблица 4.5 Значения коэффициента y2

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2
методика расчёта коленчатого вала - student2.ru 0,92 0,96 1,00 1,08 1,15 1,27

Если вал составной, то коэффициенты методика расчёта коленчатого вала - student2.ru и методика расчёта коленчатого вала - student2.ru в расчете не используются и их можно считать равными 0.

6. Коэффициент методика расчёта коленчатого вала - student2.ru выбирают из табл. 4.6 в соответствии с тактностью и числом цилиндров дизеля.

Таблица 4.6 Значение коэффициента методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

Дизель   Число цилиндров
Двухтактный 4,80 4,80 5,14 5,47 5,81 6,14 6,48 6,82 7,15 7,48 7,82 8,16
Четырёхтактный 4,80 4,80 5,08 5,37 5,87 5,94 6,24 6,53 6,81 7,10 7,39 7,68

7. При использовании материала коленчатого вала с методика расчёта коленчатого вала - student2.ru = 780 МПа следует принять методика расчёта коленчатого вала - student2.ru = 780 МПа. Коэффициент k1, зависящий от методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , выбирают из табл.4.7

Таблица 4.7. Значение коэффициента k1

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа
k1 0,97 0,90 0,86 0,82

Если вал составной, то коэффициент k1 в расчете не используется и его можно взять равным 0.

8. Коэффициенты A и Bдля однорядных дизелей равны 1, а в остальных случаях определяются по графикам рис. 4.3 и 4.4

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

а - шатуны в одной плоскости;

б - шатуны движутся в разных плоскостях.

Рис. 4.3. Зависимость коэффициента А от интервала между вспышками Vи0 в цилиндрах, работающих на одну шейку.

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru

Рис. 4.4. Зависимость коэффициента В от угла развала блоков V0 для дизелей с интервалом между вспышками в цилиндрах, работающих на одну шейку методика расчёта коленчатого вала - student2.ru V0

9. Коэффициент aв равен 0,9 для валов с азотированием всей поверхности либо подвергнутых другому виду упрочнения и равный 1 для остальных валов.

Расчётные уравнения

4.2.1. Радиус кривошипа коленчатого вала

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м.

4.2.2. Площадь поршня

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м

4.2.3. Сила максимального давления газов на поршень

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.

4.2.4. Тангенциальная сила

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.

4.2.5. Радиальная сила при Tmax

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.

4.2.6. Тангенциальное усилие, подходящее к расчетному колену в первом положении вала

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.

4.2.7. Тангенциальное усилие, подходящее к расчетному колену во втором положении вала

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.

4.2.8. Момент сопротивления изгибу рамовой шейки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3.

4.2.9. Момент сопротивления кручению рамовой шейки (полярный момент)

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3

4.2.10. Момент сопротивления изгибу широкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3

4.2.11. Момент сопротивления изгибу узкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3

4.2.12. Момент сопротивления изгибу мотылевой шейки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3.

4.2.13. Полярный момент сопротивления кручению мотылевой шейки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3.

4.2.14. Полярный момент сопротивления широкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3.

4.2.15. Полярный момент сопротивления узкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м3.

Расчет вала в первом положении

4.2.16. Напряжение изгиба рамовой шейки, вызванное моментом от ре­акции Рz/2 на плече а

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.17. Напряжение кручения рамовой шейки, вызванное моментом от
методика расчёта коленчатого вала - student2.ru на плече r

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.18. Сложное напряжение в рамовой шейке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.19. Напряжение изгиба щеки, вызванное моментом от реакции Pz/2 на плече a1

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.20. Напряжение изгиба щеки, вызванное моментом от силы методика расчёта коленчатого вала - student2.ru на плече r

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.21. Напряжение сжатия щеки, вызванное силой Pz/2

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.22. Суммарное напряжение в щеке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.23. Напряжение изгиба мотылёвой шейки, вызванное моментом от силы Pz на плече l

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.24. Напряжение кручения мотылёвой шейки, вызванное моментом
от усилия методика расчёта коленчатого вала - student2.ru на плече r

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.25. Сложное напряжение в мотылёвой шейке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

`

Расчёт вала во втором положении

4.2.26. Напряжение изгиба рамовой шейки, вызванное моментами

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.м; методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.м
методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.27. Напряжение кручения рамовой шейки, вызванное моментом от сил TF и методика расчёта коленчатого вала - student2.ru на плече r

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.28. Сложное напряжение в рамовой шейке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.29. Напряжение изгиба щеки, вызванное моментом от реакции RF/2на плечеa1

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.30. Напряжение изгиба щеки, вызванное моментом от силы методика расчёта коленчатого вала - student2.ru на плече r

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.31. Напряжение изгиба щеки, вызванное моментом от силы ТF и
реакции ТF/2

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.32. Напряжение сжатия щеки, вызванное силой RF/2

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.33. Суммарное напряжение в щеке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.34. Напряжение кручения щеки, вызванное моментом от усилия
TF/2 на плече a1

на середине широкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа;

на середине узкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.35. Наибольшее сложное напряжение на середине широкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.36. Сложное напряжение на середине узкой стороны щеки

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.37. Напряжение изгиба мотылевой шейки, вызванное моментами

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.м; методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МН.м;
методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.38. Напряжение кручения мотылевой шейки, вызванное моментом, подходящим от других цилиндров, и моментом от силы TF/2 на плече r

  методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

4.2.39. Сложное напряжение в мотылевой шейке

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , МПа.

Проверка размеров коленчатого вала по Правилам Регистра

4.2.40. Шейки коленчатого вала должны удовлетворять условию

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м,  

где методика расчёта коленчатого вала - student2.ru - коэффициент;

D - диаметр цилиндра, м;

S - ход поршня, м;

1 - расстояние между серединами рамовых шеек, м;

рz - максимальное давление сгорания, МПа;

t = 0,85 + pi - для двухтактных дизелей;

t = 0,85 + 0,75 pi - для четырёхтактных дизелей (pi - среднее

индикаторное давление, МПа);

А и В - коэффициенты (см. рис.4.3 и 4.4);

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru - коэффициент (см. табл. 4.6).

4.2.41. Толщина щеки цельнокованого вала должна удовлетворять ус­ловию

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru ,м,

где b -ширина щеки, м;

a1 - расстояние от середины плоскости щеки до середины рамовой шейки, м;

k1 — коэффициент (см. табл. 4.7);

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru -коэффициент (см. табл. 4.4);

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru -коэффициент (см. табл. 4.5);

r' - радиус галтелей (см. рис. 4.1);

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru — абсолютная величина перекрытия шеек (см. рис. 4.1);

b/d - отношение ширины щеки к диаметру рамовой шейки коленчатого вала.

4.2.42. Щёки составных коленчатых валов должны удовлетворять следующим условиям

а) толщина щеки в месте посадки рамовой шейки h1 (см. рис. 5.1)

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м;

б) радиальная толщина щеки tщ (см. рис. 4.1)

методика расчёта коленчатого вала - student2.ru , м.

Наши рекомендации