Упорядоченные наборы с повторением и без повторений

1.1. Упорядоченные наборы а элементов n данных Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru с возможными повторениями.

Пример. Упорядоченные наборы3-х элементов множества {1,2} — это упорядоченные множества

{111} {112} {121} {122} {211} {212} {221} {222}. Упорядоченные наборы называют также словами.

Теорема. Число упорядоченных наборов с возможными повторениями а элементов из n данных есть n Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Доказательство. Пусть F Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru есть искомое число упорядоченных набо­ров с повторениями Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из n данных. Тогда разобьем все упорядоченные наборы на n групп, где в i-тую группу войдут те на­боры, которые начинаются на Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -ый элемент. В нашем примере, где n= 2 , Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru = 3 группы выглядят так:

1: 111, 112, 121, 122;

2: 211, 212, 221, 222.

Тогда число наборов в каждой группе равно числу

упорядоченных наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -1 элементов из n данных, т. е. F Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , а число групп есть n. Поэтому

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Пример 1. Дан алфавит из n букв Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Найти число различных слов длины Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru в этом алфавите.

Решение. Нетрудно видеть, что это число равно числу упорядоченных

наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из n данных, т. е Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Пример 2. Дано множество из n элементов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Найти число различных подмножеств этого множества.

Решение. Для каждого подмножества введем характери­стический вектор длины n, компонента i которого равна 1, если Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru входит в рассматриваемое подмножество, и 0 в про­тивном случае. Тогда характеристический вектор (слово в {0,1} длины n) однозначно определяет подмножество множества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Поэтому число подмножеств равно Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Пример 3. Пусть дано V — множество Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru и множество Р некоторых упорядоченных пар Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Тогда (V,P) называют ориентированным графом, V — множество вершин, Р — ориентированные ребра. Ребро Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru называют петлей. Полным ориентированным графом с петлями на множе­стве V называют граф со всеми ориентированными ребрами. Тогдачислоребер в полном ориентированном графе равно Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Упорядоченные наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из n-данных

без повторения ( Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru ).

Пример. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru= 2. Тогда упорядоченные наборы без повторения:

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Теорема. Число упорядоченных наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из n данных есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

где Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru есть произведение. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Обозначают это число Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Доказательство. Пусть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru есть искомое число упорядоченных наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из n данных без повторения. Тогда разобьем все эти наборы на n групп, в i-тую группу войдут наборы, начинающиеся на Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Тогда число элементов в i-ой группе равно числу упорядоченных наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru - ого элемента из ( Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru — 1)-ого данного, так как элементы в наборе не повторяются, т.е. числу Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Поэтому Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

т.к. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

В нашем примере группы выглядят так:

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Упорядоченный набор n элементов из n данных без повторения называют перестановкой: 1,2,3. Перестановки

{123} {132} {213} {231} {312} {321} .

Число перестановок из n- элементов есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru (0! считаем равным 1).

Пример 1. Пусть (V, Р) — ориентированный граф. Полным

ориентированным графом называют граф, в котором присутствуют все

ориентиро­ванные ребра, кроме петель.

Тогда ориентированные ребра такого графа есть упорядоченные

пары из множества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru без повторений, и их число по доказанной теореме есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Пример 2. Имеется n мест и Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru человек. Скольким числом способов можно рассадить этих Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru человек на Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru местах.

Решение. 1. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Занумеруем места числами 1,2, ... , Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Тогда каждому упорядоченному набору Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru соответствует способ посадки. Поэтому искомое число есть

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

2. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Занумеруем людей 1,2,.. ,. Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Тогда каждому упорядо­ченному выбору Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных соответствует способ посадки и наоборот. Поэтому искомое число есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

5.2 Неупорядоченные наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных без повторений.

Неупорядоченные наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементовиз Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных без повторений будем просто называть набором. (Иногда называют сочетанием Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных).

Пример: {123} наборы двух элементов из 3: {12} {13} {23}. Наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных это Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -элементные подмножества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -элементного

множества.

Теорема . Число Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -элементных наборов есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Обозначают это чи­сло Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Доказательство. Рассмотрим все упорядоченные наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru без повторений и разобьем их на группы так, что в одну груп­пу попадают упорядоченные наборы, состоящие из одних элементов множества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , (т.е. в группе, в которой содержится упорядо­ченный набор Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , содержатся все перестановки элементов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru ), и поэтому число упорядоченных наборов в каждой

группе есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .значит число групп есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , а это число групп и есть число Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -элементных подмножеств множества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru и по­этому Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Пример 1. Каким числом способов можно создать группу из 10 человек

на курсе из 100 человек.

Решение. Очевидно, что искомое число есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Пример 2. Бином Ньютона Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Коэффициент Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , равен числу наборов i элементов из п данных ( числу вы­боров i скобок из n данных, в которых для образования слагаемого Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru брали Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , а в невыбранных скобках брали Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru ), и поэтому Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru = Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Как частный случай получим очевидное равенство Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Пример 3. Графом без петель называют множество вершин V= Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru и множество некоторых пар вершин Е: Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru называе­мых ребрами, здесь петлей называют пару Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , (и таких пар в Е нет). Полным графом на множестве вершин V= Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru называют граф со всеми ребрами, т.е. Е есть все пары из множества Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru кроме петель.

