Пример анкеты открытого типа

Рекомендации по составлению отчёта

Летней педагогической практики

Заключительный этап летней педагогической практики предполагает анализ и обобщение её результатов, которые отражаются в отчёте о практике.

Отчёт о практике начинается со следующей фразы.

Я, ФИО (полностью), проходил (а) летнюю педагогическую практику в (указывается полное официальное название базы практики) в качестве (указывается должность или функционал практиканта).

Далее, даётся краткая характеристика базы практики: цели и задачи лагеря или пришкольной площадки, наличие планов и программ и их содержание.

Наибольшую часть отчёта составляет анализ степени соответствия полученных результатов цели и задачам практики.

Для качественного выполнения отчёта по практике необходимо ежедневно в дневнике в разделе «Итоги дня» фиксировать:

- какие мероприятия проведены в отряде или на летней площадке;

- личный вклад в мероприятие (организатор, один из организаторов, исполнитель, совместно с кем проводилось мероприятие);

- результативность каждого мероприятия;

- что необходимо изменить в мероприятии или каждом мероприятии и почему;

- что необходимо изменить в себе и почему.

Анализ отчётов по практике и дневников студентов за последние годы демонстрирует, что наиболее сложной составляющей анализа является оценка результативности проведённых мероприятий. Во многих случаях студенты пользуются эмоциональной оценкой: «Все прошло на «Ура», «Всем очень понравилось», «Все были очень довольны» и т. п. Такая оценка, как своей деятельности, так и проведённых мероприятий, во-первых, субъективна, во-вторых, чрезмерно обща. Необходимо использовать другие методы установления обратной связи с членами отряда с целью объективного оценивания проведённых мероприятий.

Например, введение показателя «активность детей» с использованием метода наблюдения. Для реализации этого метода необходимо подготовить специальный бланк, в котором предусматриваются следующие определённые графы, характеризующие активность детей (см. «Бланк наблюдения»).

Бланк наблюдения

№ п/п Ф. И. Принимал участие Не принимал участие Был активен Скорее был активен Скорее был пассивен Был пассивен
             
             
             
             
             

Анализ результатов наблюдения позволит с достаточной степенью объективности оценить активность каждого ребёнка, это - во-первых, а во-вторых, используя метод беседы выяснить причины не участия или пассивности детей в этом мероприятии.

Метод экспресс анкетирования (анонимного) позволяет также установить обратную связь с участниками мероприятия. Для реализации этого метода необходимо заранее разработать вопросы анкеты (3 - 5 вопросов). Формулировка вопросов соотносится с содержание мероприятия. По форме анкета может быть открытого и закрытого типа.

Пример анкеты закрытого типа.

Инструкция.Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, проведённое мероприятие. Отвечая на задания анкеты, подчеркни тот вариант ответа, который соответствует твоему мнению. Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.

1. Мероприятие мне понравилось

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет, не понравилось.

2. Мероприятие было увлекательным

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

3. Мероприятие было весёлым

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

4. В мероприятии можно было проявить свою активность (способности, интересы и т. п.)

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

Пример анкеты открытого типа.

Инструкция. Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, проведённое мероприятие. Отвечая на задания анкеты, ты должен сам сформулировать что тебе понравилось, а что - нет и почему. Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.

1. В проведённом мероприятии мне понравилось

а)

б)

в)

потому что ………………………………………………………

2. В проведённом мероприятии мне не понравилось

а)

б)

в)

потому что ………………………………………………………

3. Для того чтобы мероприятие было более интересным, я бы …………..

(предложи - что бы ты изменил) ………………………................................

Анализ результатов наблюдения, беседы, анкетирования позволит Вам более точно узнать, что необходимо изменить в мероприятии и себе, т. е. ответить на пп. 5, 6 раздела «Итоги дня».

Заполнения раздела отчёта по самоанализу логично начать с того, насколько Вы теоретически, практически и методически были подготовлены к прохождению летней педагогической практики: как освоено содержание дисциплин и каких именно, какие методики проведения и каких мероприятий освоены, где и как прошли практику по освоению содержания деятельности вожатого.

Далее необходимо проанализировать, поэтапно, как проходила Ваша практика. Начните с того, как проходило знакомство и выстраивание взаимоотношений с детьми. Отразите результаты анкетирования по выявлению интересов (см. «Анкета для выявления склонностей и интересов детей в отряде ») и насколько Вам это помогло во взаимоотношениях с детьми и в дальнейшем - при проведении отрядных мероприятий.

Отразите - какие мероприятия разработали самостоятельно и как установили результативность их проведения, какие методы при этом использовали (наблюдение, анкетирования, беседы и т. п.).

Опишите - какие сложности, трудности или проблемные ситуации возникли у Вас при прохождении практики, связанные с взаимоотношениями с детьми, коллегами, руководителями, и какие способы их разрешения Вы использовали.

В последние дни практики проведите анкетирование «Вожатый глазами детей» и проанализируйте результаты. Сформулируйте выводы - что в себе надо изменять, развивать, совершенствовать.

Сформулируйте общие выводы: насколько хорошо Вы были подготовлены к прохождению такого вида практики, что необходимо менять в образовательном процессе при освоении социально-педагогической деятельности, какие Ваши личностные качества не позволили Вам полностью реализовать цель, задачи и содержание практики.

Анкета

для выявления склонностей и интересов детей

в отряде

Фамилия___________________ Имя __________________

Возраст ______________

Инструкция. Дорогой друг! Мы хотим знать: чем ты больше интересуешься и, что тебе больше нравится. Отвечая на задания, ты должен выбрать один из трёх вариантов ответов «очень нравится», «средний интерес», «не интересно» и в соответствующем столбике поставить знак «+».

№ п/п Задание Очень нравится Средний интерес Не нравится
  Мне нравятся или нравится      
Подвижные игры      
Спокойные игры      
Рисовать      
Петь      
Танцевать      
Играть на музыкальных инструментах      
Смотреть кино, мультфильмы      
Детские аттракционы      
Гулять в лесу, парке      
Читать      
Ходить в краеведческий музей      
Посещать художественные выставки      
Ходить в театр      
Заниматься спортом      
Сочинять сказки      
Придумывать новые игры      
Напиши - какие у тебя ещё есть увлечения или чем ещё ты любишь заниматься: - - - -      

Спасибо за работу!

Анкета

«Вожатый глазами детей»

Инструкция. Дорогой друг! Мне интересно знать, как ты оцениваешь мои личностные качества и над чем мне надо работать. Отвечая на задания анкеты, ты должен проставить знак «+» в соответствующей графе: «да, он такой», «иногда он такой», «нет, он не такой». Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.

№ п/п Задание Да, он такой Иногда он такой Нет, он не такой
  Мой вожатый      
Доброжелательный      
Отзывчивый      
Бездушный      
Злой      
Справедливый      
Несправедливый      
Инициативный      
Ленивый      
Требовательный      
Неорганизованный      
Строгий      
Небрежный      
Общительный      
Необщительный      
Ответственный      
Безответственный      
Спокойный      
Неуравновешенный      
Творческий      
Скучный      
Знающий      
Невежа      
Весёлый      
Зануда      

Спасибо за работу!

Наши рекомендации