Из теоремы следует, что число ребер в полном графе есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

5.3 Неупорядоченные наборы Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из п данных Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru с возможными повторениями.

Пример. {1,2,3}, Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru = 2 наборы:

{(12)(13)(23)(11)(22)(33)}.

Теорема. Число неупорядоченных наборов ос элементов из п данных с возможными повторениями есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Доказательство. Рассмотрим таблицу на декартовой системе координат и рассмотрим пути из точки 0( Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , 0) в точку ( Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , причем каждый раз мы можем сдвигаться либо вверх, либо вправо. Тогда в каждом пути имеется п — 1 точка, из которой мы двигались вправо, и Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru точек из которых мы двигались вверх, поэтому общее число точек на пути Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , и каждый путь определяется выбо­ром Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru точек, по которым проходило движение вверх. Поэтому число всех путей есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru . Нетрудно установить взаимно однозначное соответствие между неупорядоченными наборами Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных с повторениями и всеми возможными путями. Так указан­ному пути соответствует набор Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , (т.е. элемент Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , выбираем столько раз, сколько происходило движений вверх на нем).

Поэтому число неупорядоченных наборов Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru элементов из Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru данных с возможными повторениями есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Пример 1. Рассмотрим уравнение в целых неотрицательных числах Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Сколько различных решений оно имеет?

Решение. Каждому решению Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

поставим в соответствие Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -элементный набор неупорядоченный Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru , где Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru выбирается Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru раз, ... , Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru раз. Это соответствие взаимно однозначно. Тогда искомое число есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Пример 2. Имеется Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru одинаковых шаров и Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru различных урн. Сколько различных способов разложить шары в урны.

Решение. Каждому разложению соответствует выбор первой урны Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru раз, второй урны Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru раз, ... , Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru -ой урны Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru раз, так что Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru

Поэтому искомое число есть Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Упражнения.

1. На ж/д. станции имеется т светофоров. Сколько может быть дано раз­личных сигналов, если каждый светофор имеет три состояния: красный, желтый и зеленый?

2. Сколько существует матриц размера т, п, элементы которых прини­мают значения 0 или 1 ?

3. Какое число позиций из трех различных фигур существует на шах­матной доске 8х8?

4. Имеется шесть претендентов на три вакантные должности. Какое чи­сло возможных назначений имеется?

5. Имеется семь различных автобусов. Каким числом способов можно выбрать три из них на три различных маршрута?

6. Десять человек голосуют за трех кандидатов. Можно голосовать толь­ко за одного кандидата. Какое число возможных результатов выборов?

7. Подкидывают пять различных игральных костей. Какое возможное число исходов?

8. Какое число расстановок восьми одинаковых ладей имеется, чтобы никакая пара ладей не угрожала друг другу?

9. Какое число способов составить расписание из пяти предметов на один день имеется?

10. Найти число различных конъюнкций на множестве n переменных.

11. Найти число двоичных наборов длины n с k единицами.

12. Имеется колода из 36 карт, выбирают 3 карты. Какое число возмож­ных выборов имеется?

13. Имеется 10 предметов. Каким числом способов можно составить набор из трех предметов?

14. Бросают пять одинаковых игральных костей. Найти возможное число исходов.

15. Имеется три одинаковые колоды по 36 карт в каждой колоде. Найти число возможных выборов трех карт.

16. Сколькими способами можно посадить за круглый стол 5 муж. и 5 жен. так чтобы никакие два лица одного пола не сидели рядом.

17. Сколькими способами можно посадить на карусель 5 муж. и 5 жен. Так, чтобы никакие два лица одного пола не сидели рядом, и способы, переходящие друг в друга при вращении карусели считать совпадающими.

18. Из колоды содержащей 52 карты вынули 10 карт. Во скольких случаях среди этих карт окажется хотя бы один туз?

19. Из колоды содержащей 52 карты вынули 10 карт. Во скольких случаях среди этих карт окажется ровно один туз?

20. Из колоды содержащей 52 карты вынули 10 карт. Во скольких случаях среди этих карт окажется не менее двух тузов?

21. В некотором государстве не было двух жителей с одинаковым набором зубов. Какова может быть наибольшая численность населения?

22. У мамы 2 яблока и три груши. Каждый день в течение 5 дней она выдает по одному фрукту. Сколькими способами это может быть сделано?

23. У мамы m яблок и n груш. Каждый день в течении m дней подряд она выдает по 1 фрукту. Сколькими способами это может быть сделано?

24. У мамы 2 яблока,3 груши и 4 апельсина. Каждый день в течение 9 дней она выдает по одному фрукту. Сколькими способами это может быть сделано?

25. У отца есть пять попарно различных апельсинов, которые он выдает своим 8 детям так, что каждый получает либо один апельсин, либо ничего. Сколькими способами это можно сделать?

26. Сколькими способами можно надеть пять различных колец на пальцы одной руки, исключая большой палец?

27. 30 человек голосуют по пяти предложениям. Сколькими способами могут распределиться голоса, если каждый голосует за одно предложение и учитывается лишь число голосов, поданных за каждое предложение?

28. 30 человек голосуют по пяти предложениям. Сколькими способами могут распределиться голоса, если каждый голосует за одно предложение?

29. Переплетчик должен переплести 12 различных книг в красный, зеленый и коричневый переплеты. Сколькими способами он может это сделать, если в каждый цвет должна быть переплетена хотя бы одна книга?

30. Сколькими способами можно составить 6 слов из 32 букв, если в совокупности этих 6 слов каждая буква используется один и только один раз?

31. Сколькими способами можно выбрать 12 человек из 17, если данные двое не могут быть выбраны вместе?

32. Сколько имеется 6-ти значных чисел, у которых три цифры четные, а три нечетные?

33. Найти сумму четырехзначных чисел, получаемых при всевозможных перестановках цифр 1,2,3,4.

34. Найти сумму четырехзначных чисел, получаемых при всевозможных перестановках цифр 1,2,2,5.

35. Найти сумму четырехзначных чисел, получаемых при всевозможных перестановках цифр 1,3,3,3.

36. Найти сумму четырехзначных чисел, получаемых при всевозможных перестановках цифр 1,1,4,4.

37. Сколько нечетных чисел можно составить из цифр числа 3694 (каждую цифру можно использовать не более одного раза).

38. Сколькими способами можно переставить цифры числа 12 341 234 так, чтобы никакие две одинаковые цифры не шли друг за другом?

39. Сколькими способами можно переставить цифры числа 12 345 254 так, чтобы никакие две одинаковые цифры не шли друг за другом?

40. Стороны каждой из двух игральных костей помечены числами 0,1,3,7,15,31. Сколько различных сумм может получиться при метании этих костей?

41. Стороны каждой из трех игральных костей помечены числами 1,4,13,40,121,364. Сколько различных сумм может получиться при метании этих костей?

42. Хор состоит из 10 участников. Сколькими способами можно в течение трех дне выбирать по 6 участников, так, чтобы каждый день были различные составы хора?

43. Сколько и каких цифр понадобиться, чтобы записать все натуральные числа, меньшие 10?

44. Сколькими способами из 28 костей домино можно выбрать две кости так, чтобы их можно было приложить друг к другу (т. е. некоторое число очков встретилось на обеих костях).

45. Город имеет вид прямоугольника, разделенного улицами на квадраты. Таких квадратов в направлении с севера на юг n, а с востока на запад k.. Сколько имеется кратчайших дорог от одной из вершин прямоугольника до противоположной?

46. Сколькими способами можно расставить k ладей на “шахматной” доске размером n Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru n так, чтобы они не угрожали друг другу, т.е. так, чтобы никакие две из них не стояли на одной вертикали или горизонтали? Рассмотреть случай k=n и имеется p белых и k-p черных ладей.

Разное.

В следующих пяти задачах следует посчитать число возможных комби­наций, получающихся при бросании пяти различных (одинаковых) играль­ных кубиков.

1. Комбинации 3+2, т.е. на некоторых двух и оставшихся трех костях одинаковые цифры. Пример:11144 или 33333

2. Комбинации: имеется хотя бы четыре одинаковые цифры. 44443 или 44444.

3. Комбинации: 2+2, то есть на некоторых двух парах костей одна цифра. 11224 или 11222 или 11113 или 11111.

4. Комбинации: на всех костях различные цифры 134.56

5. Комбинации, когда хотя бы на трех костях одна цифра. 11123 или 11114 или 11111.

6. Имеется колода карт 4-рех мастей по 9 карт каждой масти. Из выборов 7-ми карт найти число комбинаций, когда имеются все масти.

7. Составляют шестизначные числа из цифр 1,2,3. Найти число чисел, в которых участвуют все цифры. - .-

8. Найти число шестизначных чисел из цифр 1,2,3 с четной суммой цифр. Все цифры присутствуют в числе.

9. Найти число вершин, ребер, граней, кубов четырехмерного булевого куба.

10. Найти число счастливых четырехзначных номеров с суммой цифр не больше 18.

11. Найти ошибку в решении следующей задачи:

Имеется колода карт4-ех мастей по 9-ть карт каждой масти. Берут шесть карт. Найти число комбинаций, в которых имеются все масти, причем, в некоторые две масти попало по две карты в каждую, а в оставшиеся масти по одной.

Решение. Выбираем первую масть и две карты, которые попали в эту масть: имеем Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru способов. Затем выбираем еще одну масть и две карты в ней таким же числом Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru способов. После этого в оставших­ся двух мастях выбираем по одной карте: Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru возможностей. Теперь перемножаем все числа и получаем ответ: Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru Упорядоченные наборы с повторением и без повторений - student2.ru .

Наши рекомендации